www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста


ID работы - 746482
педагогика (дипломная работа)
количество страниц - 78
год сдачи - 2010



СОДЕРЖАНИЕ:



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение……………………………………………………………….…………..
Глава 1. Научно - теоретическое обоснование проблемы формирования фонематического восприятия в современной логопедии …………….………..
1.1. Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи и
особенности его изучения у дошкольников ………………………….………...
1.2. Развитие фонематических процессов у детей в
речевом онтогенезе …………………………………………………….…………
Глава 2. Основные направления коррекционно-педагогической работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста ………….…………………………………….…………..
2.1. Краткий обзор существующих методик, программ, технологий индивидуальных различий в структуре формирования фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников в современной научно-методической литературе ….…………………………….
Глава 3. Организация и проведение коррекционной работы в экспериментальной логопедической группе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ………...……………………….………..
3.1. Обследование уровня сформированности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей и анализ его результатов ……
3.2. Система работы по преодолению звуковой и фонетической стороны речи ……………………………………….….....……………………...
3.3. Контрольный эксперимент и обработка полученных данных…………………………………………………………………………...…
Заключение ………………………………………………………………………..
Список использованной литературы ……………………………....……...…….
Приложение …………………………………………………...…………………..
3

7

7

16

30


33

41


49

50

58

69
72
75
79








ВВЕДЕНИЕ:




ВВЕДЕНИЕ

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (дети с нарушениями письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.).
Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объём основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп с ФФН всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлиники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с ФФНР. Поэтому вопрос об эффективности работы логопеда остаётся актуальной, требующий постоянного совершенства, и мы уверены, что один из резервов - это более тесное сотрудничество между логопедом, воспитателем и родителями.
На важность этой связи указывают авторы: Фомичева М.Ф., Крылова Н.Л., Гаркуша Ю.Ф., Ларионова Н.Я., Ткаченко Т.А.. Но использовать рекомендации на группе с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего недоразвития речи.
Цель исследования: привести эксперимент исследования и изучить его результаты для совершенствования приёмов и методов по коррекции речи с ФФН.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить различные подходы к проблеме коррекции речевых нарушений у детей с ФФНР на основе теоретического анализа современной литературы.
2) Исследовать специфику нарушений у детей с ФФНР.
3) Модифицировать имеющиеся методики.
Исходя из этого, объектом исследования является нарушение процессов формирования фонематической стороны речи у старших дошкольников, а предметом - совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Несформированность фонематического слуха и фонематического восприятия.
2) Применение модифицированных методик позволяет повысить эффективность логопедической работы.
3) Коррекционная работа должна проводиться систематически, поэтапно, совместно с логопедом,воспитателями и родителями.
Гипотеза: устранения нарушения фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников окажется более успешным, если применить специальные методы и приёмы коррекционной работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия, систематизированные из методик Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы явились фундаментальные труды по изучению звуковой стороны речи и фонетического недоразвития таких учёных, как: Бельтюков В.И., Гвоздев А.Н., Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Левина Р.Е., Швачкин Н.Х., Боскис Р.М.
В исследовании применялись методики:
1) Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включающая коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
2) Методика обследования речи с бально-уровневой системой оценки для определения уровня сформированнности фонематического восприятия Лалаевой Р.И., Мальцевой Е.В., Лурия А.Р. адаптированные Фотековой Т.А. "Логопед" статья Акименко В.М.
Научная новизна определяется недостаточной изученностью и освещенностью в научной и популярной литературе проблемы применения моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников.
"Дефектология" статья Оскольской Н.А. "Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи" обсуждается вопрос углубленной диагностики индивидуальных различий в структуре ФФНР у старших дошкольников и разработан "Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций и процессов у старших дошкольников".
"Дефектология" статья Буслаевой Е.Н. "Состояние фонематического слуха младших школьников". Для проверки фонематического слуха использована методика имитации и изменения кода языка.
Практическая значимость: Разработанные рекомендации, таблицы, графики, практический материал по использованию речевых физкультминуток в группах детей с ФФНР, зондовый массаж при коррекции звукопроизношения с использованием стихов, песен, может быть адресован студентам дефектологического факультета, начинающим логопедам, а также воспитателям и родителям воспитывающих детей с определённым диагнозом.
Экспериментальна база исследования: Эксперимент проходил в МДОУ "Детский сад № 19 общеразвивающего вида" г. Прокопьевска; количество - 20 человек из них: 9 девочек и 11 мальчиков в возрасте от 6,3 до 7,2 лет с диагнозом ФФНР.




ГЛАВА 1. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ

1.1 Понятие фонетико-фонематического недоразвитие речи и особенности его изучения у дошкольников

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Во многих "общеобразовательных" детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте, и математике.
Ведущие учёные (Левина Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Чиркина Г.Е., Колпоковская И.К., Ястребова В.А. и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.
Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.
В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова - необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Эльконина Д.Б., Лурия А.Р., Богоявленского Д.Н., Сохина Ф.А., Тамбовцевой А.Г., Тумаковой Г.А. и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.
Навыки чтения формируются у ребёнка только после овладения слиянием




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова Т.В. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. // Логопед, 2004.-№5. с. 80-91. 2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних занятий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. 3. Акименко В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников. // Логопед, 2005.-№1. с. 4-13. 4. Акименко В.М. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением моделей артикуляции звуков. // Логопед, 2005.-№2. с. 9-15. 5. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. - М.: Астрель, 2006. 6. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. 7. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: 1958. 8. Буслаева Е.Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов. // Дефектология, 2002.-№2. с. 17-21. 9. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.: 1997. 10. Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. - М.: Академия, 2000. 11. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Лабиринт, 2003. 12. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. 13. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.: 1992. 14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: 1961. 15. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке. Время года. - СПб.: 1998. 16. Дорох Н.В. Коррекция возможности массажа. // Логопед для ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 80с. с. 40-44. 17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: 1985. 18. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1963. 19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: 1985. 20. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М.: 1978. 21. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. - Воронеж, 2000. 22. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: 2002. 23. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. - М.: 1998. 24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). - М.: 1998. 25. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. - М.: Гном и Д, 2002. 26. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М.: Гном и Д, 2001. 27. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР ("Осень, "Зима", "Весна", "Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна"). - М.: Гном и Д, 2001. 28. Копытова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. -№3. с. 63-69. 29. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2000. 30. Кучергина О.В. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. // Логопед, 2004. -№5. с. 54-57. 31. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. - М.: 1940. 32. Лизунова Л.Р. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. // Логопед, 2004. -№4. с. 70-72. 33. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми имеющих дизартрические расстройства. - М.: 2000. 34. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: Союз, 2004. 35. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Особенности фонетических нарушений. Особенности фонематических нарушений. // Дефектология, 1974. -№4. с. 20-30. 36. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: 1991. 37. Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи. // Дефектология, 2001. -№2. с. 28-35. 38. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Левиной Р.Е. - М.: 1969. 39. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических расстройствах. / Под ред. Ляпидевского С.С. - М.: 1973. 40. Пелых Н.И. Дифференциация звуков [Т] - [Д] (старшая группа для детей с ФФН). // Логопед, 2005. -№1. с. 70-73. 41. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 42. Рожкова Н.в. Коррекционные возможности массажа. // Логопед для ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -80с. с. 40-44. 43. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. // Дефектология, 1972. -№3. с. 11-14. 44. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. - М.: 2000. 45. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: Гном-Пресс, 1999. 46. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФНР (старшая группа). - М.: 1993. 47. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М.: 1993. 48. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. - М.: 1993. 49. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: 1987. 50. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1951. 51. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. - М.: Владос, 2000. 52. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. - М.: "Известия АПНРСФСР" вып.13, 1948. 53. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: 1958.
Цена: 6000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru