www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Изучение особенностей обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями


ID работы - 644542
педагогика (дипломная работа)
количество страниц - 80
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение…………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Особенности обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями (ДЦП)

1.1. Характеристика детей с ограниченными возможностями (виды таких детей)……………………………………………………………..7
1.2. Особенности педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП)……………………………..…………………15
1.3. Проблема формирования выразительности речи и правильной английской интонации у детей с ограниченными возможностями ...……………………………………………………………………..…24
1.4. Вопросы методики преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями …………………………………….42

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….49

Глава 2. Разработка элементов экспериментальной методики обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями

2.1. Характеристика экспериментальной группы………………………50
2.2. Анализ экспериментальной методики и ее компонентов…………51
2.3. Анализ эффективности экспериментальной методики для обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями………………56

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….69

Заключение……………………………………………………………………….70
Использованная литература…………………………………………………….73







ВВЕДЕНИЕ:



Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе. В некоторых странах сейчас нередко даже проводятся конкурсы на самого красивого младенца.
Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и взрослого - и на жизнь его родителей.
Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус-фактор или гипоксия новорожденных.
Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц - чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.
У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с родителями и сверстниками. Тяжелые, так называемые генерализованные, формы детского церебрального паралича, когда поражаются руки и ноги, речь, а подчас и слух ребенка, - приводят его к глубокой инвалидности. Детский церебральный паралич - это непрогрессирующее заболевание, однако оно может давать осложнения в виде контрактур и различных деформаций. По сути детский церебральный паралич - даже не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено.
Данные специальной психологии и коррекционной педагогики свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий развития в настоящее время является детский церебральный паралич (ДЦП). Число детей с ДЦП в последние годы увеличивается, что обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
Эффективным средством коррекции психического развития ребенка, как я считаю, является изучение иностранных языков, в частности английского, что в психологической и педагогической практике основывается на определенных теоретических подходах отечественной и зарубежной педагогики, психологии и методики преподавания.
Актуальность данного дипломного исследования связана с тем, что существует необходимость для ребенка с ДЦП как можно раньше преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на иностранном языке, среди которых имеют глобальное значение ритм и интонация. Это поможет ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволит развить речевой аппарат.
В настоящее время, когда происходят коренные изменения в обучении, когда кардинальным образом пересматриваются содержание и методы обучения, целесообразно вернуться к рассмотрению методик преподавания иностранного языка и основных тенденций их развития, особенно в ситуации обучения детей с ограниченными возможностями (ДЦП).
Сейчас никто не сомневается в том, что методика обучения иностранным языкам представляет собой науку. Самое первое определение методики было дано Е.М.Рытом в 1930 году, который писал: "методика преподавания иностранных языков представляет собой практическое приложение сравнительного языкознания". Аналогичной позиции придерживался и А.В.Щерба [Щерба А. В. Л. Наука 1974г. 428 с.].
Возникновение взгляда на методику, как на прикладную лингвистику, было обусловлено тем, что в методике 30-х годов ещё недостаточно определилась специфика иностранного языка как учебного предмета, и не было разработанной системы методов исследования, без чего не может быть подлинной науки.
Другое направление в определении методики, как науки, связано с именем Б.В.Беляева, который полагал, что методика есть ни что иное, как прикладная психология. Однако ряд проблем методики, в частности, отбор материала, особенности использования приемов и способов работы в зависимости от аудитории, не может быть решен с опорой только на психологию. Поэтому это определение методики не получило распространения.
В конце 30-х - начале 40-х годов прошлого столетия начинает оформляться еще одно направление - определение методики, как педагогической науки. У педагогики и методики имеется один объект изучения - процессы обучения, воспитания, цели и задачи обучения, воспитание и содержание предметов. Едиными являются и методы исследований, поэтому определение методики как педагогической науки было шагом вперед к ее оформлению в самостоятельную науку.
Методика признается наукой, имеющей свои закономерности и свои методы исследования. Наиболее полное определение методики гласит: "Методика обучения - наука, исследующая цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения, а также изучающая процессы учения и воспитания на материале иностранного языка".
Практическая значимость исследования состоит в расширении понимания проблем формирования соответствующей ритмико-интонационной стороны речи и возможности использования приобретённых знаний в последующем развитии и обучении детей с ДЦП.
Цели исследования: изучить особенности обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями.
Задачи исследования:
- изучить литературу по данной проблематике;
- ознакомиться с особенностями детей с ограниченными возможностями;
- проанализировать вопросы методики преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями;
- разработать элементы экспериментальной методики обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями.
Методы исследования:
- анализ;
- синтез;
- наблюдение;
- педагогический эксперимент.
Теоретическая ценность и новизна данной работы заключается в том, что обучение английскому языку детей с огрниченными возможностями важно для дальнейшей жизни ребенка, особенно в выборе профессии.
На современном этапе развития преподавания иностранных языков при разработке методики обучения необходимо исходить из особенностей коллектива, в котором она будет использоваться, необходимо учитывать личностные особенности обучаемых, их возраст, интересы, уровень подготовки, период, в течение которого будет проходить обучение, а так же техническую оснащенность учебного заведения.
Поэтому тема "Обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями" сегодня весьма актуальна.
Данная работа состоит из 2-х глава, введения, выводов, списка использованной литературы.







СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. - Л., 1962.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.
3. Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М., 1994.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1989. - 77 с.
5. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, "Медицина",1975.
6. Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.
7. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы.// ПЖ № 1. - 1996.
8. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал №1. - 1981.
9. Ботта Н., Ботта П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. - Л.: ЛМУ, 1964.
10. Вайсбург М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному устноречевому обучению// Иностранные языки в школе. - 1999 - № 1-2.
11. Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1980. - № 1.
12. Вассерман Л.И. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1998. - № 2.
13. Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003.
14. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий //Вопросы психологии. -1983. -№3.
15. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.
16. Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию / Под ред. Х. Рай и М.Д. Скьортен. - ЮНЕСКО, 1989.
17. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003.
18. Дудин С.И. О связи темперамента с общими способностями //Психологический журнал. -1994. -№2.
19. Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //Психологический журнал. -1995. -№5.
20. Зимняя И.А. Психологические аспекты говорения на иностранном языке. -М.: Просвещение, 1995.
21. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991.
22. Ипполитова М.В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980.
23. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом // Специальная школа. - 1967. - № 3.
24. Исаев И.А. Психическое недоразвитие детей. Ленинград, "Медицина", 1982
25. Каверина Е.К. О развитии речи детей первых 2х лет жизни. Москва, Медицина, 1950
26. Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при детских церебральных параличах и принципы лечения. - М., 1982.
27. Калижнюк Э.С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольниками, страдающими церебральными параличами. - М., 1978.
28. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М., 1982.
29. Калижнюк Э.С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при детских церебральных параличах //Журнал невропатологии и психиатрии. - 1985. - № 3.
30. Кириченко Е.И. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1983. - № 9.
31. Кириченко Е.С. Психические нарушения у детей, страдающих церебральными параличами. - М., 1965.
32. Китайгородская Г.А. "Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика", 1992
33. Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург, 1994.
34. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: 1975.
35. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Москва, Медицина, 1978.
36. Ковальчук Е.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. -М., 1980.
37. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами / Под. ред. Е.М. Мастюковой. - М., 1975.
38. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащихся как основа индивидуализации обучения речевой деятельности //ИЯШ. -1980. -№2.
39. Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991.
40. Левченко И.Ю. Акцентуации характера у подростков с детским церебральным параличом // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1988. - № 8.
41. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия. 2001.
42. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. - М., 1989.
43. Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1976. - №3.
44. Мамайчук И.И. Комплексной психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича // Дефектология. - 1984. - №6.
45. Мамайчук И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1992. - №4.
46. Мамайчук И.И. Учет личностных особенностей детей с ортопедическими заболеваниями в процессе ортопедохирургического лечения // Ортопедия, травматология и протезирование. - 1986. - № 10.
47. Мамайчук И.И., Мендоса С, Мендоса Д. Нейропсихологический анализ гностических процессов у школьников с церебральным параличом // Тезисы VI Всесоюзного съезда психологов. - М., 1983.
48. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. - 1987. - № 3.
49. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.
50. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1982. - № 4.
51. Мастюкова Е.М. Некоторые особенности мотивационной сферы младших школьников с церебральным параличом и воспитание основ нравственного поведения // Дефектология. - 1985. - № 5.
52. Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами // Дефектология. - 1975. - № 6.
53. Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с ДЦП в семье // Дефектология. - 1985. - № 2.
54. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.
55. Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Дефектология. - 1988. - № 4.
56. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Педагогика, 1986.
57. Миклашев Е.У. Дифференциальный подход на уроке французского языка //ИЯШ. -1987. -№3.
58. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению //ИЯШ, 1999. -№1.
59. Митина А.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся //Вопросы психологии -1991. -№5.
60. Михеев В.В. Нервные болезни. - М.: 1958.
61. Мусницкая Е.В. Сто вопросов к себе и к ученику. -М., "Дом педагогики", 1996.
62. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.
63. Николаев С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения //ИЯШ, 1987. -№5.
64. Орлова О. Р., Яхно Н. Н. Применение Ботокса (токсина ботулизма типа А) в клинической практике: руководство для врачей. - M.: Каталог, 2000. - 208 с.
65. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. Мастюковой Е.М. - М., 1989.
66. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -М., Просвещение, 1981.
67. Пашукова Т.И. Психологические исследования. -М., 1996.
68. Перхурова И. С., Лузинович В. M., Сологубов Е. Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции. - M.: Книжная палата, 1996. -С. 34-151.
69. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: 1998.
70. Петровский А.В. Общая психология. -М.: Просвещение, 1976.
71. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М., Педагогика, 1975.
72. Раменская О.П. Психологическое изучение личности дошкольника с церебральным параличом. - М., 1980.
73. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1991.
74. Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями / А. Н. Белова, О. Н. Щепетова (ред.). - M., 1998. - С. 26-136.
75. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. -1992. -№2.
76. Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности //Психологический журнал, 1982. -№6.
77. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека //Психологический журнал. -1989. -№1.
78. Сараева Н.М. Различия в волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. - 1980. - № 2.
79. Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. - 1979. - № 6.
80. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. - М., 1968.
81. Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.
82. Семенова К.А. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. - Киев, 1986.
83. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. - СПб., 2003.
84. Стацевич Е.Е. Советы психолога детям с детскими церебральными параличами. - М., 1993.
85. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии ребенка. -М., 1982.
86. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для индивидуальных различий //Вопросы психологии. -1963. -№5.
87. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Просвещение, 1980.
88. Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. - М., 2001.
89. Цукер М.Б. Основы невропатологии детского возраста. Москва, Медгиз, 1961
90. Чавес С. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: Автореф. дис. ... канд. наук. - СПб., 1992.
91. Шамарен Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Элиста, 1999.
92. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., 2001.
93. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2004.
94. Щерба А. В. Языковая система и речевая деятельность. Л. Наука 1974г. 428 с.
95. Щербаков А.И. Практикум по общей психологии. -М.: Просвещение, 1990.
96. Эйдинов М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М., 1959.


Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru