Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Изучение особенностей обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями ID работы - 644542 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 80 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение…………………………………………………………………………. 2 Глава 1. Особенности обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями (ДЦП) 1.1. Характеристика детей с ограниченными возможностями (виды таких детей)……………………………………………………………..7 1.2. Особенности педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП)……………………………..…………………15 1.3. Проблема формирования выразительности речи и правильной английской интонации у детей с ограниченными возможностями ...……………………………………………………………………..…24 1.4. Вопросы методики преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями …………………………………….42 Выводы по 1 главе……………………………………………………………….49 Глава 2. Разработка элементов экспериментальной методики обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями 2.1. Характеристика экспериментальной группы………………………50 2.2. Анализ экспериментальной методики и ее компонентов…………51 2.3. Анализ эффективности экспериментальной методики для обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями………………56 Выводы по 2 главе……………………………………………………………….69 Заключение……………………………………………………………………….70 Использованная литература…………………………………………………….73 ВВЕДЕНИЕ: Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе. В некоторых странах сейчас нередко даже проводятся конкурсы на самого красивого младенца. Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и взрослого - и на жизнь его родителей. Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус-фактор или гипоксия новорожденных. Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц - чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную. У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с родителями и сверстниками. Тяжелые, так называемые генерализованные, формы детского церебрального паралича, когда поражаются руки и ноги, речь, а подчас и слух ребенка, - приводят его к глубокой инвалидности. Детский церебральный паралич - это непрогрессирующее заболевание, однако оно может давать осложнения в виде контрактур и различных деформаций. По сути детский церебральный паралич - даже не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено. Данные специальной психологии и коррекционной педагогики свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий развития в настоящее время является детский церебральный паралич (ДЦП). Число детей с ДЦП в последние годы увеличивается, что обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме. Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Эффективным средством коррекции психического развития ребенка, как я считаю, является изучение иностранных языков, в частности английского, что в психологической и педагогической практике основывается на определенных теоретических подходах отечественной и зарубежной педагогики, психологии и методики преподавания. Актуальность данного дипломного исследования связана с тем, что существует необходимость для ребенка с ДЦП как можно раньше преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на иностранном языке, среди которых имеют глобальное значение ритм и интонация. Это поможет ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволит развить речевой аппарат. В настоящее время, когда происходят коренные изменения в обучении, когда кардинальным образом пересматриваются содержание и методы обучения, целесообразно вернуться к рассмотрению методик преподавания иностранного языка и основных тенденций их развития, особенно в ситуации обучения детей с ограниченными возможностями (ДЦП). Сейчас никто не сомневается в том, что методика обучения иностранным языкам представляет собой науку. Самое первое определение методики было дано Е.М.Рытом в 1930 году, который писал: "методика преподавания иностранных языков представляет собой практическое приложение сравнительного языкознания". Аналогичной позиции придерживался и А.В.Щерба [Щерба А. В. Л. Наука 1974г. 428 с.]. Возникновение взгляда на методику, как на прикладную лингвистику, было обусловлено тем, что в методике 30-х годов ещё недостаточно определилась специфика иностранного языка как учебного предмета, и не было разработанной системы методов исследования, без чего не может быть подлинной науки. Другое направление в определении методики, как науки, связано с именем Б.В.Беляева, который полагал, что методика есть ни что иное, как прикладная психология. Однако ряд проблем методики, в частности, отбор материала, особенности использования приемов и способов работы в зависимости от аудитории, не может быть решен с опорой только на психологию. Поэтому это определение методики не получило распространения. В конце 30-х - начале 40-х годов прошлого столетия начинает оформляться еще одно направление - определение методики, как педагогической науки. У педагогики и методики имеется один объект изучения - процессы обучения, воспитания, цели и задачи обучения, воспитание и содержание предметов. Едиными являются и методы исследований, поэтому определение методики как педагогической науки было шагом вперед к ее оформлению в самостоятельную науку. Методика признается наукой, имеющей свои закономерности и свои методы исследования. Наиболее полное определение методики гласит: "Методика обучения - наука, исследующая цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения, а также изучающая процессы учения и воспитания на материале иностранного языка". Практическая значимость исследования состоит в расширении понимания проблем формирования соответствующей ритмико-интонационной стороны речи и возможности использования приобретённых знаний в последующем развитии и обучении детей с ДЦП. Цели исследования: изучить особенности обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями. Задачи исследования: - изучить литературу по данной проблематике; - ознакомиться с особенностями детей с ограниченными возможностями; - проанализировать вопросы методики преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями; - разработать элементы экспериментальной методики обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями. Методы исследования: - анализ; - синтез; - наблюдение; - педагогический эксперимент. Теоретическая ценность и новизна данной работы заключается в том, что обучение английскому языку детей с огрниченными возможностями важно для дальнейшей жизни ребенка, особенно в выборе профессии. На современном этапе развития преподавания иностранных языков при разработке методики обучения необходимо исходить из особенностей коллектива, в котором она будет использоваться, необходимо учитывать личностные особенности обучаемых, их возраст, интересы, уровень подготовки, период, в течение которого будет проходить обучение, а так же техническую оснащенность учебного заведения. Поэтому тема "Обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями" сегодня весьма актуальна. Данная работа состоит из 2-х глава, введения, выводов, списка использованной литературы. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. - Л., 1962. 2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992. 3. Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М., 1994. 4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1989. - 77 с. 5. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, "Медицина",1975. 6. Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988. 7. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы.// ПЖ № 1. - 1996. 8. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал №1. - 1981. 9. Ботта Н., Ботта П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. - Л.: ЛМУ, 1964. 10. Вайсбург М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному устноречевому обучению// Иностранные языки в школе. - 1999 - № 1-2. 11. Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1980. - № 1. 12. Вассерман Л.И. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1998. - № 2. 13. Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003. 14. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий //Вопросы психологии. -1983. -№3. 15. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977. 16. Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию / Под ред. Х. Рай и М.Д. Скьортен. - ЮНЕСКО, 1989. 17. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003. 18. Дудин С.И. О связи темперамента с общими способностями //Психологический журнал. -1994. -№2. 19. Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //Психологический журнал. -1995. -№5. 20. Зимняя И.А. Психологические аспекты говорения на иностранном языке. -М.: Просвещение, 1995. 21. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991. 22. Ипполитова М.В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980. 23. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом // Специальная школа. - 1967. - № 3. 24. Исаев И.А. Психическое недоразвитие детей. Ленинград, "Медицина", 1982 25. Каверина Е.К. О развитии речи детей первых 2х лет жизни. Москва, Медицина, 1950 26. Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при детских церебральных параличах и принципы лечения. - М., 1982. 27. Калижнюк Э.С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольниками, страдающими церебральными параличами. - М., 1978. 28. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М., 1982. 29. Калижнюк Э.С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при детских церебральных параличах //Журнал невропатологии и психиатрии. - 1985. - № 3. 30. Кириченко Е.И. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1983. - № 9. 31. Кириченко Е.С. Психические нарушения у детей, страдающих церебральными параличами. - М., 1965. 32. Китайгородская Г.А. "Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика", 1992 33. Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург, 1994. 34. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: 1975. 35. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Москва, Медицина, 1978. 36. Ковальчук Е.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. -М., 1980. 37. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами / Под. ред. Е.М. Мастюковой. - М., 1975. 38. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащихся как основа индивидуализации обучения речевой деятельности //ИЯШ. -1980. -№2. 39. Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991. 40. Левченко И.Ю. Акцентуации характера у подростков с детским церебральным параличом // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1988. - № 8. 41. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия. 2001. 42. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. - М., 1989. 43. Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1976. - №3. 44. Мамайчук И.И. Комплексной психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича // Дефектология. - 1984. - №6. 45. Мамайчук И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1992. - №4. 46. Мамайчук И.И. Учет личностных особенностей детей с ортопедическими заболеваниями в процессе ортопедохирургического лечения // Ортопедия, травматология и протезирование. - 1986. - № 10. 47. Мамайчук И.И., Мендоса С, Мендоса Д. Нейропсихологический анализ гностических процессов у школьников с церебральным параличом // Тезисы VI Всесоюзного съезда психологов. - М., 1983. 48. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. - 1987. - № 3. 49. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003. 50. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1982. - № 4. 51. Мастюкова Е.М. Некоторые особенности мотивационной сферы младших школьников с церебральным параличом и воспитание основ нравственного поведения // Дефектология. - 1985. - № 5. 52. Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами // Дефектология. - 1975. - № 6. 53. Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с ДЦП в семье // Дефектология. - 1985. - № 2. 54. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985. 55. Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Дефектология. - 1988. - № 4. 56. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Педагогика, 1986. 57. Миклашев Е.У. Дифференциальный подход на уроке французского языка //ИЯШ. -1987. -№3. 58. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению //ИЯШ, 1999. -№1. 59. Митина А.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся //Вопросы психологии -1991. -№5. 60. Михеев В.В. Нервные болезни. - М.: 1958. 61. Мусницкая Е.В. Сто вопросов к себе и к ученику. -М., "Дом педагогики", 1996. 62. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. 63. Николаев С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения //ИЯШ, 1987. -№5. 64. Орлова О. Р., Яхно Н. Н. Применение Ботокса (токсина ботулизма типа А) в клинической практике: руководство для врачей. - M.: Каталог, 2000. - 208 с. 65. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. Мастюковой Е.М. - М., 1989. 66. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -М., Просвещение, 1981. 67. Пашукова Т.И. Психологические исследования. -М., 1996. 68. Перхурова И. С., Лузинович В. M., Сологубов Е. Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции. - M.: Книжная палата, 1996. -С. 34-151. 69. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: 1998. 70. Петровский А.В. Общая психология. -М.: Просвещение, 1976. 71. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М., Педагогика, 1975. 72. Раменская О.П. Психологическое изучение личности дошкольника с церебральным параличом. - М., 1980. 73. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1991. 74. Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями / А. Н. Белова, О. Н. Щепетова (ред.). - M., 1998. - С. 26-136. 75. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. -1992. -№2. 76. Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности //Психологический журнал, 1982. -№6. 77. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека //Психологический журнал. -1989. -№1. 78. Сараева Н.М. Различия в волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. - 1980. - № 2. 79. Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. - 1979. - № 6. 80. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. - М., 1968. 81. Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979. 82. Семенова К.А. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. - Киев, 1986. 83. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. - СПб., 2003. 84. Стацевич Е.Е. Советы психолога детям с детскими церебральными параличами. - М., 1993. 85. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии ребенка. -М., 1982. 86. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для индивидуальных различий //Вопросы психологии. -1963. -№5. 87. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Просвещение, 1980. 88. Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. - М., 2001. 89. Цукер М.Б. Основы невропатологии детского возраста. Москва, Медгиз, 1961 90. Чавес С. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: Автореф. дис. ... канд. наук. - СПб., 1992. 91. Шамарен Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Элиста, 1999. 92. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., 2001. 93. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2004. 94. Щерба А. В. Языковая система и речевая деятельность. Л. Наука 1974г. 428 с. 95. Щербаков А.И. Практикум по общей психологии. -М.: Просвещение, 1990. 96. Эйдинов М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М., 1959. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru