Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Исследование психологических аспектов деятельности воспита-теля дошкольного учреждения ID работы - 611626 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 70 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение 3 ГЛАВА I. Теоретические основы исследования профессиональных и личностных качеств воспитателя 7 1.1 Профессиональные требования к воспитателю 7 1.2 Тип взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста 15 1.3 Содержание педагогического анализа в детском дошкольном учреждении 29 ГЛАВА II. Экспериментальное исследование психологических аспектов деятельности воспитателей дошкольного образовательного учреждения 36 2.1 Цель, задачи и гипотеза исследования 36 2.2 Описание выборки и методик исследования 38 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 49 Заключение 60 Библиография 64 ВВЕДЕНИЕ: Введение Передовой педагогический опыт – это средство целенаправлен-ного со¬вершенствования учебно-воспитательного процесса, удовле-творяющее актуальные по¬требности практики обучения и воспита-ния! (Я.С. Турбовской). Опыт помогает воспитателю использовать новые подходы к ра-боте с детьми. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профес¬сионального мастерства. Пе-редовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом. Однако следует учесть не только профессиональные, но и лич-ностные характеристики воспитателя, которые должны способство-вать достижению воспитательных целей и обязательно дол¬жен срав-ниваться с реальной практикой. Признана взаимосвязь личностных характеристик педагога и накопленного опыта работы. Если наличие опыта определяется по следующим критериям: высокая резуль¬тативность, научная обоснованность, творческая но-визна, актуальность, сокращение зат¬рат времени на достижение высо-ких результатов, то процесс его реализации отталкивается от лично-стных качеств воспитателя. Кроме того, для любого педагога, изучаю-щего передовой опыт, важен не только сам результат, но и методы, приемы, при помощи которых результат достигнут. Это позволяет со-измерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в работу. В результате при исследовании личностных характеристик воспитателей, следует учесть взаимосвязь данных аспектов. Актуальность исследования определяется самой спецификой профессии воспитателя, которая в свою очередь определяется посто¬янным общением с детьми, имеющих свое миропо¬нимание, свои пра-ва, свои убеждения. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс разви¬тия подрастающего поколения, так организовать всю деятель-ность учащихся, чтобы каждый из них имел воз¬можность полноценно развивать свои наклонности и интересы. Все это ставит перед воспитателем постоянную задачу непре-рывного совершенствования своих организатор¬ских, коммуникатив-ных способностей в процессе освое¬ния психолого-педагогических знаний и эффективно¬го применения их в ходе педагогической прак-тики и определяет проблему проводимого исследования, т.к. выпол-нение профес¬сионального педагогического долга потребует от воспи-тателя принятия на себя целого ряда обязательств: - воспитателю следу¬ет объективно оценить свои возможности в об-ласти педагогической деятельности, узнать и проанализиро¬вать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профес-сионально значимые качества потребует¬ся сформировать ходе профессиональной подготов¬ки, а какие — самостоятельно, в про-цессе реальной профессиональной педагогической деятельности; - воспитатель должен владеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, вни-мания), куль¬турой поведения и общения, в том числе и педагоги¬ческого; - обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности воспитателя является понимание ребенка как такой же самоцен-ной, равнозначимой лич¬ности как собственное «Я», знание законо-мерностей поведения и общения. Его воспитанник, должен быть понят и принят педагогом независимо от того, со¬впадают ли их ценностные ориентации, модели пове¬дения и оценок; - воспитатель является не только организа¬тором учебной деятельно-сти обучаемых, но и вдохно¬вителем сотрудничества участников образовательного процесса, выступает в качестве партнера в дея-тельнос¬ти по достижению общих, в известном смысле, целей обра-зования, воспитания и развития. Взаимоотношения в работе детского сада и семьи – важный ас-пект получения положительных результатов, и поэтому нужно обра-тить внимание на совместный подхо¬д к воспитанию и обучению до-школьников. Личностные характеристики и наличие профессиональ-ного опыта, необходимые для обеспечения процесса воспитания и обучения дошкольников, не могут строиться без совместной работы пе¬дагога с родителями. В результате методы работы и личностные ха-рактеристики воспитателя, необходимые для работы с детьми, не все-гда подходят для взаимодействия с родителями, что в свою очередь заметно снижает качество образовательного процесса. Поэтому в со-временной педагогической литературе можно встретить различные определения понятия «педагогический опыт». Это и новаторство, от-крытие нового, творческие находки и опыт, основанный на использо-вании еще не вошедших в широкую практику методов и приемов, и хорошая работа лучших воспитателей, способная быть образцом для коллег. Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение пе-дагогического опыта является важнейшей составляющей методиче-ской работы. Будучи, по существу, тесней¬шим образом связанным с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводни¬ком передовых идей и технологий в практику ГОУ. Цель исследования – изучение психологических аспектов дея-тельности воспитателя детских дошкольных учреждений. Предмет исследования – профессиональные, социально-психологи¬чес¬кие и личностные характеристики, необходимые для осуществления эффективной педагогической деятельности. Объект исследования – психологические аспекты деятельности воспитателей детского сада. Задачи исследования: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования профессиональных и личностных качеств воспитателя; 2) провести диагностику стиля педагогического общения, про-фессиональных качеств педагога дошкольного образовательного уч-реждения и его педколлектива; Гипотеза исследования: мы предполагаем, что систематическая работа старшего воспитателя способствует оптимизации стиля педа-гогического общения, развитию профессиональных качеств педагогов ГОУ и его педагогического коллектива. Эмпирическую базу составили воспитатели двух их ГОУ ЦОУО г. Москвы. Основные методики, используемые в исследовании: - опросник социально-психологической аттестации трудового кол-лектива; - самооценка профессиональных качеств педагога; - стили педагогического общения. ГЛАВА I. Теоретические основы исследования профессиональных и личностных качеств воспитателя 1.1 Профессиональные требования к воспитателю Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель ру¬ководителя или старший воспитатель, а непо-средственными исполнителями воспитатели в группах. В тарифно-квалификационных характеристиках пе¬дагогических работников ГОУ определены обязанности по этим должностям. В соответ¬ствии с Уставом в каждом конкретном ГОУ составляются штатное расписание и должно¬стные инструкции. Воспитатель обязан владеть глубокими и систематизированны-ми знаниями, и в первую очередь в области психологии, педагогики, управления учебно-воспитатель¬ным процессом, педагогическим кол-лективом. Он должен: уметь исходя из современных требований к об-разованию и воспитанию, ставить цели и конкретизировать их в виде задач, которые необходимо решать в коллективе; проектировать, планировать, регулиро¬вать и корректировать работу всего учрежде-ния; собирать и анализировать учебно-педа¬гогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы, необходимые для даль¬нейшего прогнозирования успешной работы детского сада. Выполнение должностных обя¬занностей требует от старшего воспитателя постоянного самосовершенствования и твор¬ческого по-иска в педагогической и управленческой деятельности. Приведем некоторые профессиональные требования к органи-затору воспитательно-образовательной работы в современном дошко-льном учреждении. Уровни пр СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Библиография 1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка – М.: Просвещение, 1980 2. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М., ACT, 1996 3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология – М.: Педагогика и практическая психология – Ростов н/Д: Феникс, 2000 4. Башлакова Л.Н. Исследование факторов, влияющих на органи¬зацию общения воспитателя с детьми // Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. – М.: 1985 5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства – Ярославль, Феникс, 1998 6. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. – 2001. –№4 7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Аспект-Пресс, 2003 8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Речь, 1996 9. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети – М.: Радуга, 1995 10. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систе¬матическому обучению (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 2004. – №7. 11. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности – М.: Наука, 2000 12. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик – М.: Академия, 2004 13. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников – СПб.: Дидактика Плюс, 2001 14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – М.: Академия пресс, 1997 15. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика-Пресс, 1999 16. Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание, 1998, №8 17. Диагностика в детском саду. Методическое пособие – Ростов на-Д.: Феникс, 2004 18. Давидчук А.Л. Развитие у дошкольников конструктивного твор¬чества – М.: ВЛАДОС, 1996 19. Детская практическая психология // под ред. Марцинковской Т.Д. – М.: Гардарика, 2001 20. Деятельность и взаимоотношения дошкольников // Под ред. Репиной Т.А. – М.: Педагогическое общество России, 2001 21. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене об¬щения – М., 2001 22. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина – М.: Сфера, 2005 23. Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 9 24. Захаров А.Л. Как предупредить отклонения в поведении ребенка – М.: ВЛАДОС, 2003 25. Захарова А.В. Психология формирования самооценки – М.: Высшая школа, 1993 26. Кравцов Г., Кожарина Л., Плашаева Л. Царевна Несмеяна и другие, или Воспитание произвольности // Дошкольное воспитание. 2001. №11. 27. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2001 28. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2004 29. Коломинский ЯЛ., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1993 30. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота, радость и творчество: программа эстатического воспитания детей 2-7 лет – М.: Педагогическое общество России, 2000 31. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество – М., ВЛАДОС, 1990 32. Кондратенко Т Д.. Котырло В.К., Ладывир С Л. Обучение стар¬ших дошкольников – Киев: Атмосфiра, 1986 33. Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000 34. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения – М.: МОДЭК, 1986 35. Мухина B.C. Детская психология – М.: Педагогика, 1985 36. Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста // под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина – М.: Речь, 1995 37. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет – М.: Педагогика, 1992 38. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы – М.: Тривола, 1995 39. Паршукова И.Л. Методист дошкольного образовательного учреждения как организатор исследования и развития ребенка: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. – СПб.: СПбГПУ, 1999 40. Подластый И.П. Педагогика – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999 41. Поздняк Л.В., Лященко Ц.Н. Управление дошкольным образованием – М.: Академия, 1999 42. Психология человека от рождения до смерти / под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 43. Радуга: программа и метод руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в дет. саду // сост. Доронова Т.Н. – М., Просвещение, 1997 44. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада – М.: Педагогика, 1998 45. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях // Под ред. М.А. Васильевой – М.: Статут, 1986 46. Руководство практического психолога. Готовность к школе: Развивающие программы // Под ред. И.В.Дубровиной – М.: Психология и педагогика, 1995 47. Сапогова Е.Е. Психология развития человека – М.: Аспект-Пресс, 2001 48. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М., Психология и педагогика, 1987 49. Сигел Э., Сигел Л. Как воспитать дошкольника – М., РОСМЭН, 1998 50. Троян А.Н. Функция педагогического анализа в управлении работой дошкольного учреждения: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. – М., 1984 51. Улъенкова У. К проблеме дифференцированной подготовке детей к школе // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 2. 52. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Академия, 2001 53. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития – М.: Тривиола, 1994 54. Эриксон Э. Детство и общество – СПб.: Университетская книга, 1996 55. Эстетическое воспитание в детском саду // Под ред. Н.А.Ветлугиной. М., 1985 Таблица 8. Результаты опроса по методике социально-психологической аттестации трудового коллектива (выборка №1) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 1 Дина М. 0 0 1 0 0 1 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 0 1 1 1 Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru