Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Использование элементов народного костюма как средство развития воображения в предмете технологии ID работы - 672945 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 66 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ……………... 1.1. Анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования………………………………………………………………………………………... 1.2. Теоретический подход к понятию и сущность воображения в современной психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………… 1.2.1. Понятие воображения, его природа и своеобразие в процессе деятельности…………... 1.2.2. Творческое воображение, его особенности и сущность………………………………….. 1.2.3. Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов……... 1.3. Народное искусство, его составляющие в пространстве культуры………………………... 1.4. Возрастные и индивидуально - психологические особенности подросткового возраста... ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………… 2.1. Условия мотивации, стимулирования мыслительной деятельности в организации обучения творческого воображения………………………………………………………………. 2.2. Методы и приемы развития творческого воображения на уроках технологии…………… 2.3. Конструирование упражнений по развитию памяти, мышления, воображения………….. 2.4. Методические рекомендации по развитию творческого воображения на уроках технологии…………………………………………………………………………………………... ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА……………………………………... 3.1.Описание испытуемых и методов исследования…………………………………………….. 3.2. Описание констатирующего этапа эксперимента…………………………………………… 3.3. Описание формирующего этапа эксперимента……………………………………………… 3.4. Описание контрольного этапа эксперимента………………………………………………... ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………... БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………………... ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….…………. 6 8 8 11 11 19 23 27 31 38 38 40 49 52 56 56 59 60 63 65 67 70 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность работы. В современных условиях все большую актуальность и практическую значимость приобретает развитие способности личности к активному преобразованию действительности, субъектному включению в общественные отношения, что определяет успешность адаптации к среде. Как показывают данные социологических и психолого - педагогических исследований, именно в последние годы особенно резко обострилась проблема социальной дезадаптации подростков и молодежи. Несомненно, большую роль в возникновении этой проблемы сыграли социально - экономические и политические перемены, происходящие в нашем обществе, уменьшение личностной значимости образования. Однако, наряду с этим, содержание общеобразовательного обучения в условиях средней школы, заключающееся, зачастую, в формальной передаче системы абстрактных знаний, оказалось невостребованным жизнью. Однако роль среднего образования в развитии гармоничной личности учащегося подчеркивалась в работах таких видных отечественных психологов и педагогов как Л.С.Выготский, Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин и других. Исследователи единодушны в мнении о том, что именно стратегия сотрудничества педагога и учащегося на уроке, активная, творческая позиция учащегося в процессе усвоения жизненно необходимых знаний способствуют формированию целостной индивидуальности и творческой активности ребенка. Таким образом, наметилось противоречие между требованиями общества к психическому развитию школьника и содержанием среднего образования. В этой ситуации особое значение приобретают особенности и способ организации учебного процесса, способы взаимодействия педагога и учащегося на уроке. В рамках данной дипломной работы особо изучается методическая организация уроков технологии с учащимися – подростками в рамках цикла уроков «Народный костюм». Эти уроки, помимо отработки основных навыков технического творчества, призваны способствовать развитию творческого воображения подростков. В ходе уроков по технологии ребенку создаются условия для проявления собственной индивидуальности в решении творческих задач, для использования различных способов их решения. Средством развития творческого воображения может многообразие форм и видов изделий народного творчества – народного костюма. Решение учащимся проблемных ситуаций на уроких по технологии при работе с тканью позволяет активизировать различные сенсорные модальности ребенка (цвет, тактильные, звуковые, зрительные ощущения), что приводит к обогащению чувственного опыта, более полному познанию свойств материалов. Приобретение учащимся навыков самостоятельной творческой деятельности, развитие творческого воображения на организованных специальным образом уроких по технологии обеспечивает возможность выработки собственного, индивидуального и неповторимого репертуара решения творческих задач в рамках всего школьного курса. Объект исследования. Элементы удмуртского костюма. Предмет исследования. Развитие творческого воображения учащихся 12-13 лет на уроких по технологии. Цель работы. Изучение деятельности школьников на уроких цикла «Народный костюм» по технологии в средних классах школы на формирование творческого воображения. Задачи исследования: • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблематике; • подобрать и обосновать выбор методических приемов и содержания учебного материала уроков; • подобрать и обосновать выбор диагностических методик изучения творческого воображения школьника; • осуществить психологическую диагностику творческого воображения школьников в процессе уроков по технологии. В основу исследования положена гипотеза, заключающаяся в том, что использование элементов удмуртского костюма в предмете «Технология» будет способствовать развитию творческого воображения подростков. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 1994. – 68 с. 2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского университета, 1983 3. Богоявленская Д.Б Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. 4. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. 5. Волков И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процесса обучения: Кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1990.-159с. 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. 7. Галагузова М.А., Каюкова Л.А. Активизация познавательной твор¬ческой деятельности учащихся на уроках труда. // Начальная школа. 1987. №7. 8. Гильбух Ю.3. Психодиагностика в школе. М.: Просвещение, 1989. 9. Древние мастера Прикамья. Очерки. Ижевск, 1994. – 108 с. 10. Загвязинский В.Н. Педагогическое творчество учителя. М.: Педаго¬гика, 1998.-160с. 11. Ершов А.А. Психология соактивности людей. - СПб.: Знание, 1992. - 32 с. 12. Иващенко В.Ф. Труд и развитие личности школьника. М.: Просве¬щение. 1987, с. 35-36. 13. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. М.:1980. 14. Исследование проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 1983. 15. Козлова Т.В. с соавт. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. – М.: Легпромбытиздат, 1990. – 320 с. 16. Козырева А.Ю. Лекции по психологии и педагогике творчества. Пенза, 1994. 17. Криторов А.Ф. Организация и оборудование учебно-производственной базы в межшкольных учебно-производственных комбинатах. М.: Педагогика, 1992. 18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.-303 с. 19. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961. 20. Лук А.М. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. 21. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка-пресс, 1998. – 176 с. 22. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Педагогика, 1993. 23. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способно¬сти. М.: Знание, 1981.-96 с. 24. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Знание,1987. 25. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 151 с. 26. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев, 1978. 27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с. 28. Одаренные дети/ под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.Н. М.: Про¬гресс, 1991 29. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности //Вопросы психологии, 1996, №1, с. 5 - 19 30. Охрана труда в школе: /Сб. нормат. док./ Сост. С.М. Кулешов. - М.: Просвещение, 1981. 31. Петровский А. В. , Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 415 с. 32. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с. 33. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: педагоги¬ка, 1976. 34. Психология творчества. /Под ред. Я.А.Пономарева. - М.: Наука, 1990. - 224 с. 35. Психологическая диагностика детей и подростков /Под ред. К.М.Гуревича. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 360 с. 36. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. 37. Развитие самостоятельности и творческой активности школьников. М.: Просвещение, 1964. 38. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука,1991. -181 с. 39. Роль искусства в развитии способностей школьников. М.: Зна-ние,1985. 40. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологи¬ческой диагностике. М.: Дидакт, 1992.-256. с.74-85. 41. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Яро¬славль: Академия развития, 1997.-192 с. 42. Столяренко А.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000. - 576 с. 43. Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы. - Психологический журнал, 1995, 16, №3, с. 23-35. 44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995. – 291 с. 45. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во БСЭ, 1983. 46. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высш. шк., 1990. - 576 с. 47. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса // Вопр. Психоло¬гии-1991, №1. 48. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Просвещение, 49. Яковлева Е.Л.. Психологические условия развития творческого по¬тенциала у детей школьного возраста. М.: Просвещение, 1994. - 45 с. 50. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. //Вопросы психологии, 1996, №3, с. 28 - 34 Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru