Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ИГРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ID работы - 691049 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 113 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 9 1.1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе 9 1.2. Задачи и содержание нравственного воспитания в современных условиях 17 1.3. Деятельность как средство нравственного воспитания 37 Вывод: 42 ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ИГРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 45 2.1. Народная игра как специфический вид игры 45 2.2. Содержание и руководство народными играми 61 2.3. Педагогические условия использования народных игр в нравственном воспитании дошкольников 68 Вывод: 78 ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАРОДНЫХ ИГР НА ПРОЦЕСС НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 80 3.1. Изучение нравственных качеств у дошкольников 80 3.2. Формирование нравственных качеств дошкольников средствами народной игры 88 3.3. Анализ результатов деятельности в рамках исследования 94 Вывод: 98 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Рекомендация для воспитателей по использованию народных игр в нравственном воспитании старших дошкольников 105 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Содержание работы с родителями по теме "Народная игра" 106 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Народные игры, использованные в исследовании 107 ВВЕДЕНИЕ: В наше время проблема развития и воспитания человека выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества. Формирование личности как процесс становления происходит в результате нравственного, интеллектуального, физического развития, а также в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания. Личность здесь формируется под влиянием важнейших социальных форм жизни человека - его деятельности и общения. Одна из основных задач педагогов - формирование у подрастающего поколения способности регулировать своё поведение не только на основе следования моральным нормам общества, но и на основе осознания своей свободы в принятии решений, и сопряженной с ней личной ответственностью. Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р. С. Буре, П. С. Выготского, Р. И. Жуковской, В. Г. Нечаевой, Л, А. Пеньевской и других. В работах Л.В.Запорожца, В.К.Котырло, Я.3.Неверович, Д.Б.Эльконнна, С.Г.Якобсон и других доказано, что ребенок дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственных представлений, В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям. В тоже время знание детьми правил не влечет за собой совершение ими нравственных поступков. Ребёнку должен быть понятен смысл поступка, умение видеть его последствия, представлять ситуацию, в которую он попадет если поступит так или иначе. В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), которые рассматривали А.В.Запорожец, А.Ю.Кошелева, Я.3.Неверович как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества как свои собственные. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности - игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М.М.Бахтин, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Таким средством воспитания является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. К. Д. Ушинский народную педагогику считал одним из факторов, под влиянием которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что "нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями отживших предков". Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах А. Н. Радищева, А.К.Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и других. Оценка роли игры в воспитании была дана К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским. Педагогической обработкой народных игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В. И. Даль, П. Ф. Лесгафт, П. Н. Бокин, Е. М. Дементьев и др. Организаторами методической работы по игре и детским праздникам выступали В. Г. Марц, Н. П. Булатов и др. Народная игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов (Г. Н. Волков, В. М. Григорьев, С. А. Шмаков и др.). Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в игре, с народными элементами можно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка. Таким образом, актуальность нашей темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в нравственном воспитании дошкольников. В связи с этим, целью исследования стало изучение возможностей использования народных игр в нравственном воспитании дошкольников. Объект исследования - нравственное воспитание дошкольников как направление работы дошкольного образовательного учреждения. Предметом исследования выступает народная игра как средство нравственного воспитания дошкольников. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев. Мы исходили из следующей гипотезы, что нравственное воспитание дошкольников будет наиболее успешно происходить в народных играх, так как именно в них заложен потенциал для воспитания в детях толерантности, терпимости к другим людям, народам. Основные задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников; охарактеризовать задачи и содержание нравственного воспитания дошкольников; обосновать роль игры в нравственном воспитании; экспериментально исследовать влияние народных игр на нравственное воспитание дошкольников. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем теоретико-методологические положения дают возможность повысить эффективность и результативность процесса нравственного воспитания дошкольников. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в воспитательной практике дошкольных общеобразовательных учреждений. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Акмамбетов Г.Г. Нравственная культура и личность. - Алма-Ата, 1988. - 216 с. 2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. - М.: РГУ, 1996. - 450 с. 3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 374 с. 4. Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. - №12. - 2002. С. 9. 5. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. - М.: Мысль, 1981. - 166с. 6. Болдырев Н.И. Воспитание коммунистической морали у дошкольников. - М.: Учпедгиз, 1956. - 231 с. 7. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. - М.: Academia, 1998. - 240с. 8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с. 9. Буре Р.С. Готовим детей к школе. Практическое пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1987. - 210 с. 10. Былеева Л.В. Русские народные игры. - М.: Просвещение, 1988. - 358 с. 11. Варюхина С. И. Истоки Доброты. - Минск: Харвест, 1987. - 226 с. 12. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики (заметки журналиста).- М.: Педагогика, 1988. - 157 с. 13. Голенцова О.И. Игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1966. - 334 с. 14. Григорьев В.Н. Народные игры и традиции в России. - М.: Педагогика, 1994. - 270 с. 15. Григорьев В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности // Автореф. докт. дисс. - М., 1988. - 38 16. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. - М.: Просвещение, 1987. - 239 с. 17. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы психологии. - 1977. - №2. С. 41. 18. Жданова Л. Никитина Ю. "Праздник русской рубахи" // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7 . С. 38-39. 19. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. - Томск: ТГУ, 1984. - 338 с. 20. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989. - 262 с. 21. Игра и нравственное развитие ребенка / Под ред. Г.Н. Карпова. - М.: Просвещение, 1963. - 318 с. 22. Игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1985. - 334 с. 23. Игры старших дошкольников / Под ред. P.M. Юдина. - М.: Просвещение, 1988. - 174 с. 24. Игры: Энциклопедический сборник /Сост. В. А. Черноземцев. - Бурятское книжное издательство, 1995. - 800 с. 25. Ильин И. А. Душа ребёнка // Очаг. - 1993. - №9. С. 17. 26. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Academia, 2000. - 416с. 27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука, 1972. - 268 с. 28. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с. 29. Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. - М.: Просвещение-АСТ, 1995. - 428 с. 30. Лихачев Б.Т. Общественные отношения - основа нравственного воспитания и развития детей // Советская педагогика. - 1965. - №5. С. 137-148. 31. Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. - Л.: Просвещение, 1974. - 452 с. 32. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Педагогика, 1988. - 262 с. 33. Марьенко И.С. Основные источники и стимулы нравственного развития личности // Советская педагогика. - 1970. - №6. С. 32-43. 34. Матенева В.П. Педагогический потенциал детских народных игр // Материалы научно-практической конференции. - Самара: Самарская государственная академия культуры и искусств, 2003. - 474 с. 35. Менджерицкая С. А. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1979. - 284 с. 36. Мещеряков Б.Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании // Человек. - 1996. - №6. С. 29. 37. Мир детства и традиционная культура. - М.: Сфера, 1996. - 268 с. 38. Немов Р.С. Психология образования. - М.: Просвещение-АСТ, 1995. - 496 с. 39. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1970. - 235 с. 40. Нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Г.Н. Эйсмонт-Швыдкой. - М.: Просвещение, 1970. - 228 с. 41. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с. 42. Петров В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей.- М.: Сфера, 2001. - 124 с. 43. Петров В. М. Весенние праздники, игры и забавы для детей.- М.: Сфера, 2001. - 142 с. 44. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 160 с. 45. Подолян Е.А. Нравственное воспитание детей в семье // Конференция "Проблемы морально-нравственного развития личности и общества". - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru 46. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. - М.: Просвещение, 1988. - 170 с. 47. Практикум по дошкольной психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. - М.: Книга, 1978. - 232 с. 48. Пушкина С. И. Инсценировки русских народных сказок, песен и игр. - М.: Профиздат: МГУКИ, 2000. - 64 с. 49. Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М.: Прогресс, 1990. - 452 с. 50. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Наука, 1973. - 288 с. 51. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. 52. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М.: Педагогика, 1987. - 338с. 53. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. - М.: Педагогика, 1981. - 554 с. 54. Таран А.А. Русские народные игры и их классификация // Физическая культура. - №2. - 1996. 55. Терещенко А. Быт русского народа. - СПб.: ВЕЧЕ, 1988. - 318 с. 56. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. - М.: Наука, 1974. - 390 с. 57. Титаренко В. Нравственное воспитание в семье // Культура семейных отношений. - М.: Педагогика, 1985. - 416 с. 58. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1988. - 352 с. 59. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Гардарика, 2003. - 464 с. 60. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших дошкольников. - М.: Педагогика, 1989. - 188 с. 61. Щедровицкий Г.П. Игра и "детское общество" // Избранные труды. - М.: Просвещение, 1995. - 386 с. 62. Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания // Избранные труды. - М.: Просвещение, 1995. - 386 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru