www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


ID работы - 744514
педагогика (дипломная работа)
количество страниц - 87
год сдачи - 2010



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание
Содержание 2
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность и содержание экологического воспитания старших дошкольников, его цель и задачи 6
1.2. Методы и формы формирования экологических знаний у старших дошкольников 14
1.3. Эколого-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников 22
Вывод по I главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Диагностика сформированности экологических знаний у старших дошкольников 27
2.2. Формирование системы экологических знаний у старших дошкольников 39
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 43
Вывод по II главе 47
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 52







ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но "и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимания экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе они , погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Вопросами социально-нравственного и экологического воспитания занимались такие известные педагоги как И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А. Каиров, Л.Ф. Островская, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Плешаков и др.
Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: формирование системы экологических знаний у старших дошкольников.
Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы в повседневной жизни на уровень экологических знаний у старших дошкольников.
Гипотеза: формирование системы экологических знаний у старших дошкольников будет эффективным, если:
- будет организована комплексная работа на занятиях и в повседневной жизни;
- будут учитываться индивидуальные особенности дошкольников;
- будут использованы разнообразные методы, приемы обучения.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
2. Разработать комплекс мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологических знаний у старших дошкольников.
3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе - на занятиях и в повседневной жизни - на формирование системы экологических знаний у старших дошкольников.
Методы - беседа, дидактические игры, диагностический метод (анкетирование), педагогические наблюдения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность и содержание экологического воспитания старших дошкольников, его цель и задачи

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел "Ознакомление детей с природой", смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. [3]
В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих, поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Итак, в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. [16]
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы 1. Абдуллаев 3.И. Экологическое отношение и экологическое сознание [Текст] / 3.И. Абдуллаев // Философские науки. - 2001. - №2. - С.186-190. 2. Ашиков В.И. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников [Текст] / В.И. Ашиков // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - С. 34-40. 3. Ашиков В.И. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Ашиков.- М.: Академия, 1997. - 119с. 4. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой [Текст] / А. П. Букин. - М.: Просвещение, 2001. - 315 с. 5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988. - 416с. 6. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольном образовании [Текст] / О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 350с. 7. Дежкин В.Д. Беседы об экологии [Текст] / В.Д. Дежкин. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 270с. 8. Залыгин С.С. Экология и культура [Текст] / С.С. Залыгин. // Новый мир. -2002. - №9. - С. 3-11. 9. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание [Текст] / И.Д. Зверев. // Воспитание дошкольников. - 1995. - №6.- С. 30-35. 10. Зверев И.Д. Экологическое образование дошкольников [Текст] / И.Д. Зверев. - М.: Аккорд, 1993. - 471с. 11. Зенина Т.Я. Экологические акции в работе с дошкольниками. [Текст] / Т.Я. Зенина //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - С. 18-22. 12. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст] /. - М.: Просвещение, 1988. - 189с. 13. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников [Текст] / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 578с. 14. Каленникова Т. Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии [Текст] / Т.Г. Каленникова. - Минск: Народная газета, 1999. - 365с. 15. Маркович Д.Ж. Социальная экология [Текст] / Д.Ж. Маркович. - М.: Просвещение, 2001. - 270с. 16. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] /Л.П. Молодова. - Минск: "Аскар", 1996. - 551с. 17. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Наука, 1995. - 157с. 18. Николаева С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей [Текст] / С.Н. Николаева.// Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - С.52-58. 19. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры [Текст] / С.Н. Николаева. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - С.13-21. 20. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2009. - 207с. 21. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 2000. - 900 с. 22. Павлова Л.Н. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст] / Л.Н. Павлова. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 10. - С.40-45. 23. Попова Т.И. Мир вокруг нас: материалы комплексной программы культурно-экологического воспитания детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста [Текст] / Т.И. Попова. - М.: Педагогика - 2002. - 149с. 24. Рыжова Н.А. Не просто сказки [Текст] / Н.А.. - М.: Линка-ПРЕСС, 2002. - 124с. 25. Рыжова Н.А. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6. - С. 18-24. 26. Рыжова Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ [Текст] / Н.А. Рыжова. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 9. - С. 40-48. 27. Рыжова Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения [Текст] / Н.А. Рыжова.// Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С. 30-36. 28. Рычкова Г.Б. Проблема выживания [Текст] / Г.Б. Рычкова. //Педагогика. -1992. - №7-8. 29. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших школьников. [Текст] / Л.М. Хафизова. //Начальная школа. - 1999. - №3. - С. 33-34. 30. Холомкина А. И. Осенняя экскурсия в парк [Текст] / А.И. Холомкина. // Начальная школа. - 2004. - №9. - С. 63-65. 31. Чумаков А. Н. К проблемам глобалистики [Текст] / А.Н. Чумакова. // Философские науки. - 2001. - №12. - С. 170.
Цена: 6000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru