Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Формирование представлений о сезонных явлениях у детей старшего дошкольного возраста ID работы - 672809 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 76 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Особенности развития мышления 6 1.2. Формирование системы знаний о сезоне 14 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 30 2.1. Констатирующий этап 30 2.2. Формирующий эксперимент 35 2.3. Контрольный этап 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 63 ВВЕДЕНИЕ: Всестороннее развитие личности человека, всех его способностей и дарований - важнейшая социально-педагогическая задача развития современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающегося на знания их возрастных и индивидуальных различий, в том числе особенностей интеллектуального развития. Поиск условий формирования новых приемов познавательной деятельности диктуется задачами перестройки и совершенствования системы образования. Разработка программ и методик такого формирования — актуальная задача психолого-педагогической науки и практики дошкольного воспитания и обучения детей. Особое значение в связи с усложняющимся содержанием школьной программы приобретает подготовка детей к школе. Среди совокупности средств и форм осуществления данной работы важное место занимают изучение особенностей развития природоведческих знаний в дошкольном возрасте, в частности – знаний о природных сезонных изменениях. Вместе с тем, экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев). Проблемы экологического образования были предметом исследований А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования школьников. Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека. В таких условиях развитие у дошкольников системы представлений о сезонных изменениях в природе способствует формированию нравственно-ценностных отношений к природе и людям, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой. Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Дети старшего дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе. Как отмечает П.Г. Саморукова, при ознакомлении дошкольников с сезонными изменениями в природе обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. По ее мнению, развитие представлений о сезонных изменениях может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как представляют обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации. Актуальность работы заключается в том, что один из путей общего психологического развития ребенка – развитие познавательных способностей, позволяющих ему адекватно оценивать происходящие вокруг него изменения. Представления дошкольников о сезонных изменениях в природе должны быть заложены в процессе дошкольного воспитания. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего ребенка мира является природа. Поэтому формирование у дошкольника представлений о сезонных изменениях в природе служит понятным для него инструментом развития способностей и осознания окружающей его реальности. Целью данной работы является изучение основ развития представлений детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе. Предмет исследования: пути и методы развития знания о сезонных изменениях в природе у дошкольников. Объект исследования: использование методик ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе как практического инструмента формирования у ребенка представлений о природе. Согласно целям исследования, к его задачам можно отнести: 1. Выявление особенностей интеллектуального развития в старшем дошкольном возрасте (развитие представлений). 2. Изучение методов формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучение эффективности развивающих программ. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. //Вопросы психологии, 1995, №1 2. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. и другие Подготовка ребенка к школе. – М., 1992. 3. Антонова Г.П., Икунина З.И., Антонова И.П., Антонова Н.А. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения //Вопросы психологии, 1999, №2 4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов – на – Дону.,1999. 5. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и другие Работа психолога в начальной школе. – М.,1998 6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. – М., 1979 7. Бобылева Л. Экологические знания дошкольникам // Дошкольное вос-питание. - 1997. - №7. 8. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.,1994. 9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968. 10. Вавилова В.И. Загадка – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся // Начальная школа. – 1994 - №7. 11. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста – Томск.,1993. 12. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994. 13. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1991. 14. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. – 1963. - №5 15. Гладких В.И. Об индивидуальном подходе к у3чащимся в школе и семье. – Пенза.,1958. Гессен С.И. Основы педагогики. – М.,1995. 16. Гобова Е.С. Чтение. Словестность письменность. – М., 1997. 17. Гуревич К.М. Индивидуально – психологические особенности школьников. – М., 1988. 18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 19. Диагностика готовности детей к обучению в школе/ Сост. Г.Т.Дмитриев. – М.,1994. 20. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации – М., 1994. 21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. 22. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986 23. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М., 1984 24. Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников //Вопросы психологии, 1996, №1 25. Жедек П.С. Использование методов развития обучения на уроках русского языка в младших классах. – Томск., 1992. 26. Жуйко С.Р. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. – М.,1979. 27. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти дошкольников // Вопросы психологии, 1995, №1. 28. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968. 29. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т.1 30. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1993. 31. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.,1998. 32. Леонович Е.Н. Средства для обучения элементарному чтению// Начальная школа. – 1990. - №12. 33. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т.1 34. Лерер И.Я. Дидактическая система методов обучения. – М.,1976. 35. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987. 36. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций . - М., 1998. 37. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1977. 38. Маркова А.К. Психология обучения подростка. – М., 1995 39. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.,1986. 40. Начальные классы. Программа (1 – 3). – М.,1994. 41. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. – М.,1988. 42. Некрасова Т.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе (Букварный период). – Томск, 1994. 43. Немов Р.С. Психология. – М.,1996. 44. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. – М.,1992. 45. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: - М., 2001. 46. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992. 47. Николаева С.Н. Формирование начальной экологической культуры //Дошкольное воспитание. - 1997. - №7. - С.40. 48. Новгородцева Н.В. Развитие речи детей 2. – Ярославль, 1997 49. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981. 50. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.,1998 51. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста/Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. – М.,1988. 52. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 1999. 53. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. – Братислава.,1985. 54. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии, 1996, №4 55. Подласый И.П. Педагогика в 2 кн. Кн-1: Общие основы обучения. – М., 1999. 56. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов. – М., 1998. 57. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. – М., 1978. 58. Потапова Т. Экологическая культура в раннем детстве // Обруч. - 1997. - №2. - С.8. 59. Природопользование: Словарь-справочник. - М., 1990. 60. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.,1975. 61. Рамзаев Т.Т., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979. 62. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии: в 2 т. – М., 1989. 63. Руководство для воспитателя детского сада. - М., 1995. 64. Русский язык в начальных классах. – теория и практика обучения. – М., 1984. 65. Русский язык в начальных классах/ Под ред. Н.С.Соловейчик, П.С. Жедек. – М.,1997. 66. Рыжова Н.А. Природа сложнее, чем нам кажется // Обруч. - 1997. - №2. - С. 4. 67. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988. 68. Саловайнен Х.М. Побуждение у детей интереса к чтению. – М.,1990. 69. Саморукова П.Г. Роль деятельности и руководство ею в развитии наблюдений у детей старшего дошкольного возраста. / Ученые зап. ЛГПУ им. Герцена: Дошкольное воспитание. – Л., 1967, - т. 319. – С. 17 – 23. 70. Саморукова П.Г. Формирование у детей старших дошкольников возможности умения видеть существенные признаки наблюдаемые предметов // Тезисы докладов Всесоюзной конференции. – М., 1970. - С. 36 – 39. 71. Саморукова П.Г. Уголок природы в детском саду. // Дошкольное воспитание. – М., 1974, - № 7. – С. 12 – 18. 72. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – М., 1976 . 73. Синицын В.А. «Я начну, а ты продолжи…»: пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары, 1997. 74. Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. – М., 1982 75. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1987 – Т.1 76. Совершенствование обучения младших школьников. – М., 1984. 77. Субботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка). – М., 1978 78. Танасийчук В.Н. Экология в картинках. - М., 1989; Удивительная прогулка. Экология в картинках.- М., 1995. 79. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М., 1972 80. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. проблемы и перспективы. – М.,1999. 81. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1970. 82. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. – М.,1986. 83. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.,1966. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru