Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Духовно-нравственное воспитание как менталитет будущего поколения ID работы - 699966 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 73 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 8 1.1. Духовно-нравственное воспитание в структуре российского образования 8 1.2. Основные противоречия и методологические основания реализации духовно-нравственного воспитания 15 ГЛАВА II. ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ОСНОВА 23 СОВРЕМЕННОГО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23 2.1. Роль православной традиции в духовном становлении человека и гражданина России 23 2.2. Духовно-нравственные ценности христианства 29 ГЛАВА III. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ КАК УСЛОВИЮ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛИТЕТА БУДУЩЕГО ГРАЖДАНИНА 51 3.1. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания 51 3.2. Современная система духовно-нравственного развития детей и молодежи как процесс социализации гражданской идентичности личности 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 ЛИТЕРАТУРА 72 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентации, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян. В связи с этими вышеизложенными соображениями обусловлен выбор темы данного исследования «Духовно-нравственное воспитание как менталитет будущего поколения», определивший его проблему: задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения как условие формирования менталитета будущего гражданина имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Объект исследования духовно-нравственное воспитание. Предметом исследования выступает духовно-нравственное воспитание как условие формирования менталитета будущего гражданина. Цель работы исследовать духовно- нравственное воспитание как условие формирования менталитета будущего гражданина РОССИИ. Методы исследования: Общая методология исследования базируется на аксиологических принципах, отражающих национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющих одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования; на важнейших положениях антропологии и культурологии о цельности и иерархичности человеческой души, о приоритете метафизического начала над телесным, воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры; на личностно-деятельностном подходе, нацеленном на интериоризацию обобщенного опыта человечества в его аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с аксиологическим, антропологическим, культурологическим и личностно-деятельностным подходами, применением системы методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью выборок, непротиворечивостью выводов и опытных данных, их сравнимостью с массовой практикой. Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволили сформировать основную гипотезу: духовно-нравственное воспитание в условиях взаимодействия систем основного и дополнительного образования будет результативным, если: - конкретизирована теоретическая основа духовно-нравственного воспитания школьников и особенности ее реализации в системе непрерывного образования; - учитываются особенности социокультурного окружения образовательных учреждений; - определены педагогические условия, способствующие эффективному духовно-нравственному воспитанию учащихся на занятиях в системе основного и дополнительного образования. В соответствие с поставленной целью выделим следующие задачи: 1. раскрыть понятия «духовность», «нравственность», являющимся ключевыми в данном исследовании и выявить основные пути реализации духовно-нравственного образования в современных условиях; 2. определить роль православной традиции в духовном становлении человека и оценить влияние религиозного и рационального факторов на духовно-нравственное воспитание; 3. охарактеризовать системный подход, сущностью которого является моделирование социально личного опыта, аккумулирующегося в национально духовно-нравственных традициях народов России. Научная новизна. Полученные в ходе исследования объективные результаты в своей совокупности содержат решение крупной научной проблемы духовно-нравственного воспитания подростков на основе гуманистических ценностей образования. Степень изученности проблемы. В российской культуре педагогические аспекты духовности и морали нашли отражение в трудах отечественных мыслителей, писателей, ученых и практиков, таких как Л.П. Аксаков, Н.Л. Бердяев, П.П. Блонский, П.H. Пнгалычев, Ф.М. Достоевский, ЮЛ. Жуковский, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, B.C. Соловьев, JI.II. Толстой, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский и др. В научной литературе проведены исследования по определению сущности духовности (П.А. Бердяев, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, Т.Н. Власова, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.Л. Коваль, А.Б. Невелев, И.В. Силуянова, В.И. Слободчиков, B.C. Соловьев, В. Франки, В.А. Черкасов, В.Д. Шадриков, В.Д. Ширшов, И.А. Колесникова, В.И. Слободчиков, М.В. Захарченко, СИ. Маслов, И.В. Метлик, А.Я. Данилюк, Ф.Н. Козырев, Г.П. Шевченко, С.К. Турчак, И.А. Ильин, А.Б. Залкинд - психоневролог, И.Н., Ионов, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.О. Ключевский, В.В. Розанов, Н.О. Лосский. За последние годы появились научные исследования, посвященные проблемам воспитания отдельных нравственных качеств, тому или иному аспекту нравственного воспитания, нравственному и духовно-нравственному воспитанию в целом. Можно отметить работы И.Г. Бариновой, В.В.Григораш, З.Н. Ивановой, Т.Н. Колупаевой, А.А. Коростелевой, И.И., Макаровой, В.Г. Манджиевой, А.С. Метелягина, В.И. Новиковой, Н.Г. Плахова, В.Ч. Ревазова, Г.П. Савкиной, С.Л. Смирновой, А.Д. Солдатенкова, Н.Л. Трофимовой, И.К. Шквону, М.Г. Яновской, а также монографии, сборники, пособия известных ученых Н.В. Бондаревской, Б.З. Вульфова, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Е. Щурковой и др. Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались в качестве дидактического обеспечения для докладов и сообщений на открытии официального музея им. испанского поэта антифашиста Мигеля Эрнандеса Структурное построение работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены объект и предмет исследования, цель работы, сформулирована гипотеза и определены задачи исследования. В первой главе Концептуальные основы духовно-нравственного воспитания, рассмотрены понятие, сущность и пути реализации духовно-нравственного воспитания. Определено понятие и сущность духовно-нравственного воспитания как условия формирования менталитета будущего гражданина России, а так же определены основные противоречия и нуги реализации духовно-нравственного воспитания. Во второй главе Православная традиция как основа современного духовно-нравственного образования, определено значение и роль православной традиции в духовном становлении человека и гражданина России, рассмотрены христианские аспекты процесса духовно-нравственного воспитания, а так же влияние религиозного и рационального факторов на духовно-нравственное воспитание. В третьей главе Системный подход к духовно-нравственному воспитанию как условию формирования менталитета будущего гражданина, изучен системный подход к духовно-нравственному воспитанию как к условию формирования менталитета будущего гражданина. Рассмотрены школьные реформы как попытка изменить религиозные начала системы образования, а так же представлена характеристика системного подхода к решению проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В заключении сформулированы основные выводы по проведенному исследованию. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М., 2005. 2. Концепция национальной безопасности. Указ Президента РФ № 24 от 20.01.2000 г. // Красная Звезда. - 2000. - 20 января. 3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1984. Г. 4. 4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Терра, 1995. 5. Зимняя И.Л. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480с. 6. Ильенков D.B. Философия и культура. - М., 1991. 7. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. - М., 2002. 8. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Национально-патриотическое воспитание молодежи средствами духовной культуры». Рязань, РГПУ, 1999 9. Протоиерей Шестун Г. Православная педагогика. — М., 2001. 10. Психология и этика: опыт построения дискуссии. — М., 1999. 11. Священник Ельчанинов А. Записи. М., 1996. 12. Ухтомский Л.Л. Интуиция совести. - СПб., 1996. 13. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. - М., 2000. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М.: Логос, 2003. 14. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Материалы Программы Общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание» на период 2007 - 2010 гг. 15. Шитякова Н.П. Современное состояние духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения / Н.П. Шитякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: Образование, 2006. № 1 С. 62. 16. Шитякова Н.П. Основное содержание концепции духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях / 11.11. Шитякова // Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания в ДШИ: материалы областного семинара для руководителей и преподавателей ДШИ. - Челябинск, 2005. — С. 4 — 15. 17. Яковлев, В. В. Слагаемые духовной личности в философско-педагогической системе И. А. Ильина // Человек и вселенная. 2007. №2. - С. 262-274. 18. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. Петраков Г.И. // http://www.nravstvennost.info 19. Духовно-нравственное воспитание (некоторые вопросы правовых аспектов проблемы). Кадыров С.Е. // http://www.flm.su/ Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru