Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Дидактическое программирование ID работы - 606347 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 62 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава I. Проблема отбора и структурирования учебного материала 1.1. Дидактические теории отбора и конструирования содержания образования 7 1.2. Модели логической структуры учебного материала 13 1.3. Дифференциация школьного курса информатики 22 1.4. Применение новых информационных технологий при конструировании содержания образования 26 Глава II. Разработка алгоритма построения раздела информатики «Базы данных» 2.1. Отбор основных понятий при конструировании учебного материала и их дифференциация по основным уровням изучения 32 2.2. Определение порядка изучения понятий 39 2.3. Создание электронного справочника по теме «Базы данных» 44 Заключение 49 Библиографический список 51 Приложение 1. Результат анкетирования группы экспертов 55 Приложение 2. Словарь терминов по теме «Базы данных» 58 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Проблема отбора и конструирования содержания учебных курсов занимает одно из центральных мест в современной дидактике и привлекает к себе внимание широкого круга исследователей. Различные подходы к решению данной проблемы раскрыты в работах Ю. К. Бабанского, А. А. Мирошниченко, Р. Р. Камалова, В. А. Ситарова. Традиционным является педагогический подход, позволяющий теоретически обосновать дидактические модели учебного предмета и учебного материала (В. П. Беспалько, Е. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. С. Леднев, М. Н. Скаткин и др.). Однако дидактические критерии, пригодные для анализа содержания, не работают в процессе отбора и структурирования учебного материала. Кибернетический подход нетрадиционен (А. М. Сохор). Он основывается на рассмотрении проблемы содержания образования с позиций управления, получения, передачи и преобразования информации. При этом задача отбора и структурирования учебного материала представляется как задача построения учебного тезауруса. В проблеме, связанной с конструированием учебной информации, можно выделить некоторые аспекты, которые заключаются в следующем: 1. Сложность создания логически непротиворечивой системы информации; 2. Относительная недолговечность существования созданной системы информации, которая постоянно модернизируется: появляются и развиваются новые научные знания. Особенно актуальна эта проблема в преподавании информатики, являющейся новой, постоянно развивающейся учебной дисциплиной. В настоящее время существует много различных вариантов (версий) преподавания информатики, в процессе проектирования и реализации которых выявляются основные понятия школьного курса, определяется структура обучения. В связи с введением общеобразовательного стандарта обучения информатике, а также большим количеством учебных и методических пособий проблема отбора содержания обучения представляет собой достаточно сложную и несомненно актуальную проблему для учителей информатики. В этих условиях одной из важнейших проблем методики является поиск такой концепции преподавания информатики, ко¬торая бы соответствовала уровню развития науки и техники. Различные аспекты ре¬шения этой проблемы рассмотрены в работах А. П. Ершова, А. Г. Гейна, А. А. Кузнецова, А. Г. Кушниренко, М. П. Лапчика, И. Г. Семакина. В рамках выпускной квалификационной работы невозможно разработать алгоритм построения целого учебного курса, поэтому будет рассмотрен один из его разделов, который изучают в каждой общеобразовательной школе. В данной работе будет создана технология конструирования определенного раздела информатики, который называется «Базы данных». Этот процесс будет осуществляться с помощью информационных технологий, благодаря которым можно заметить удобство создания динамической структуры учебного материала. Для создания алгоритма необходимо рассмотреть теории отбора и конструирования содержания образования и применить один из них в построении учебного материала. Проблема исследования заключается в том, что необходима технология конструирования учебного материала, позволяющая отразить динамическую структуру курса информатики. Объект исследования – содержание и структура школьного курса информатики на примере раздела «Базы данных». Предмет – моделирование понятийной структуры школьного курса информатики на примере раздела «Базы данных». Цель – разработать алгоритм построения учебного курса средствами информационных технологий на примере раздела информатики «Базы данных». Гипотеза – если отобрать материал в соответствии с теорией структурализма, построить логическую структуру учебного материала средствами информационных технологий, то возможно создание динамической структуры учебного курса, соответствующего стандарту образовательной области «Информатика». Необходимо решить следующие задачи исследования: 1. Проанализировать научно – методическую литературу по конструированию учебного материала; 2. Выявить комплекс информационных средств, достаточных для построения учебного материала; 3. Определить основные этапы построения структуры раздела информатики «Базы данных»; 4. Создать электронный справочник по теме «Базы данных» для учителей информатики общеобразовательных школ. При решении поставленных задач были использованы методы эмпирического исследования (наблюдение, анкетирование); общенаучные методы теоретического исследования (изучение педагогического опыта, изучение литературы по педагогике и информатике, анализ, синтез); тезаурусный метод выявления системы понятий; педагогический метод (экспертная оценка). Методологическая и теоретическая основа исследования определяется: • общедидактическими принципами (В. П. Беспалько, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, Е. В. Краевский, М. Н. Скаткин, В. А. Ситаров); • методами кибернетики (А. М. Сохор); • основными теоретическими положениями методики преподавания информа¬тики (А. Г. Гейн, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, А. Г. Кушниренко, М. П. Лапчик, И. Г. Семакина и др). Научная новизна исследования состоит в том, что: ? разработана методика конструирования динамической структуры учебного материала с помощью информационных технологий; ? на основе логико-структурной модели учебного материала и дескрипторных статей (тезауруса) реализована процедура синтеза понятий для построения структуры раздела информатики «Базы данных». Теоретическая значимость заключается в разработке методики отбора понятий, которая применена для выявления понятийной структуры и систематизации понятий учебного курса с использованием информационных технологий. Практическая значимость состоит в том, что в работе доказана возможность применения разработанной методики для построения структуры учебного курса; с помощью разработанного алгоритма конструирования учебного курса средствами информационных технологий создана структура раздела информатики «Базы данных»; в качестве примера реализации этой структуры составлен электронный справочник для учителей общеобразовательных школ, представляющий собой тезаурус основных понятий. Основные положения, выносимые на защиту: 1) Конструирование системы понятий на основе теории дидактического структурализма в сочетании с тезаурусным методом выявления этой структуры является методологическим подходом, который позволяет эффективно осуществить разработку модели курса, достаточной для ее технической реализации. 2) На основе данной методики конструирования учебного материала возможно дифференцирование понятий по следующим уровням обучения: базовому, углубленному и профильному. 3) Графовые модели, использованные в разработанной методике, представляют собой эффективное методическое средство анализа понятийной структуры и систематизации понятий для базового, углубленного и профильного курсов изучения материала. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987. – 78 с. 2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с. 3. Беспалько В. П. Программированное обучение (Дидактические основы): Учеб. – метод. пособие по сред. и спец. образованию. – М.: Высшая школа, 1970. – 300 с. 4. Гейн А. Г., Шолохович В. Ф. Преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе: Руководство для учителя. – Екатеринбург: Виктор, 1992. – 200 с. 5. Гребенюк Е. И. Технические средства информатизации: Учебник для сред. проф. образования. – М.: Академия, 2003. – 266 с. 6. Ершов А. П. Введение в теоретическое программирование. Беседы о методе. – М.: Наука, 1977. – 287 с. 7. Информатика. 10 – 11 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с. 8. Информатика. Задачник – практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 2. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2002. – 280 с. 9. Камалов Р. Р. Логико-структурная модель как средство адаптации учебных программ пропедевтического и базового курса информатики к варианту образовательной области: Автореф. дис…канд. пед. наук: 13.00.02. – Омск, 1999. – 18 с. 10. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Информатика и образование. – 2003. – № 6. – С. 3 – 13. 11. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. В. Краевского. – М.: Академия, 2003. – 256 с. 12. Кувалдина Т. А. Тезаурус как дидактическое средство систематизации понятий курса информатики // Информатика и образование. – 2003. – № 11. – С. 2 – 6. 13. Кузнецов А. А., Апатова Н. В. Основы информатики. 8 – 9 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 176 с. 14. Кушниренко А. Г. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедева, Р. А. Сворень. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с. 15. Лапчик М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. М. П. Лапчика. – М.: Академия, 2001. – 624 с. 16. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. – / Под ред. И. Я. Лернера. – М.: Знание, 1980. – 96 с. 17. Мизинцев В. П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. – М.: Знание, 1977. – 183 с. 18. Мирошниченко А. А. Информационно-семантическое структурирование учебного материала: Автореф. дис…канд. пед. наук: 13.00.01. – Ижевск, 1995. – 18 с. 19. Мирошниченко А. А. Профессионально ориентированные структуры учебных элементов. – Глазов, 1999. – 62 с. 20. Мирошниченко А. А., Пайвина Е. Ю. Лекции и указания к семинарским занятиям по курсу «Содержание профильного обучения: дифференциация и интеграция». – Глазов: ГГПИ, 2001. – 100 с. 21. Носенко Э. Л. Применение ИТ в образовании. – М.: Академия, 2001. – 246 с. 22. Першиков В. И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 543 с. 23. Прозорова Ю. А. Информационные и коммуникационные технологии в высшем гуманитарном образовании. – М.: УРАО, 2002. – 112 с. 24. Свириденко С. С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 1989. – 302 с. 25. Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7 – 9 классы / Под ред. И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой, С. В. Русакова, Л. В. Шестаковой. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2002. – 384 с. 26. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В., Шеина Т. Ю. Базовый курс информатики (VII – IX классы) // Информатика и образование. – 2004. – № 1. – С. 13 – 23. 27. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Метод. пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 496 с. 28. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с. 29. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1984. – 96 с. 30. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. – 192 с. 31. Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. – 2004. – № 4. – С. 3 – 20. 32. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с. 33. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико – методический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова. – М.: Педагогика, 1987. – 176 с. 34. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для 10 – 11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 464 с. 35. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. – М.: Сфера, Прометей, 1998. – Кн. 2. Математика. Естественно-научные дисциплины. – 336 с. 36. Харламов И. В. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Юрист, 1997. – 512 с. 37. Черепанов В. С. Экспертные методы в педагогике: Учеб. пособие. – Пермь: ПГПИ, 1988. – 84 с. 38. Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии: Учеб. пособие для старших классов по курсу «Информатика и вычислительная техника». – М.: АБФ, 1998. – 656 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru