www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Деятельность социального педагога в учреждениях досуга


ID работы - 613587
педагогика (курсовая работа)
количество страниц - 37
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы деятельности школьного социального педагога……….5
1.1. Из истории становления социально-педагогической деятельности в нашей стране…………………………………………………………………………………..5
1.2. Актуальность и содержание работы социального педагога в школе в современных условиях………………………………………………………………..8
1.3. Социальный педагог досуга как субъект социально-культурной работы…..22
2. Практическая работа социального педагога на примере подросткового клуба “Эллада” г. Пятигорска……………………………………………………………….28
2.1. Опора на принципы педагогики в работе с подросткам……………………...28
2. 2. Учет возрастных, психолого - физиологических и социальных характеристик подростков……………………………………………………………………………..30
2.3. Арсенал форм, методов, средств, используемых социальным педагогом в работе с подростками………………………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………………….33
Литература……………………………………………………………………………...35




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающим от жестокости родителей – алкоголиков или наркоманов. И именно поэтому становление в России профессии “социальный педагог”, ее высокий общественный статус, быстро растущая потребность в социальных службах социальной защиты людей выдвинули подготовку социальных педагогов на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования.
Сейчас необходимость этой профессии еще более обострилась в связи с увеличением количества беженцев, подростков, употребляющих алкоголь и наркотики; с ростом преступности. Вот, к примеру, данные за 2002 – 2003 год по микрорайону подросткового клуба “Эллада” г. Пятигорска: количество детей девиантного поведения – 45; детей-сирот – 18; детей-инвалидов – 40; детей-бродяжек – 5; детей, склонных к употреблению наркотиков – 10; детей, склонных к употреблению алкоголя – 30; токсикоманов – 7.
Таким образом, исследуемая тема достаточна актуальна и интересна для рассмотрения, ведь наше общество нуждается в социальных педагогах. Поэтому профессия “социальный педагог” должна расти и развиваться.
Степень изучения проблемы:
Профессия “социальный педагог” в России является новой, порядка десяти лет назад (80-90-е годы) в стране сложились все предпосылки для перехода социальной работы к государственному уровню решения проблемы, к созданию целостной системы социальных служб. К ведущим советским теоретикам и практикам социальной педагогики традиционно относят В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко.
Вопросами статуса социального педагога занимались такие ученые, как Холостова Е.И., Бочарова В.Г., Киселева Т.Г. и Красильников Ю.Д. и многие другие. Но каждый из них дает свое обоснование этой проблемы. Вот, например, В.Г. Бочаров в своей книге “Педагогика социальной работы” рассматривает статус социального педагога, а Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников в своей книге “Основы социально-культурной деятельности” – статус социального работника-организатора досуга. А социальный педагог и социальный работник это не одно и то же. И поэтому цель нашего исследования изучить особенности деятельности социального педагога в учреждениях досуга.
Цель исследования:
- определить статус социального педагога;
- рассмотреть педагогический инструментарий социального педагога в учреждении досуга.
Задачи исследования:
-рассмотреть “слагаемые” профессионального мастерства социального педагога;
-определить функции и должностные обязанности социального педагога в работе, а также выявить арсеналы форм, методов и средств, используемых социальным педагогом в работе;
-подчеркнуть значение социального педагога в работе в учреждениях досуга.
Объектом исследования является социальный педагог по работе с подростками, а предметом исследования – социальная деятельность им организуемая.
Эмпирическая база исследования: Подростковый клуб “Эллада”, расположенный в городе Пятигорске, по улице Ленина 50. Клуб “Эллада” создан в 1975 году в целях развития личности детей и подростков, предоставления дополнительных образовательных услуг.
Гипотеза курсового исследования: Профессиональное мастерство социального педагога является одним из условий педагогической эффективности в работе в учреждениях досуга.
Практическая значимость: Материалы и результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать в практике социального педагога по работе с подростками. Также эти материалы могут быть полезны родителям в процессе воспитания подростков. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Методы исследования: изучение специальной литературы по проблеме, беседы с руководителями, изучение документации, наблюдение, анкетирование.
1. Теоретические основы деятельности школьного социального педагога
1.1. Из истории становления социально-педагогической деятельности в нашей стране

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.
Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20-30-е годы. В 60-е годы появлялись работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т.п.).
На рубеже 70-80-х годов общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Получили распространение социально-педагогические комплексы (Свердловская область, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др.). Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми (Московская, Костромская, Пензенская, Челябинская, Тамбовская, Рязанская, Омская области и др.). А в педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.
Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов-специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. В 1990 г. должность социального педагога была внесена в список должностей рабочих и служащих. Получила таким образом признание новая профессия. Вслед за тем принято решение “Об организации социальной службы помощи детям и молодежи”.
В 1989-1991 гг. проводился широкомасштабный эксперимент “Школа-микрорайон”. В нем участвовали более 100 региональных научно-практических групп непосредственно на местах, на экспериментальных площадках, представляющих собой разнотипные городские и сельские микрорайоны. Были апробированы модели социально-педагогической деятельности, содержание, формы и методы работы социального педагога, обоснованы профессиональные требования к нему. Этому вопросу много своих работ посвятили Гуров В.Н. “Опыт организации социально-педагогической работы”, Гурьянова М.Н. “Новая профессия в социальной сфере”, Вульфов Б.З. “Социальный педагог в системе общественного воспитания”; Березкина В., Бруднев А., Ермоленко Г. посвятили ряд статей социально-педагогической работе в школе.
В настоящее время в высших и средних специальных учебных заведениях введены специальности “Социальная педагогика” и “Социальная работа”. Более 50 ВУЗов России приступили к подготовке соответствующих специалистов (Уральский, Чувашский, Ставропольский, Тульский, Тамбовский институты и университеты).
В течение 1992-1993 гг. на базе образовательных учреждений созданы центры социальной педагогики и социальной работы, которые представляют собой комплексную модель социально-педагогической деятельности в микрорайоне. Такие центры есть при школах (Неверовской - в Костромской области, Скатинской - в Свердловской, Владыкинской - в Пензенской, Хорошевской - с Московской области, Межгойской - в Республике Тува), при учреждениях дополнительного образования (Мордовский Центр социальной педагогики и социальной работы Тамбовской области).
Все эти меры принесли кое-какие положительные результаты. С 1993 года под руководством Центра социальной педагогики Российской академии образования реализуется комплексная федерально-региональная программа “Социальная педагогика”, в которой задейство




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Литература:

1. Актуальные проблемы социального воспитания. Научно-мет. Бюллетень. М.- З.:. Изд-во «Коммунар». 1990.-167 с.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Изд-во центр консорциума “Социальное здоровье России”, 1993. - 198 с.
3. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. - 1994. - № 2. – С. 13-18.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. -192 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. – Москва-Воронеж: 1995. – 349 с.
6. Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях. - М.: ЦСП РАО, 1996. - 12 с.
7. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: SvR-Аргус, 1994. - 208 с.
8. Бочарова В.Г. Развитие образования в области социальной работы в России в контексте международного опыта. - М.: ЦСП РАО, 1996. - 16 с.
9. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Издательство МГУ, 1968. - 180 с.
10. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лек¬ций. - М.: Академия, 2001. – 255 с.
11. ВоловикА.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. / Моск. гос. псих.-пед. ин –т.-М.: Изд-во “Флинта”, 1998. - 232с.
12. Вульфов В.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 2002. - № 5, 6.
13. Глоссарий современного образования./ Л.В. Левчук // Народное образование. - 1997. - № 3. - с.93-95.
14. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое. //Педагогика.-1998. - №5. - С.42-45.
15. Головаха Е.И. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. – 1994. - № 3. – с. 45-53.
16. Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики. - Барнаул: Издательство АГУ, 1996. - 173 с.
17. Громыко Ю.В. Построение общественной практики средствами образования // Вопросы психологии 1998. - № 5.- С. 45- 49.
18. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов институтов культуры и искусств. – М.: 1998. – 248 с.
19. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. - М.: Изд-во АСОПиР, 1995. - 155 с.
20. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашлов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
21. Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. –М.: «Новая школа».- 1997.-78 с.
22. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г. К. Селевко. - М.: ТЦ Сфера, 1996. – 312 с.
23. Закатова. И.Н. Социальная педагогика в школе. - М.: РИПКРО, 2002.- с. 70-72, 106-107
24. Закон Российской Федерации `Об образовании`: Федеральный Закон `О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации `0б образовании`. - М.: Изд-во Государственной Думы РФ, 1995. - 85 с.
25. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 476 с.
26. Истратова О.Н., Экзакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 260 с.
27. Каплин А.И. Проблема формирования личности в досуге. - Минск: НИС общественных наук, 1990.- 22 с.
28. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.: `Педагогика`, 2002, с. 111-114
29. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУК. 1995. - 136 с.
30. Коваль М.Б. В сфере детского досуга. (По материалам социальных исследований) //Народное образование. – 2004. - № 5. – С. 107-110.
31. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. – Минск: Нар. асвета, 1990. - 173 с.
32. Краткий психологический словарь. /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш. испр. и доп. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1998. – 512с.
33. Маркова А. К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
34. Методика и технологии работы социального педагога/ Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
35. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Изд-во “Институт практической психологии”, 1997. - 365 с.
36. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. – 200 с.
37. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт – М», 2001. – 448 с.
38. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей/ Р. В. Овчарова ; Ин-т развития личности Рос. акад. образования, Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования. - М. Архангельск Родина Ломоносова, 1995. – 226 с.
39. Рамзей Р. Социальная работа: наука - профессия. К развитию концепции. - М.: АСОПиР, 1991. – 36 с.
40. Социализация и индивидуализация как факторы процесса развития индивида и становления личности /Фельдштейн Д.И., Гинзбург М.Р., Матюрина Т.М.: Собкин В.С., Дубровин И.В // Мир психологии. - 1998. - №1(13) - С 5-67.
41. Социальная защита человека: региональные модели. /Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. - М.: АСОПиР, 1995. - 192 с.
42. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. – М.: Академия, 2004. – 300 с.
43. Социальная работа в воспитательно-образовательных учреждениях: состояние и перспективы // Вестник Ставропольского государственного университета. - Вып.8. - 2003. - С.77-79, 83-89
44. Социально-педагогическая деятельность образовательных учреждений в Промышленном районе: проблема управления. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 2004. - С.17-21.
45. Специфика деятельности педагога общеобразовательной школы /Ин-т педагогики социальной работы РАО. - М., 1998. - 16 с.
46. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга: Учеб. пособ.- М.: МГУК, 1996. - 128 с.
47. Тазман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. - М.: Просвещение, 1992. – 187 с.
48. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.-Тула, АСОПиР, 1993.
49. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб.: Речь, 1997. – 239 с.
50. Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы в средней школе на основе программы. - М.: 1996. – с. 67 .
51. Филонов Г.Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. - М.: ЦСП РАО, 1995. - 26 с.
52. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для ин-в и уч-щ культуры. – М.: МГИК, 1991. – 142 с.
53. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. -М.: Новая школа, 1994.- с. 117.
54. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта). - Соликамск: Соликамская типография, 1996. - 81 с.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru