Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Роль общения в развитии подростков ID работы - 709551 общение (курсовая работа) количество страниц - 48 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 - 5 Глава 1. Психологическая характеристика подросткового возраста 1.1. Главное содержание подросткового возраста 6 - 7 1.2. Кризис подросткового возраста 7 - 8 Глава 2. Специфические особенности реального общения у подростков 2.1. Психологические характеристики общения: сущность, структура, функции, виды общения 9 - 12 2.2. Общение со сверстниками и с родителями, и его роль в психическом и личностном развитии подростков 12 - 19 2.3. Роль общения в развитии личности подростков 19 - 21 Глава 3. Экспериментальное изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления причин, вызывающих затруднения в общении 22 3.1. Методики исследований 22 - 36 3.2. Результаты исследования и их анализ 36 - 42 Заключение 43 - 44 Библиографический список 45 - 46 Приложение 47 - 48 ВВЕДЕНИЕ: Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детей со взрослыми. Ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка несомненна. Это подтверждается исследованиями (Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.). Однако какова роль взрослого, в жизни подростка и какое, значение имеет у подростка общение со сверстниками? Этот вопрос, интересовал психологов всегда, и на него нет окончательного ответа, поэтому этот вопрос изучается и сегодня. А также, то, что теряет ребенок, растущий без взаимодействия с ровесниками, и что он приобретает в общении, и какое же воспитание предпочтительнее - семейное или общественное - и что эффективнее - воспитывать ребенка без контактов со сверстниками или эти контакты вносят нечто новое в его психическое развитие. В этом и предстоит нам разобраться. Для начала рассмотрим, что же представляет собой такой этап онтогенеза как подростковый возраст. Подростковый возраст - период онтогенеза (от 10 - 11 лет до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами спорта, творчества и другое) [14]. В период переходного возраста происходит переориентация общения с родителями, учителями и вообще со старшими на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по - разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно - групповым. По мнению многих психологов, общение в подростковом возрасте приобретает характер ведущей деятельности. Однако развита потребность в общении у подростков по - разному, у одних она выражается в болезненной необходимости постоянно находиться в своей компании или с кем угодно, невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен довольно небольшой объём контактов с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой. А это в свою очередь зависит т самого человека, потому что одним общаться легко, а для других каждый контакт, особенно с новым человеком, подобен решению трудной математической задачи. Причины этого могут быть разными. Одни действительно от природы, не очень общительны или увлечены какой - то идеей настолько, что каждый контакт, с другим человеком для них - потеря времени. Другие боятся общения с людьми, потому, что оно раньше не удавалось. Потребность в эмоциональных контактах, как правило, во многом зависит от того опыта, который сложился у юного человека. Объект исследования - общение у подростков. Предмет исследования - специфика общения подростков со сверстниками. Цель исследования - выявление основных причин трудностей, возникающих в общении подростков. Задачи: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблема общения в подростковом возрасте; 2. Дать краткий обзор подросткового возраста; 3. Рассмотреть структуру, форму и виды общения; 4. Выделить специфические особенности общения характерного для подростков. Структурно курсовая работа состоит из: введения, 3-х глав, заключения, библиографического списка. Библиографический список содержит 29 источников. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды.- М., 1983 2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.,.1988 3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.- М, 1985 4. ГригорьеваТ.Г., Линская Л.3., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для преподавателей.-Новосибирск. - М, 1997 5. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск, 1997 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. - Ростов - н / Д., 1997 7. Игры, обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. - В четырёх книгах - М., 1994 8. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии. - 1983. - №3, стр. 40-45 9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996 10. Кон И.С. Психология ранней юности - М.,1980 11. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя - М., 1980 12. Коротаева В.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение - М., 1997 13. Леонтьев А.А. Психология общения - 2-е изд., испр. и доп. - М: 1997. - ("Психология для студента", вып. 4) 14. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М, 1988 15. Личко А. Е. Подростковая психиатрия.- М., 1985 16. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. - Ростов-н / Д., 1991 17. Мир детства. Подросток. - М, 1982 18. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984 19. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие - СПб., 1999 20. Проблема общения в психологии. - М., 1991 21. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1987 22. Психотехника общения: Учебное пособие по курсу "Психология и психотехника общения / Л.Д.Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов-н / Д., 1996 23. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы.- М.,1995 24. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1997 25. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Араканова Т.Г. - М., 1990 26. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. - 1985, №1 27. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка // Вопросы психологии. - 1980, №4 28. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития.- М., 1995 29. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения. - М., 1997 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru