Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Рим и Италия в русской литературе XIX века ID работы - 745542 нераспознанные (контрольная работа) количество страниц - 13 год сдачи - 2010 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3 1. Особенности восприятия образов Италии и Рима в русской литературе начала XIX века...............................................................................4 2. Римская тема в творчестве А.С. Пушкина..................................................5 3. Итальянские мотивы в произведениях поэтов пушкинской поры.........8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................14 ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................15 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Рим занимает особое место на карте мира. Когда-то это была огромная и могущественная империя, ознаменовавшая собой целую эпоху в развитии человеческой цивилизации, сейчас - это один из самых прекрасных и удивительных городов Земли, столица Италии. Как нигде, здесь слышно дыхание вечности, но седые камни не подавляют своим величием, а напротив, вплетаются в быстрокипящую жизнь современной метрополии как некий необходимый ей орнамент. Возникновение итальянской темы в русской литературе первой трети XIX века связано с расширением поэтической "географии" художественного творчества и стремлением русских писателей осмыслить "место" своего отечества в общеевропейском культурном пространстве. Противостояние западников и славянофилов было направлено на разрешение таких вопросов, как взаимовлияние России и Европы,. взаимопритяжении и взаимоотталкивании культур России и Запада, о сущности и роли русского европейца, поскольку именно в контексте этих проблем, в конечном счете, будет разрешаться культурная и политическая судьба России в XXI веке. Рассмотрение итальянской темы в русской литературе начала XIX века представляется нам тем более важным, что культура Европы в целом была основана на античном фундаменте, древней Греции и древнего Рима. И, как считают исследователи , именно Италия, "возросшая на развалинах Рима, около эпохи Возрождения", сыграла особую роль в духовной жизни Европы. Цель нашей работы - выявление основных черт в образах Рима и Италии в литературе первой четверти XIX века. Предметом нашего исследования и является итальянская тема в творчестве таких поэтов и писателей XIX века, как А.С. Пушкин, Рылеев, Катенин, Кюхельбекер, Батюшков. В качестве основного объекта анализа нами будут рассматриваться произведения данных авторов, написанные в первой трети XIX века, в которых возникают образы Италии и Рима. 1. Особенности восприятия образов Италии и Рима в русской литературе начала XIX века Я поздно встал - и на дороге Застигнут ночью Рима был! Ф. Тютчев Итальянская культура как наследница культуры античной всегда активно воспринималась в России. Поистине масштабный характер этот процесс приобретает со второй половины XVII века и - особенно - в эпоху Петра I и Екатерины II. Расцвет же итальянского Ренессанса в России, как считают исследователи , приходится на первую треть XIX века - пушкинскую эпоху, когда произведениями итальянской живописи и скульптуры украшают не только царские палаты, но и дворянские усадьбы. Особую страницу взаимоотношений России и Италии представляет литературный пласт культуры. В XIX веке в Италии становятся известными и и получают признание произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого, а в России изучается итальянская литература (прежде всего переводится Данте). Италия сыграла свою особую роль в жизни многих русских писателей. Именно в начале XIX века образы Рима и Италии прочно войдут в русскую литературу (К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, К.Ф. Рылеев, Е.А. Баратынский, Шевырев, Ф.Н. Глинка, К.А. Бахтурин, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, и др.). Прежде всего, это можно объяснить интересом русских поэтов и писателей к эпохе античности вообще, с которой тесно связывался в их сознании Рим, а, следовательно, и Италия. Однако, здесь прослеживаются две тенденции: античная цивилизация воспринимается с одной стороны, как колыбель искусств, как идеал, образец, с другой стороны, ближе к середине XIX века римское античное наследие начинает ассоциироваться с закатом, гибелью Римской империи и поэты больше обращаются к современной им Италии. Падение великой древней империи писатели видят, как правило, в тирании правителей Рима, в наличии рабства, проецируя эти тенденции на российскую действительность начала XIX века и показывая таким образом состояние современного им общества. Это характерно, прежде всего, для эпохи декабризма. В поэзии А.С. Пушкина как наиболее значительного поэта первой четверти XIX века и его современников образ Рима характеризуется следующими определениями: вечный, древний, великий, величавый, державный, могучий, неодолимый, сильный, неблагодарный, гордый, свободный, падший, унылый, всепожирающий, ужасный, развратный, грозный, буйный, а Италия - святая, счастливая, прекрасная, прелестная, СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: ЛИТЕРАТУРА 1. Автухович Т.Е. Рим в русской поэзии первой половины XIX века: эмблема - аллегория - символ - образ // Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ: Рим - Самара, 2001. 2. Батюшков К. Н. Сочинения в двух томах. Т.1. - М., 1989. 3. Бочаров И., Глушакова Ю. Итальянская Пушкиниана. М., 1991. 4. Декабристы: Поэзия. Драматургия. Проза. Публицистика. Литературная критика. / Сост. В. Орлов. - М.: Художественная литература, 1951. 5. Зиновьева О.А. Концепт Италия в поэтической концептосфере А.С.Пушкина // Текст - дискурс - картина мира. Вып.3. Воронеж: Истоки, 2007. 6. Комолова Н.П. Предисловие // Италия и русская культура XV-XX веков. М., 2000. 7. Муратов П.П. Образы Италии. - М.: Республика, 1994. 8. Немцев В.И. Рим в русской культуре // Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ: Рим - Самара, 2001. 9. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 17 т. Т 1. - М.,: Воскресенье, 1994. 10. Созина Е.К. Римская тема в русской литературе // Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. Цена: 1050.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru