www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Международно-правовая защита жертв войны


ID работы - 690988
международное право (дипломная работа)
количество страниц - 71
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:





I. Введение.
II. 1. Международно-правовая защита жертв войны.
1.1. Комбатанты и покровительствуемые лица.
1.2. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших
кораблекрушение.
1.3. Гуманное обращение с военнопленными.
1.4. Защита гражданского населения.
2. Защита прав человека в условиях вооруженного
конфликта немеждународного характера.
3. Ответственность за нарушения прав человека в
условиях вооруженных конфликтов.
3.1. Коллективная ответственность.
3.2. Индивидуальная ответственность.
III. Заключение.
Cписок использованной литературы.

Стр.
4
9
9
17

18
21
27

43

43
47
61
62





ВВЕДЕНИЕ:



Человеческая история представляет собой длинную череду войн и конфликтов. Странность судьбы человечества состоит в том, что преступление действительно "окупается" и в определенном смысле движет историю, или, как гласит китайская поговорка, "тот, кто украл корову, - вор; тот, кто грабит нацию, - принц". Из более чем 3400 лет писаной истории человечества только 250 были мир-ными. Следовательно, война является обычным состоянием отноше-ний между людьми. Человечеству понадобилось две мировые войны, разразившиеся в первой половине XX века, которые унесли жизни миллионов людей, для того, чтобы возобладало стремление к миру, торжественно провозглашенное в 1945 году в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако положение вещей до сих пор остается печальным. После эйфории и радужных надежд, вызванных подпи-санием Устава ООН, пришло отрезвление. Цифры говорят сами за себя: со времени окончания второй мировой войны имели место около 150 войн и конфликтов, унесших около 20 млн. человеческих жизней. Только в 80-ые годы на Земле полыхало пламя 22 войн, 85% их жертв - гражданское население. По подсчетам институтов, зани-мающихся вопросами военной истории, в частности, американского института "Worldwatch", со времени окончания второй мировой вой-ны было только 26 дней абсолютного мира. Безусловно, толкование такого рода данных зависит от того, что понимать под днем войны. Но даже по другим расчетам, с менее строгими критериями, в сред-нем за год, начиная с 1945 года, насчитывается три дня без войны, что едва ли является более обнадеживающим фактором. Иными сло-вами, в настоящее время в течение 362 дней из 365 в какой-либо час-ти мира происходит вооруженный конфликт1. Несмотря на то, что пока удалось избежать третьей мировой войны, планету постоянно заливают кровью гражданские войны, местные и региональные кон-фликты. Кроме того, угроза еще более опустошительных побоищ, хотя и запрещенных международным правом, остается реальностью, которую человеческий род еще не смог или не захотел преодолеть. Запрещена война или нет и независимо от того, каково состояние jus ad bellum, т.е. права вести или не вести войну, эта форма коллектив-ного насилия всегда оказывала значительное воздействие на жизнь стран и народов. Но в последние годы конфликты стали более час-тыми и продолжительными, создав своего рода тупиковые ситуации. Война между Ираком и Ираном длилась дольше, чем вторая мировая война. Военнопленные в таких конфликтах, как конфликты вокруг Огадена или Западной Сахары, находились в плену в течение десяти лет. Судьба беженцев в лагерях на таиландо-кампучийской границе все в большей степени напоминает положение населения в пале-стинских лагерях - проблема, затянувшаяся на много лет без види-мых признаков урегулирования. Приведенные примеры со всей оче-видностью свидетельствуют о необходимости защиты прав человека в период войн и вооруженных конфликтов. Но возникает встречный вопрос: а правомерно ли вообще говорить о каких бы то ни было правах человека в ходе военных действий? Ведь еще Гуго Гроций подчеркивал, что "войны совершенно не совместимы с правом"1 , имея в виду, что война допускает, даже "санкционирует" право на преступление, в том числе лишение человеческой жизни. Война, да-же в тех случаях, когда вызванное ею насилие каким-то образом ог-раничивается и регулируется, причиняет огромные страдания, по-этому люди должны прилагать все усилия к тому, чтобы не допус-кать ее превращения в кровавый хаос, в бойню без правил, где унич-тожают всех без разбора. И именно для того, чтобы предотвратить или по крайней мере уменьшить вакханалию, творимую на полях сражений, минимизировать человеческие страдания, необходимо сделать все возможное для защиты неотъемлемых прав человека в период вооруженных конфликтов.
В 70-80 г.г. нашего века в качестве особого института совре-менного международного права сложилось международное гумани-тарное право2 (которое иногда уточняется: "применяемое в период вооруженных конфликтов"), относящееся ко всей совокупности норм международного права, целью которых является защита жертв вооруженных конфликтов. В общем употреблении слово "защита" означает предоставление приюта, убежища, укрытия; сохранение от неблагоприятных воздействий. В международном гуманитарном праве объектом защиты обязательно является человек, а предостав-ляется она в условиях вооруженного конфликта. Поэтому защита в том значении, в котором это слово употребляется в международном гуманитарном праве, означает любое действие, цель которого - за-щитить жертвы вооруженных конфликтов от возможной опасности, страданий и злоупотреблений властью. "Защита" и "помощь", по су-ти, являются двумя сторонами одного и того же явления. Эти два термина указывают скорее на различные проявления заботы, нежели на совершенно независимые виды деятельности. Внутреннюю связь между ними можно показать на следующем примере: обработка и лечение ран, нанесенных военнопленному при пытках есть медицин-ская помощь, а усилия, предпринятые с тем, чтобы заставить соот-ветствующие власти подчиниться требованиям права и, следова-тельно, прекратить пытки, представляют собой защиту1. Междуна-родное гуманитарное право содержит совокупность норм, призван-ных обеспечить лицу, оказавшемуся во власти противной стороны, определенное качество жизни и уважение личного достоинства, правда, в рамках реального, т.е. с учетом военной необходимости. По последней причине ни одна из этих норм не предусматривает, чтобы захваченный одной из сторон комбатант был, например, не-медленно освобожден, в то время как боевые действия еще продол-жаются. Однако эти нормы предусматривают то, что указанное лицо должно пользоваться гуманным обращением и гарантиями элемен-тарной безопасности, поскольку ему может грозить произвол со сто-роны властей, в руках которых он находится. Именно поэтому защи-та может быть предоставлена только при условии согласия со сторо-ны соответствующих властей, которых международное гуманитар-ное право к этому обязывает. В идеале, защита требует присутствия среди жертв. Такое присутствие позволяет оказывать материальную помощь (продовольствие, медикаменты и пр.) и моральную под-держку (связь между лицом, находящимся во власти противной сто-роны, и его семьей). Присутствие также позволяет осуществлять на-блюдение и оценивать обстановку, тем самым делая возможным своевременное обращение к властям в интересах жертв. Иными сло-вами, присутствие делает возможным проверку и контроль тех га-рантий, на которые жертвы конфликта могут претендовать в соот-ветствии с международным гуманитарным правом, а также позволя-ет пресекать злоупотребления2.
Поскольку войны всегда велись между государствами, защита жертв этих войн относилась к области именно международного пра-ва. Поначалу речь шла о нормах обычного права. 1864 год был озна-менован началом кодификации, конкретизации и развития этих норм по инициативе Анри Дюнана и затем Международного Комитета Красного Креста, одним из основателей которого он являлся. В на-стоящее время основными источниками международного гумани-тарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года:
- Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действую-щих армиях (I Женевская конвенция);
- Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потер-певших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);
- Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская кон-венция);
- Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция);
два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 года:
- Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооружен-ных конфликтов;
- Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера;
а также IV Гаагская конвенция 1907 года и являющееся приложени-ем к ней Положение о законах и обычаях сухопутной войны.
Наряду с универсальными международными договорами источника-ми международного гуманитарного права являются региональные договоры, среди которых наибольшее значение для нас имеет за-ключенное в рамках СНГ Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 года. Большую кодификационную работу в этой области проводят меж-правительственные и неправительственные международные органи-зации. Так, Международный Комитет Красного Креста подготовил текст IV Женевской Конвенции и обоих Дополнительных протоко-лов, а в 1965 году принял резолюцию XXVIII под названием "Защи-та жертв гражданского населения от бедствий войны". 19 декабря 1968 года Генеральная Ассамблея ООН приняла известную резолю-цию 2444 (XXIII) "О правах человека в период вооруженных кон-фликтов", послужившую толчком для принятия ряда уточняющих и развивающих международно-правовых актов, направленных на за-щиту жертв войны.
Наконец, следует обратить внимание на употребление терми-нов "война" и "вооруженный конфликт". Для целей настоящей рабо-ты эти понятия будут использоваться в дальнейшем произвольно, в качестве синонимов, для того чтобы избежать ненужных повторов. Некоторые юристы даже считают, что "понятия "война" и "воору-женный конфликт" идентичны в международно-правовом смысле, равнозначны по юридической силе и не имеют один перед другим главенствующего значения по объему применения норм гуманитар-ного права"1 . Оговорюсь, что грань между "войной" и "вооружен-ным конфликтом" все-таки есть, хотя она достаточно условна. Вы-ражение "вооруженный конфликт" охватывает любую ситуацию, не-зависимо от ее правовой квалификации, в которой две или более сторон противостоят друг другу с оружием в руках2 . Следовательно, термин "вооруженный конфликт" шире по объему, нежели термин "война": любая война - это прежде всего вооруженный конфликт, но не всякий вооруженный конфликт можно назвать войной. И дело здесь не только в масштабах военного противоборства. Война обла-дает рядом специфических признаков, которые не присущи воору-женным конфликтам. С юридической точки зрения для войны харак-терен такой признак, как формальный акт ее объявления, согласно III Гаагской конвенции 1907 г. Последствием такого объявления яв-ляется, как правило, разрыв дипломатических отношений между воюющими государствами и прекращение действия большинства международных договоров. Однако в большинстве своем государст-ва развязывали войны, формально не объявляя их, при сохранении дипломатических и договорных отношений. Все это и привело к ши-рокому использованию термина "вооруженный конфликт". Далее, термин "война", как вытекает из международно-правовых актов, употребляется при вооруженном столкновении между суверенными государствами; в случае борьбы нации или народа за свою незави-симость употребляется термин "вооруженный конфликт". Признак "вооруженный" не определен в международно-правовых актах. Не-которые юристы предлагают понимать под ним любые действия с применением военного насилия, в котором участвует значительное число военнослужащих, собранных для общей цели (коллективный характер), с определенной степенью организации. По их мнению, конфликт является вооруженным, если при этом совершается хотя бы оно из следующих действий:
а) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства;
б) захват в плен или ранение хотя бы одного комбатанта из состава вооруженных сил другой стороны;
в) интернирование или принудительный захват хотя бы одного гра-жданского лица другой воюющей стороны1.
В общем, отграничение понятия "война" от понятия "вооруженный конфликт" имеет определенное значение, однако, на практике раз-личие между ними носит скорее формальный характер, и в настоя-щей работе, повторюсь, указанные термины будут употребляться как равнозначные.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Арцибасов И.Н. Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, по-литика, дипломатия. М., 1989 г.
2. Бирюков П.Н. Юридический механизм реализации в СССР норм международного гуманитарного права. Дисс... Свердловск, 1991 г.
3. Блищенко И.П. Вооруженный конфликт и современное междуна-родное право // "Советское государство и право". 1971 г. № 9.
4. Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976 г.
5. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т. I. М., 1946 г.
6. Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1992 г.
7. Гуго Гроций. О праве войны и мира. Кн. 1. М., 1956 г.
8. Дитрих Шиндлер. Международный Комитет Красного Креста и права человека. МККК, М., 1994 г.
9. Жан Пикте. Развитие и принципы международного гуманитарного права. МККК, М., 1994 г.
10. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. МККК, М., 1994 г.
11. Исакович С.В. Международно-правовые проблемы защиты прав человека в вооруженном конфликте // Вестник Киевского универси-тета. 1976 г. № 3.
12. Курс международного права. Т.5 (под ред. Ф.И.Кожевникова). М., 1969 г.
13. Курс международного права. Т.6 (под ред. Н.А.Ушакова). М.,1992 г.
14. Марион Харрофф-Тавель. Деятельность Международного Коми-тета Красного Креста в обстановке насилия внутри страны. МККК, М., 1995 г.
15. Марко Сассоли. Выполнение норм международного гуманитар-ного права и международного права прав человека: сравнительный анализ // Доклад на международной конференции на тему "Распро-странение знаний о международном гуманитарном праве". Казань, 1997 г.
16. Международное право в документах (сост. Н.Т.Блатова). М., 1982 г.
17. Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гааг-ских конвенций и иных соглашений. МККК, М., 1995 г.
18. Международное право в избранных документах. Т. III. М., 1959 г.
19. Морис Обер. Вопрос о приказах старших войсковых начальников и ответственности командиров. МККК, М., 1994 г.
20. Московский журнал международного права. 1996 г. № 1.
21. Островский Я.А. Продолжают ли трибуналы по бывшей Югосла-вии и Руанде традиции Нюрнберга и Токио? // Московский журнал международного права. 1996 г. № 1.
22. Полторак А.И. Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и меж-дународное право. М., 1976 г.
23. Право в период вооруженных конфликтов (под ред. И.П.Блищенко). М., 1978 г.
24. Рене Козирник. Международное гуманитарное право. МККК, Женева, 1988 г.
25. Симпозиум по вопросам гуманитарной деятельности и осуществ-ления операций по поддержанию мира (Женева, 22-24 июня 1994 г.). МККК, М., 1995 г.
26. Словарь международного права (под ред. Б.М.Клименко). М., 1986 г.
27. Современные войны: гуманитарные проблемы. М., 1990 г.
28. Станислав Е. Нахлик. Краткий очерк международного гумани-тарного права. МККК, М., 1994 г.
29. Фриц Кальсховен. Ограничение методов и средств ведения вой-ны. МККК, М., 1994 г.
30. Ханс-Петер Гассер. Международное гуманитарное право. МККК, М., 1995 г.

1. Marco Sassoli. Mise en oeuvre de droit international humanitaire et du dorit international des droits de l'homme: Une comparaison. 1988.
2. The Unated Nations and Crime Prevention, Unated Nations, New York, 1996.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru