www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Развитие коммуникативной компетентности менеджера


ID работы - 606235
менеджмент (дипломная работа)
количество страниц - 62
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение. 3
Глава 1. Психологический анализ коммуникативной компетенции менеджера. 8
1.1. Понятие коммуникативной компетентности в общении. 8
1.2. Специфика профессиональной деятельности менеджера. 23
1.3. Связь коммуникативной компетентности с профессиональной деятельностью менеджера. 33
Глава 2. Исследование коммуникативной компетентности менеджера. 40
Заключение. 53
Список использованной литературы.
Приложение 1
Приложение 2




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Под коммуникацией (в переводе с лат. «общее, разделяемое со всеми») понимают процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию. Если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь, сообщающую о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Выход из глубокого кризиса, в котором находится Россия, обосновано связывается с качеством и эффективностью деятельности управленческих кадров всех уровней (в экономике, политике, социальной сфере РФ). Сама российская действительность создает ситуацию такого отбора.
Сегодня перед менеджерами стоит задача объединения собственного опыта, знаний и умений с опытом, знаниями и умениями своих подчиненных, что является важным условием выполнения намеченных целей. И пока в нашем обществе не сложилась традиция эффективного управления организацией (соответствующая российским реалиям), отечественным менеджерам приходится самим получать навыки эффективного построения партнерских отношений не только с заказчиками или другими менеджерами, но и, в первую очередь, со своими подчиненными.
Менеджер стоит в центре коммуникационных процессов предприятия, фирмы или какой-либо другой организации, а, значит, его коммуникативную компетентность трудно переоценить. Само понятие «коммуникативная компетентность» подразумевает такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который позволяет в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в обществе. Оно подразумевает наличие жизненного опыта, эрудиции, научных знаний и т.п.
В качестве составляющих в коммуникативную компетентность включают коммуникабельность (способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми), владение смысловой информацией и умение оперировать ею. Последнее характеризует общую эрудицию управленца, вне зависимости от сферы его деятельности.
С коммуникативной компетентностью непосредственно связана проблема взаимопонимания и партнерского взаимодействия, так как разное восприятие каких-либо явлений может привести, например, к неверному истолкованию сказанного, а, соответственно, к необоснованным решениям и несогласованным действиям. Поэтому, отмечается особая роль информативности в эффективной работе менеджера.
Тем не менее, перенасыщение коммуникативного поля информацией также не приведет ни к чему хорошему. Избыточная информация затрудняет, а иногда и вредит выработке актуальных решений, приводит к излишним эмоциональным перегрузкам, тем самым, осложняя взаимоотношения с окружающими. Следовательно, необходимо выбирать ее оптимальный объем.
Причинами неудачной коммуникации могут быть:
1) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
2) «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Человек редко осознает, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и его собственное;
3) плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
4) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
5) пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
6) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
7) неверный выбор стратегии и тактики общения.
Отдельными аспектами проблемы профессиональной коммуникации занимались В.А.Бодров, К.М.Гуревич, В.А.Дятлов, Р.Л.Кричевский, И.Д.Ладанов, В.В.Травин; А.А.Деркач, П.Дракер, А.Г.Ковалев, Р.Л.Кричевский, Л.Д.Кудряшова, Д.Осгуд, Т.Питере, Г.Селье, Б.Швальбе, Л.Якокка (проблемы личности руководителя); В.В.Аршавский, В.П.Каширин, В.А.Петровский, В.С.Ротенберг, Л.А.Ясюкова (проблемы профессиональной адаптации); Э.Воутилайнен, Ф.Врум, Д.МакГрегор, Д.Макклеланд, А.Маслоу, И.Ниссен, Х.Хекхаузен, Ф.Херцберг (проблемы мотивации отрудников); Ф.М.Бородкин, Н.В.Гришина, В.Зигерт, Н.М.Коряк, Л.Ланг (проблемы разрешения конфликтных ситуаций в организациях); А.А.Деркач, Г.И.Марасанов, А.П.Ситников (теории деловых игр и тренингов); Т.Ю.Базаров, Ч.Барнард, Б.Л.Еремин, Ю.Д.Красовский, Р.Лайкерт, Р.Рютингер, Ф.Селзник (формирование организационной культуры предприятия); А.Л.Журавлев, И.В.Калин, С.Н.Паркинсон, М.К.Рустомжи, В.Д.Шадриков (проблемы индивидуального стиля управления). Однако проблема коммуникативной компетентности менеджера в его профессиональной деятельности практически не изучена. Этим и определяется актуальность данного исследования.
Проблема, рассматриваемая в данном исследовании, заключается в том, что, изучая коммуникативную компетенцию менеджера, следует рассматривать профессиональную деятельность и общение как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности. Вследствие чего, в реальной жизнедеятельности менеджера коммуникативная компетентность и профессиональная деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.
Новизна исследования представляется, в общем, содержании категории общения менеджера многообразно: это не только вид профессиональной деятельности, но и условие, и результат, определяющий этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить связь между спецификой профессиональной деятельности и развитием коммуникативной компетентности менеджера.
Объект исследования: Коммуникативная компетентность менеджера.
Предмет исследования: Развитие коммуникативной компетентности менеджера.
Гипотеза исследования: Специфика предметного и социального контекстов осуществления профессиональной деятельности менеджера требует от её субъекта сформированности коммуникативной компетентности. Вместе с тем, коммуникативная компетентность, как и другие профессионально важные качества менеджера, развивается в процессе осуществления его профессиональной деятельности. То есть, существует взаимообусловленная связь между коммуникативной компетентностью и спецификой профессиональной деятельности менеджера. Характер такой связи может быть обоснован теоретически и проверен экспериментально.
В связи с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую структуру коммуникативной компетентности.
2. Проанализировать специфику предметного и социального контекста профессиональной деятельности менеджера.
3. Теоретически обосновать связь между содержательными характеристиками профессиональной деятельности менеджера и коммуникативной компетентностью как профессионально важным качеством менеджера.
4. Обосновать замысел эксперимента.
5. Экспериментально установить уровень развития коммуникативной компетентности в зависимости от специфики его профессиональной деятельности (должность, характер выполняемых профессиональных задач, величина круга профессионального общения, количество подчиненных, стиль управления)
6. Провести качественный анализ результатов эксперимента.
7. Обобщить результаты теоретико-экспериментального исследования.
В проводимом исследовании использовались батарея тестов, в которую входят следующие методики:
1) «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова;
2) тест «Ваш стиль общения» В.М. Шепеля;
3) методика оценки уровня общительности (опросник Ряховского);
4) опросник «Ваша коммуникативная установка»;
5) опросник «Ваша коммуникативная толерантность»;
6) методика самооценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2).
Цели и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения (в котором обосновывается актуальность и определяется цель исследования), теоретической главы (в которой проводится теоретический анализ проблемы), экспериментальной главы (в которой представлено описание проведенного эксперимента), заключения (в котором представлены основные выводы исследования) и библиографического списка, насчитывающего 59 наименований, двух приложений.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список использованной литературы.
1. Александрова Н.В., Тарабанова В.А., Эйдемиллер Э.Г. Коммуникативная компетентность – эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей). // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
3. Бизнес и менеджер. / Сост. И.С. Дараховский, И.П. Черноиванов, Т.В. Прехул. М, 1992.
4. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом. М., 2001.
5. Бодалева А.А. Психологическое общение. М., 1996.
6. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 1999.
7. Вершигора Е.Е. Менеджмент. М., 1998.
8. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М., 1982.
9. Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 1994.
10. Дорошева М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. Подготовка резерва руководителей и выявление сотрудников в лидерским потенциалом. // Управление персоналом. 1997. № 2.
11. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М., 1998.
12. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
13. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М., 1996.
14. Кайгородова Л.А. Коммуникативно-исполнительское мастерство личности.
15. Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. М., 2003.
16. Костюк О.В. Коммуникативная компетентность руководителя как ресурс повышения качества управления.
17. Краткий психологический словарь. М., 1995.
18. Матиашвили В.М. Организационная проблема: диагностика и решение. Н. Новгород, 1998.
19. Матиашвили В.М. Организационные системы: сущность и типы. Н. Новгород, 1998.
20. Матиашвили В.М. Управление персоналом. Н. Новгород, 1998.
21. Матьяш О.И. Анализ коммуникативной компетентности российских специалистов в организационном общении.
22. Машков В.Н. Психология управления. СПб., 2000.
23. Мелибурда Е.Л. Ты – мы: Психологические возможности улучшения общения. М., 1986.
24. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997.
25. Мир мудрых мыслей. / Сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская. Иркутск, 1995.
26. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.
27. Основы менеджмента. / Под ред. А.А. Радугина. М., 1999.
28. Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г. Шмелева. М., 1996.
29. Основы социально-психологической теории. / Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. М., 1995.
30. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
31. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2002.
32. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. Н. Новгород, 1992.
33. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. СПб., 1999.
34. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.
35. Практическая психодиагностика. / Под ред. А.Г. Райгородского. Самара, 2001.
36. Психология и этика делового общения. / Под ред. В.Н. Лавриенко. М., 2001.
37. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. СПб., 1999.
38. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. М., 1998.
39. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М., 1997.
40. Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.
41. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997.
42. Свеницкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. М., 1995.
43. Селихов С. Коммуникативная компетентность российского менеджера. // Вопросы психологии. 2000. № 2.
44. Скориков В.Б. Психологические проблемы прогнозирования эффективности работы будущего руководителя. М., 1999.
45. Словарь психолога-практика. / Ред.-сост. С.Ю. Головин. М., 2001.
46. Солодкая М.С. К единству социального и технического: проблемы и тенденции развития научных подходов к управлению. Оренбург, 1997.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1995.
48. Стюарт Г. Менеджмент торговли. М., 1996.
49. Терещенко В.И. Организация и управление. М., 1995.
50. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. / Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997.
51. Управление персоналом. / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М., 2000.
52. Хрестоматия по социальной психологии. / Под ред. Т. Кутасовой. М.,1994.
53. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
54. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Щвыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов-на-Дону, 2002.
55. Шепель В.М. Управленческая этика. М., 1999.
56. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. М., 1999.
57. Howell W.C., Dipboye P.L. Essentials of industrial and organizational psychology. Illinois, 1978.
58. Neuhauser P Tribal warfare in organization. Boston, 1988.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru