Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Организационный механизм ликвидации предприятия в условиях переходного периода ID работы - 691104 менеджмент (дипломная работа) количество страниц - 66 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение. 3 Глава 1. Система банкротсва в России. 18 Глава 2. Организационный механизм ликвидации предприятия. 22 2.1. Диагностика кризисных ситуаций и состояние банкротства. 22 2.2. Организационно-методическое обеспечение ликвидации предприятий. 28 Глава 3. Конкурсное производство. 31 3.1. Порядок осуществления. 31 3.2. Ликвидация предприятия. 42 Заключение. 52 Список литературы: 58 Приложения. 62 ВВЕДЕНИЕ: Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и ус-луг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности (населения, предпри-ятий, общественных и государственных организаций), осуще-ствляется посредством национального рынка и складывающей-ся в каждый данный момент рыночной ситуации. От характера и структуры рыночных потребностей, способности и возмож-ности ее предвидения, прогнозирования и соответствующего реагирования зависят судьба предприятий, производящих то-вары и услуги, подъем и падение отдельных предприятий. направлений и секторов экономики. Процесс неравномерного развития экономики и тем более отдельных ее частей, коле-бания объемов производства и сбыта, возникновения значи-тельных спадов производства, что характеризуется как кри-зисная ситуация, следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике. Кризисные ситуации, для преодоления которых не было при-нято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обес-пр.чрцидпппы родственного процесса,, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер (про-цедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидации. И это, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать как случайность. Гибель значительной части фирм и в особенности вновь возникших зафикси-рованы статистикой банкротств тех стран, где эта статистика ве-дется. Английские исследователи отмечают, что до конца второго года доживает не более 20-30% вновь возникших фирм. Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при этом одни и те же процессы могут быть и стимулирующими развитие, и тормозящими его. Американские исследователи зафиксировали определенную за-кономерность возникновения спада и подъема, кризисных си-туаций и банкротств. Она заключается, во-первых, в перио-дическом возникновении кризисных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а, во-вторых, в математиче-ски определенной продолжительности циклов спада и подъе-ма, характерных для фирм малого и среднего бизнеса. Так, (раза подъема в среднем длится три года (от 1,1 до 7,7 лет), а фаз; падения - 2,8 года (от 2 до 12 лет) иссле-дуемого массива американских фирм. Специфика реализации различных типов предприятий в пере-ходной экономике. Характерными чертами функционирования предприятий и их различных типов в переходной экономике можно считать следующие: " нечеткость и изменчивость законодательной базы и, как следствие, одновременное наличие старых и новых форм предприятий, их организационная и юридическая хруп-кость, нечеткая статистическая картина; " механическое копирование (в той или иной мере) сложив-шихся за рубежом форм предприятий и механизмов их функ-ционирования без достаточного учета национальных осо-бенностей страны и условий переходного периода; " сильное воздействие кризисных явлений переходной эконо-мики и, как следствие, неустойчивость экономического положения предприятий, высокая тяга к спекулятивным действиям, к хищническому предпринимательству и т.п.; " высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики (по некоторым оценкам, ее удельный вес в российском ВВП приближается к 40-50%, а в ее сфере тем или иным обра-зом занято примерно 30 млн человек); " прямое или косвенное воздействие на деятельность многих предприятий криминальных структур, рэкета; " слабая спецификация прав собственности, неразвитость традиций цивилизованной рыночно-предпринимательской деятельности; " возникновение предпринимательских структур не только путем создания совершенно новых предприятий, но и путем приватизации ранее действовавших предприятий (с точки зрения роли этих предприятий в экономике второй путь следует признать наиболее значимым и характерным); " большое число неработающих формально зарегистрированных предприятий (среди причин: кризисность экономики, труд-ности привлечения финансовых средств, а также нацелен-ность ряда из них на проведение разовых спекулятивных операций, функции "запасного аэродрома" и т.п.); " высокая степень бюрократизма при открытии предприятий-юридических лиц (отсутствие опыта и изменчивость норма-тивных актов, традиции регламентации, корыстные мотивы чиновников и т.п.). Эти черты носят общий характер. Своеобразие переходного периода характерно и для отдельных типов (форм) предпри-ятий. Для индивидуального предпринимательства граждан в пере-ходной экономике свойственны слабая организованность и правовая защищенность, хаотичность и стихийность деятель-ности, высокая доля официально незарегистрированных пред-принимателей. Во многом оно носит вынужденный характер и вызывается не столько потребностями реализации предприни-мательских способностей, сколько потребностями элементар-ного выживания в условиях отсутствия работы и средств у значительной части населения. В условиях кризисной экономики весьма ненадежными стано-вятся обладающие большим риском для его участников това-рищества (исключая прежние ТОО). Фактически складываются такие формы стихийного партнерства и кооперирования пред-принимателей с их особыми взаимоотношениями, которые за-меняют собой товарищества с юридическим статусом. Немало специфичных черт в переходной экономике имеют АО. В ОАО часто размыты права собственности, нет ясной карти-ны фактического распределения экономической власти, когда реальный хозяин нередко скрывается за подставными лицами и фирмами. В условиях массового разгосударствления госу-дарство с трудом находит и реализует свою роль в АО как владелец пакета акций. Неотрегулирован -ность фондового рынка ведет к появлению разного рода финансовых "пира-мид", массовому обману и разорению вкладчиков. Трудное финансово-бюджетное положение государства, характерное для переходной экономики, ведет к увеличению выпуска го-сударственных ценных бумаг, что деформирует фондовый ры-нок, приводит к ухудшению условий обращения корпоративных ценных бумаг. Государственные и муниципальные предприятия в условиях атмосферы разгосударствления оказались на начальном этапе преобразований без четкого механизма функционирования, без строгого определения прав и обязанностей руководите-лей, что вело к разбазариванию средств, необоснованно вы-соким доходам руководителей. Таким образом; специфика переходной экономики накладывает целый ряд особенностей на функционирование различных ти-пов предприятий. Изменения в характере взаимоотношений предприятий. В ус-ловиях плановой экономики отношения между предприятиями опосрс-довались государственными органами (Госпланом, Госснабом, Госбанком, отраслевыми министерствами и др.). Несмотря на элементы хозрасчетной самостоятельности, пре-имущественное значение имели централизованное материаль-но-техническое снабжение предприятий, прикрепление произ-водителей к предприятиям-поставщикам и потребителям, пла-новая реализация продукции и плановое ценообразование, мягкие бюджетные ограничения. Переход к рыночной экономике означает кардинальное изме-нение характера взаимоотношений предприятий. Это находит свое выражение в образовании экономически самостоятельных субъектов хозяйства, в развитии рыночно-конкурентного ме-ханизма экономики. Предприятия вступают в отношения друг с другом самостоятельно, руководствуясь рыночными крите-риями и стимулами, сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой. Радикальный переход к принципиально иному характеру взаи-моотношений предприятий оказывается весьма болезненным (устранение привычной системы государственного патерна-лизма и разрыв сложившихся хозяйственных связей при от-сутствии традиций и опыта рыночного хозяйствования, не-развитости рыночной инфраструктуры, давлении импорта в условиях открытия границ и т.п.). Наряду с новыми, рыноч-ными продолжают (особенно на начальном этапе преобразований) сохраняться в модифицированном виде и старые ме-тоды, в числе которых элементы мягких бюджетных ограниче-ний (дотации, льготное кредитование, списывание или зачет долгов и т.п.), использование прежних персональных кон-тактов во властных органах и преобразованных бывших управленческих структурах (лоббирование интересов, помощь в установлении связей с другими предприятиями и зарубеж-ными партнерами, подключение к госзаказам), инерция сохранения традиционных (не всегда рациональных) хозяйст-венных отношений, большая роль личностных (иногда корыст-ных) связей между руководителями предприятий. В процессе адаптации к новым условиям хозяйствования предприятия ис-пользуют все возможные методы и их комбинации. При этом происходит интенсивное освоение рыночного стиля поведе-ния. Сиабженческо-сбытовые отношения предприятий. Отношения между предприятиями по поводу материально-технического снабжения (средства труда, материалы, сырье, комплектую-щие) и сбыта произведенной продукции приобретают все бо-лее рыночную ориентацию, подвергаются все большему влия-нию спросовых ограничений, однако в заметной мере сохра-няют специфику, проистекающую из особых условий переход-ной экономики. Факторами, затрудняющими развитие новых форм отношений между предприятиями, выступают неразвитость рыночной ин-фраструктуры (товаропроводящей, информационной и др.), слабое овладение методами маркетинговой политики, медли-тельность принятия и низкая эффективность реализации ар-битражных решений по хозяйственным спорам, тяжелое финан-совое положение многих предприятий и в целом кризисный характер переходной экономики. В начальный период (заметно меньше в последующие) важную роль в снабженческо-сбытовой политике играют прежние хо-зяйственные связи партнеров в силу инерции, преимуществ доверительных отношений в условиях экономической неопре-деленности (например, при поставках без предоплаты, при бартере и т.п.); отсутствия необходимой информации, жест-кой зависимости от прежних технологических "цепочек" при недостатке средств для изменения профиля предприятия и т.п. Со временем главным критерием выбора партнеров становятся рациональные рыночные оценки. При этом неустойчи-вость экономики, неразвитость рыночной инфраструктуры обусловливают хаотичность установления хозяйственных свя-зей, частую смену контрагентов. Существенными факторами, влияющими на материально-техническое снабжение предприятий в переходной экономике России, оказались следующие: потеря связей с прежними по-ставщиками из республик бывшего СССР и стран бывшего СЭВ; закрытие, перепрофилирование или переориентация на экс-порт части поставщиков в условиях трансформации экономи-ки; давление монополистов-поставщиков, продолжающих иг-рать значительную роль в экономике; дороговизна посредни-ческих и транспортных услуг; невысокий уровень качества и узость ассортимента многих видов отечественной продукции материально-технического назначения и т.п. Адаптация предприятий к существующим условиям происходит как в пассивной, так и в активной форме. Исследование по-ведения предприятий показало, что в 1995 г. среди пассив-ных мер преобладали бартер (62% предприятий), сокращение объема выпуска (12%), сокращение ассортимента (7%); среди активных мер - поиск новых поставщиков (57%), организация производства сырья и материалов на своем предприятии (7%), вложение инвестиций в развитие предприятий-поставщиков (2%). Своеобразием является то, что одновременно с расширением рыночных отношений происходит усиление натурализации хо-зяйства (бартеризация, развитие предприятиями собственной сырьевой базы) и регионализации хозяйственных связей (прежде всего из-за роста транспортных затрат). Противоречивость переходного периода проявляется и в сбы-товой политике предприятий. Существенными факторами, влияющими на нее, можно считать потерю рынков стран СНГ и Восточной Европы для многих российских предприятий, со-кращение спроса со стороны покупателей - как домашних хо-зяйств в связи со снижением реальных доходов населения, так и предприятий в связи с сокращением их производства и финансовых возможностей, трудности выхода на мировой ры-нок, агрессию импортных товаров, а также неразвитость рыночной инфраструктуры. Приспосабливаясь к существующим условиям, предприятия используют различные меры для улучшения сбыта своей продук-ции. По данным вышеприведенного обследования, в 1995 г. 65% всех предприятий использовали в этих целях сдержива-ние роста цен на свою продукцию, 45% - изменение ассорти-мента выпускаемой продукции, 29% - работу с посредниками и дилерами, 24% - активную рекламу, 6% - изменение профи-ля производства, 5% - выход на зарубежные рынки, 5% - борьбу за госзаказы и только у 5% предприятий не было проблем со сбытом. При этом все большее значение для сбытовой политики предприятий имеет не только активизация сбыта традиционной продукции, но и реструктуризация про-изводства, освоение новых видов продукции. Проблемой, од-нако, является нехватка средств для проведения реконст-рукции предприятия, изменения его профиля. Трудности со сбытом, кризис неплатежей вызывают расшире-ние бартерных операций, поставок в счет будущих платежей (фактически необеспеченных коммерческих кредитов), разно-го рода злоупотреблений) Взаимная задолженность предприятий. Характерной для пере-ходной экономики является проблема просроченной финансо-вой задолженности предприятий. Сама по себе взаимная задолженность экономических субъек-тов - явление, не чуждое и странам с развитой рыночной экономикой. Специфика для переходного периода состоит в резком увеличении задолженности, ее крупных размерах, остроте последствий, неразрывной связи с противоречиями и кризисными явлениями переходной экономики. Общая сумма просроченной задолженности предприятий произ-водственных отраслей достигла в России к октябрю 1996 г. 508 трлн руб. И хотя в ее структуру включалась сумма про-сроченных платежей в бюджет, а также задолженность по от-числениям во внебюджетные фонды и др., основную долю за-нимала взаимная задолженность предприятий (задолженность поставщикам в структуре просроченной кредиторской задол-женности предприятий, несмотря на ее относительное сокра-щение в последние годы, составляла примерно 50%). Таким образом, взаимная задолженность предприятий - центральное звено кризиса неплатежей. О масштабе указанного явления говорят и следующие цифры ("неплатежи между предприятиями достигли в промышленности месячного объема продукции, подлежащей реализации; просроченная задолженность постав-щикам в 7 раз превысила в конце 1995 г. сумму денежных средств предприятий; объем неплатежей в I квартале 1996 г. более чем в 1,6 раза превышал объем денежной массы. В середине 1996 г. кредиторская задолженность составили 28% к годовому ВВП (для сравнения: в конце 1991 г. - около 5%). Причинами роста взаимной задолженности предприятий яви-лись: " трудности адаптации предприятий к рыночным методам хо-зяйствования в условиях резкого перехода от системы го-сударственного патернализма, мягких бюджетных ограниче-ний; недостаток собственных средств предприятий на по-полнение обратного капитала и инвестиционных средств; " либерализация цен и, как следствие, более высокие темпы роста цен на сырье, ухудшившие финансовые возможности производителей готовой продукции; " кризисный характер переходной экономики в целом и при-чины, его вызывающие; " жесткая денежно-кредитная политика государства, кото-рая, с одной стороны, решает задачи снижения инфляции, с другой - сдерживает рост денежной массы; приводит к "бегству" рубля на более выгодные рынки (рынок ГКО, ва-лютный рынок) и тем самым затрудняет доступ предприятий к денежным ресурсам; " разрыв финансового и промышленного секторов экономики, ориентация банковской системы в значительной мере на спекулятивные операции, перераспределение средств в пользу финансового сектора; " некачественный менеджмент в условиях слабой специфика-ции прав собственности; " низкий уровень платежной дисциплины и исполнения судеб-но-арбитражных решений. Возникающие неплатежи в определенной степени можно счи-тать закономерной формой адаптации предприятий к реально складывающимся экономическим условиям и экономической по-литике, хотя в "объективизации" указанного явления заин-тересована та часть директорского корпуса, банкиров, чи-новников, посредников, которая реализует в этом свои ко-рыстные интересы. Как форма адаптации к условиям высокой инфляции неплатежи компенсируют обесценение оборотных средств предприятий, как форма адаптации к низкой инфляции - недостаток собственных средств предприятий. Рост взаимной задолженности предприятий имеет целый ряд негативных последствий. Во многом являясь порождением системного кризиса, он еще более углубляет его. В числе этих последствий: " негативный мультипликационный эффект, когда неплатежи в одном месте порождают целую цепочку неплатежей по всей экономике, обостряя сбытовые и финансовые проблемы предприятий, усиливая спад производства; " ухудшение воспроизводственных условий предприятий, сни-жение их инвестиционной деятельности (обновление основ-ного капитала, реструктуризация производства и т.п.); " усиление бартеризации хозяйственных отношений; " заполнение денежного обращения разного рода "суррогата-ми" или "квазиденьгами" (векселя, казначейские обяза-тельства и т.п.); " сокращение налоговых поступлений от предприятий и, как следствие, обострение бюджетного кризиса; " усиление роли теневой экономики, расширение возможно-стей хозяйственных злоупотреблений. Способами разрешения кризиса взаимных неплатежей могут быть меры как общеэкономического характера, так и исходя-щие от самих субъектов хозяйства. Среди них: " корректировка денежно-кредитной политики государства в сторону ее разумного смягчения, расширение области де-нежных расчетов между предприятиями, ограничение доход-ности спекулятивных операций; " более активные меры государства по расширению емкости внутреннего рынка и по стимулированию выпуска продукции посредством инструментов денежно-кредитной политики, экспортно-импортной политики, других способов поощрения отечественных товаропроизводителей, а также по оздоров-лению инфраструктуры сбытовой системы в интересах непо-средственно производителей и потребителей; " взаимозачет неплатежей: локальный (между отдельными предприятиями или группами предприятий), межотраслевой (одно из первых громких соглашений - "О совместных дей-ствиях по стабилизации цен и сокращению взаимных непла-тежей", подписанное Министерством путей сообщения, Мин-топэнерго, Комитетом по металлургии, РАО ЕЭС, компанией "Росуголь"), народнохозяйственный (его привлекатель-ность, однако, не должна означать всеобщего, сплошного взаимозачета, без учета перспективности тех или иных предприятий и причин, вызвавших их неплатежи); " упорядочение вексельного обращения, формирование циви-лизованного рынка векселей (включая активную роль бан-ковской системы в учете и переучете векселей); " использование акций предприятий, являющихся АО, для расчётов по неплатежам (т.н. свопирование); " развитие финансово-промышленных групп, обеспечивающих сращивание промышленного и финансового капитала; " усиление спецификации прав собственности и повышение ответственности менеджеров; " совершенствование хозяйственного права, усиление испол-няе-мости судебных решений по хозяйственным спорам. Цель работы-рассмотреть организационный механизм ликвида-ции предприятия в условиях переходного периода. Задачи исследования: " изучить особенности функционирования предприятий раз-личных форм собственности; " исследовать организационный механизм ликвидации пред-приятия; " изучить законодательные, павительственные документы и источники, а также документы по ликидации предприятия; " исследовать организационно-методическое обеспечение в России. Структура работы определена целями и задачами. Во введе-нии рассматривается специфика функционирования предпри-ятий в условиях переходного периода. В первой главе-принципы и механизмы системы банкротства в россии. Во второй главе-организационно-методическое обеспечение осуществления системы банкротства, этапы реорганизации и ликвидации предприятий.В третьей главе предлагается рас-смотреть план ликвидации КАКБ "Единение". Хронологические рамки работы охватывают период с 1990-1998 г.г. Практическая значимость работы обусловлена положением предприятийв области. При написании работы использоались законодательные, пра-вительственные источники, финансовые и юридические доку-менты предприятия,научная и учебно-методическая литера-тура. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные источники. 1.1. Гражданский кодекс РФ 1.2. Закон РФ "Об акционерных обществах" 1.3. Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предпри-ятий". 1.4. Постановление Правительства РФ №498 от 20.05.94 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несо-стоятельности (банкротстве) предприятий". 1.5. Указ Президента РФ "О продаже государственных пред-приятий-должников". 2. Монографии, статьи. 2.1. Амаржуев О.В. Дорогавцев А.Е. Неплатежи: способы предотвращения и сокращения. Практ. пособие - М. Аркаюр 1994 2.2. Ансофф И. Стратегическое управление - М. 1989 2.3. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством - М. Ось-89 1995 2.4. Беренс В. Хавранек П. Руководство по оценке эффек-тивности инвестиций - М. 1995 2.5. Бородина Е.И. Голикова Ю.С. Финансы предприятий - М. ЮНИТИ 1995 2.6. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами - М. Фи-нансы и статистика 1996 2.7. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М. ЮНИТИ 1995 2.8. Донцова Л.В. Никифорова Н.А. Составление и анализ годовой бухгалтерской отчетности - М. ДИС 1997 2.9. Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США - М. Наука 1983 2.10. Едронова В.Н. Мизиковский Е. А. Учет и анализ фи-нансовых активов - М. Финансы и статистика 1995 2.11. Ефимова О.А. Как анализировать финансовое состояние предпрития - М. Перспектива 1995 2.12. Ефимова О.А. Финансовый анализ - М. Финансы 1997 2.13. Зудилин А.П. Бухгалтерский учет на капиталистиче-ских предприятиях - М. УДНЮ 1990 2.14. Ковалев А.П. Финансовый анализ и диагностика бан-кротств. Учебное пособие Минэкономики РФ - М. Экономиче-ская академия 1994 2.15. Козлов Н.В. Бочаров Е.П. Перспективный экономиче-ский анализ - М. Финансы и статистика 1987 2.16. Литвин М.И. Как определять плановую потребность предприятия воборотных средствах - М. Финансы 1996 2.17. Майданчик Б.И. Анализ и обоснование хозяйственных решений - М. Финансы и статистика 1991 2.18. Максимова И.В. Оценка конкурентоспособности промыш-ленного предприятия - М. Маркетинг 1996 2.19. Миддлтон Д. Бухгалтерский учет и принятие финансо-вых решений - М. ЮНИТИ 1997 2.20. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление де-нежным оборотом предприятия - М. ЮНИТИ 1995 2.21. Пилдич Дж. Путь к покупателю - М. Прогресс 1991 2.22. Питере Т. Уотермен Р. В поисках эффективного управ-ления - М. 1986 2.23. Попов М.В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция - М. 1989 2.24. Практическое пособие по организации и экономике предпринимательской деятельности. Под ред. Панагушина В.П. - М. Либ 1995 2.25. Пратт Ш.П. Оценка бизнеса. Анализ и оценка закрытых компаний - М. Ин-т экономического развития Всемирного банка 1994 2.26. Родионова В.М. Федотова М.А. Финансовая устойчи-вость предприятия в условиях инфляции - М. Перспектива 1995 2.27. Современный менеджмент: принципы и правила - М. Нижний Новгород 1992 2.28. Стоянова Е.А. Финансовый менеджмент в условиях ин-фляции - М. Перспектива 1994 2.29. Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И - М. ЮНИТИ 1996 2.30. Финансы в управлении предприятием. Под ред. Ковале-вой А.М. - М. Финансы и статистика 1995 2.31. Финансы предприятий. Под ред. Бородиной Е.И. - М. ЮНИТИ 1995 2.32. Харрингтон Г. Управление качеством в американских корпорациях - М. 1989 2.33. Янг С. Системное управление организацией - М. Зна-ние 1972 3. Зарубежные издания на иностранных языках. 4. Периодические издания. 4.34. Проблемы теории и практики управления 2000. 4.35. Экономист 2000. 4.36. Экономические стратегии 2000. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru