Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Анализ и сравнительная характеристика поведенческих теорий лидерства ID работы - 613702 менеджмент (курсовая работа) количество страниц - 27 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты поведенческих теорий лидерства 4 1.1. Сущность поведенческих теорий лидерства 4 1.2. Виды поведенческих теорий лидерства 5 1.2.1. Теория стилей Левина 5 1.2.2. Концепция типов руководства МакГрегора 6 1.2.3. Исследование Лайкерта 8 1.2.4. Исследования штата Огайо 11 1.2.5. Управленческая решётка Блэйка-Моутона 12 1.2.6. Девятнадцать категорий Гарри Юкла 15 Глава 2. Применение поведенческих теорий лидерства в организации 19 2.1. Организационно-экономическая характеристика организации 19 2.2. Анализ и сравнительная характеристика применения поведенческих теорий лидерства в организации 21 Заключение 24 Список литературы 25 ВВЕДЕНИЕ: Введение Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций. Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером. Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с руководством. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство, как специфический тип в отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Целью данной работы является характеристика поведенческих теорий лидерства. В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрены теоретические аспекты поведенческих теорий лидерства, во-вторых, проанализировано их применение на примере конкретной организации. Глава 1. Теоретические аспекты поведенческих теорий лидерства 1.1. Сущность поведенческих теорий лидерства Если теории личностных качеств лидера делали акцент на необходимости распознавания и подбора будущих лидеров на основе выявления соответствующих личностных качеств и характеристик, то поведенческие теории лидерства способствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам поведения. Несмотря на многообразие теорий, относящихся к этой группе, все они могут быть сведены к тому, что определяют поведение лидера на основе двух основных характеристик: поведение, ориентированное, главным образом, на создание удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитие (интерес к потребностям работников, уважение к их идеям, делегирование полномочий нижестоящим работникам, забота об их продвижении); поведение, ориентированное исключительно на выполнение производственных задач любой ценой (при этом зачастую недооценивается необходимость развития подчиненных, игнорируются их интересы и потребности). Основной вывод представителей поведенческих теорий лидерства сводился к следующему. Поведение, ориентированное на успешное решение производственных задач, при одновременном создании удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождается более высокими показателями работы, дисциплиной и невысокой текучестью, по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы. Таким образом, задача организации заключается не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы научить его навыкам успешного управления людьми. Вместе с тем поведенческие теории лидерства, привлекавшие в 40—50-е гг. большой интерес, в начале 60-х гг. стали рассматриваться как ограниченные, так как они не учитывали целого ряда других важных факторов, определяющих эффективность управленческой деятельности в той или иной производственной ситуации. 1.2. Виды поведенческих теорий лидерства 1.2.1. Теория стилей Левина Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами. Это исследова¬ние было проведено раньше, чем МакГрегор описал руководителей в свете своих теорий «X» и «Y». Объектом изучения Левина были 10-летние мальчики. Эти маль¬чики были разделены на несколько групп и распределены по различным клубам; во главе каждого стоял взрослый, исповедывавший автократичный, демократичный и либеральный (попустительский) стили руководства. “Laissez-faire” — французские слова, означающие «не трогайте, оставьте». Либеральный руководитель поступает именно так. Подчиненным дается почти полная свобо¬да в определении своих целей и контроле за своей собственной работой. Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; никаких полномочий группе не делегируется. Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении; ответственность не концентрируется, а распре¬деляется. Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руко¬водителя; группа имеет полную свободу принимать собственные решения. [18] В своем знаменитом исследов СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Коротков Э.М. Концепция менеджмента, М., 2006. 2. Пинигина Г.В. Психология управления коллективом: Учеб. Пособие / КузГТУ. – Кемерово, 2005. 125 стр. 3. Гончаров В.В. В поисках совершенствования управления: руководство для высшего управленческого персонала. – М.: МП «Сувенир», 2003. 4. Грачёв М.В. и др. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации. – М.: Дело, 2003. 5. Динь Ле Хао. Динамика требований к авторитету руководителя в условиях экономической реформы. – М., 2003. 6. Кови С. Семь навыков лидера: Пер. с англ. – Минск: Парадокс, 2006. 7. Руководство и лидерство. – СПб., 2003. 8. Психологический каталог hp.pccenter.ru. 9. Газета лидер www.etel.ru/leader/ 10. Неофициальная страница факультета психологии МГУ www.flogiston.df.ru 11. Электронная версия «Психологической газеты» www.dux.ru/pg/ 12. Каталог психологических ресурсов www.module.ru/~psynenet/links/ 13. Нейролингвистическое программирование www.nlp.ru 14. Научно-учебный центр психологии НГУ www.nsu.ru/psych/ 15. Общественно-политический журнал “Интеллектуальный капитал” www.intellectualcapital.ru/ 16. Психологические Web-ресурсы attend.to/tabularasa/ 17. Аннотируемые ссылки на психологические ресурсы Русского Интернет (под редакцией Петровской Г.) omni.adt/psychology/ 18. Американский менеджмент. Теория и практика. – М.: Наука, 2003; 19. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е издание – Москва: Гардарики, 1999. – 528 стр. 20. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – Москва, 1999. – 480 стр. 21. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. – М.: Дело, 2006. 22. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА-М. 2005. – 432 стр. 23. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – Москва: Гардарики, 1999. – 584 с. 24. Основы менеджмента/ Под ред. Радугина. – Москва, 2006; 25. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / под общей ред. Проф. М.П. Переверзева. – М., 2002. – 288 стр. 26. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. «Основы менеджмента». - М.: Дело, 2002 27. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. – Минск: ЗАО «Экономпресс», НПЖ «ФАУ», 2006. – 284с. 28. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / под ред. В. Красновой и А. Привалова. 3-е изд. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2006. 29. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. – М.: МГУ, 2005. 30. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 2001. 31. Корнилов М. Некоторые особенности организации производства и персонала в современной Японии // Управление персоналом. – 1999. – №10. – С. 30-38. 32. Шекина С. Управление персоналом современной организации // Управление персоналом. – 1999. – №2. – С. 102-114. 33. Юкаева В.С. Менеджмент: Практикум. – М., 2001. – 86с. 34. Штайрер Йоханнес. Харизма руководителя и управленческие архетипы. // ПТПУ, 2001, №4, с. 102. 35. Николай Беляцкий. Изменение функций руководителя в новых условиях.// ПТПУ, 2000, №3, стр. 97. 36. Глухов В.В. Менеджмент. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: «Лань», 2002. – 528 с. 37. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. — М.: ИПК ГС, 2002. – 560 с. 38. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 283 с. - (Серия «Высшее образование»). 39. Виханский О.С., Наумов A.JI. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики,2005. – 264 с. 40. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – Москва, 2003. – 480 с. 41. Гуияр Ф. Ж., Келли Дж. Н. Преобразование организации. М.: Издательство «Дело», 2002. – 314 с. 42. Десслер Г. Управление персоналом. — М.: Бином, 2003. – 408 с. 43. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учебник. – М.: «Академия», 2002. – 638 с. 44. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – 432 с. 45. Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. – М.: ГАУ, 1995. – 212 с. 46. Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993. – 310 с. 47. Кац Иосиф. Система внутрифирменного планирования // ПТПУ. – 2003. №4. – с.84-89 48. Лукашевич В.В. Основы менеджмента. – М., 2004. – 285 с. 49. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 288 с. 50. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. – 558 с. 51. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА-М. 1995. – 432 стр. 52. Менеджмент (конспект лекций в схемах). – М.: «Издательство ПРИОР», 2005. – 192 с. 53. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: «Питер», 2002. – 336 с. 54. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и но¬вые подходы. — Казань, 2004. – 342 с. 55. Моррисей Дж. Целевое управление. М., 1979 – 612 с. 56. Морита А. Сделано в Японии: История фирмы «Сони». — М.: Прогресс, 1990. 312 с. 57. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 1280 с. 58. Основы менеджмента/ Под ред. Радугина. – Москва, 2003 - 442 с. 59. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 622 с. 60. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / под общей ред. Проф. М.П. Переверзева. – М., 2003. – 288 с. 61. Попов С.А. Стратегическое управление. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с. 62. Пронников В А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. — М.: Наука, 1989. – 112 с. 63. Румянцева З.П. Общее управление организацией. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 304 с. 64. Санталайнен Т. Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. Ред. И предисл. Я.А. Леймана. – Москва: Издательская группа «Прогресс», 1993. – 320 с. 65. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 608 с. 66. Татарников А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. — М.: ИНФРА-М, 2003. – 240 с. 67. Тейлор Фредерик Уинслоу. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. А.И. Зак – Москва: «Журнал контроллинг», 1991. – 104с. 68. Травин В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 1995. – 580 с. 69. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы/Под ред. Ю.М. Забродина и Н. А. Носова. — М.: ИНФРА-М, 2002. – 434 с. 70. Управление персоналом организации: Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 638 с. 71. Управление персоналом. Практикум. / под ред. М.Н. Кулапова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 192 с. 72. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы/Под ред. Ю.М. Забродина и Н. А. Носова. — М., 2002. – 398 с. 73. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез»», 2005. – 624 с. 74. Хайко Хильзе Вклад корпорационных университетов в менеджмент знаний на предприятиях // ПТПУ. – 2003. - №6. – с. 15-20 75. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с. 76. Шекина С. Управление персоналом современной организации // Управление персоналом. – 2004. – №2. – С. 102-114. 77. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. — М. ИНФРА-М, 1996. – 512 с. 78. Экономическая энциклопедия. – М.: изд-во «Эксмо», 2004, 1055 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru