www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Эмпирические исследования психологического состояния больных неврологического отделения


ID работы - 714786
медицина (дипломная работа)
количество страниц - 78
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение………………………………………………………………………..3 - 8

Глава 1. Теоретические основы психологических особенностей реабилитации пациентов неврологического отделения больницы……….9- 39
1.1. Реабилитация и ее основные направления……………………………9 -19
1.2. Психологические особенности неврологических больных…………19 - 24
1.3. Лечебная физкультура в реабилитации неврологических больных...25 -39

Глава 2. Эмпирические исследования психологического состояния больных неврологического отделения……………………………………………….40 -66
2.1. Описание методик используемых в исследовании психологического состояния пациентов неврологического отделения больницы………….40- 48
2.2. Констатирующий эксперимент, качественный и количественный анализ полученных данных, определение уровня дезадаптации пациентов неврологического отделения больницы…………………………………..48-54
2.3. Формирующий эксперимент: Проведение ЛФК методом дозированных физических нагрузок с целью физической и психологической реабилитации пациентов неврологических отделений больницы……….54-62
2.4.Контрольный эксперимент. Анализ эффективности применения ЛФК методом дозированных физических нагрузок с целью физической и психологической реабилитации пациентов неврологических отделений больницы…………………………………………………………………….62- 66

Заключение…………………………………………………………………..67-72

Список использованной литературы………………………………………73-77

Приложения…………………………………………………………………78-101




ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность. Реабилитация больных и инвалидов является в настоящее время одним из приоритетных направлений медицины как в нашей стране, так и за рубежом. Первоочередными задачами, стоящими перед реабилитологами, являются: совершенствование методов восстановительного лечения; разработка критериев эффективности медицинской реабилитации для различных групп больных; совершенствование сбора данных, касающихся больных и инвалидов, с последующим созданием баз данных на местном, государственном и международном уровнях. В нашей стране, помимо этого, очень важно укрепление законодательной базы, относящейся к сфере медицинской реабилитации, а также совершенствование системы подготовки специалистов реабилитологов на вузовском и постдипломном уровнях.
И.М. Сеченов , по-видимому, впервые высказал мысль о том, что для осуществления мозговой деятельности необходим определенный минимум раздражений внешней среды, подчеркнув, с одной стороны, роль мышечного действия как средства взаимоотношения организма с внешним миром, с другой - указав на регулирующее значение мышечного чувства: этот аспект исследований быстро развивался, и уже к 1906 г. была сформулирована классическая концепция Ч. Шеррингтона. И.П. Павлов установил афферентный состав моторной зоны коры, которая является областью поступления всех проприоцептивных сигналов, пути проведения которых в центральную нервную систему определены морфологическими исследованиями В.М. Бехтерева, полученные данные были обобщены В.С. Галкиным. В дальнейшем Р. Гранит назовет активность афферентных систем одним из важнейших энергизаторов, или активизаторов мозга.
Сегодня в качестве базисных представлены положения М.Р. Могендовича о висцеро-моторных рефлексах как основе лечебных эффектов при ЛФК.
Лечебная физкультура (ЛФК) является одним из наиболее важных и действенных методов медицинской реабилитации, который находит самое широкое применение при заболеваниях нервной системы различной этиологии с многообразными клиническими синдромами как в неврологической, так и нейрохирургической практике (Курелла М В, 1962; Каптелин А Ф, 1969; Мошков В Н, 1972, 1982; Найдин В Л, 1972; Семёнова К А и др. 1972; Штеренгерц А Е, 1972; Марков Д А, 1973; Тыкочинская Э.Д. и др.1973; Белая Н А, 1974; и т. д.) Это определяется, с одной стороны широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма — сердечнососудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой стороны, тренирующим и восстанавительным эффектом этих упражнений при дифицитарности или недостаточности различных функций организма.
Современные теоретические и практические аспекты лечебной физкультуры позволяют сформулировать наиболее общие принципы применения этого метода медицинской реабилитации в неврологической и нейрохирургической клиниках.
Целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сфере, в сердечно-сосудистой, дыхательной деятельности.
Дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типологии функционального дефицита, а также степени его выраженности.
Адекватность нагрузки лечебной физкультурой индивидуально-динамическим возможностям пациента, оцениваемым по общему состоянию, состоянию сердечно-сосудистой и дыхательной систем и по резервным возможностям дефицитарной функциональной системы при данном конкретном этапе заболевания (на данное занятие ЛФК), с целью достижения тренирующего эффекта при оптимуме нагрузки.
Своевременность применения методик ЛФК на ранних этапах заболевания... с целью максимального возможного использования сохранных функций для восстановления нарушенных, а также наиболее эффективного и быстрого развития приспособления при невозможности полного восстановления функционального дефицита.
Последовательная активизация лечебно-физкультурных воздействий путём расширения методического арсенала и объёма ЛФК, возрастания тренировочных нагрузок и тренирующего воздействия на определённые функции и на весь организм пациента.
Функционально опраданная комбинированность применения различных средств ЛФК — лечебной гимнастики, массажа, постуральных упражнений — в зависимости от периода заболевания нервной системы, функционального дефицита, тепени его выраженности, прогноза восстановления функций и присоединения осложнений, а также этапа реабилитации пациента.
Комплексность применения методик ЛФК в медицинской реабилитации с другими методами — медикаментозной терапией, физиобальнеотерапией, иглорефлексотерапией, гипербарической оксигенацией, аппаратолечением, ортопедическими мероприятиями и др.
Использование перечисленных принципов применения ЛФК является обязательным как при построении лечебного комплекса на конкретный сеанс и курс, так и при выработке программы реабилитации для данного пациента или группы одноплановых пациентов.
Но, не смотря на довольно большое количество работ посвященных ЛФК проблема - психологические особенности реабилитации пациентов неврологических отделений больниц средствами дозированных физических нагрузок, не достаточно изучена. Относительно мало публикаций в научных психологических журналах по данной проблеме. Все это говорит об актуальности и своевременности исследуемой нами темы.
Цель исследования: Выявить влияние дозированных физических нагрузок на процесс реабилитации пациентов неврологических отделений
Объект исследования: реабилитация пациентов неврологических отделений.
Предмет исследования: процесс реабилитация пациентов неврологических отделений под воздействием дозированных физических нагрузок.
Задачи исследования:
• проанализировать теоретические и экспериментальные работы по теме исследования «Психологические особенности реабилитации пациентов неврологических отделений больниц средствами дозированных физических нагрузок»;
• провести экспериментальное исследование по оценке нарушений в двигательной сфере используются специальные шкалы разработанные НИИ неврологии РАМН;
• провести экспериментальное исследование по выявлению уровня личностной и реактивной тревожности по методике Спилберга;
• разработать и апробировать программу занятий ЛФК методом дозированных нагрузок для психологической и физической реабилитации пациентов неврологического отделения;
• провести контрольное исследование по методикам констатирующего исследования с целью оценки эффективности реабилитационной программы ЛФК;
• обработать и проанализировать результаты эксперимента.
Гипотеза исследования: мы предположили, что проведение ЛФК методом дозированных нагрузок с пациентами неврологического отделения сделает процесс психологической и физической реабилитации более эффективным.
Реализация целей и задач, а также проверка гипотез, осуществлялись посредством комплекса методов исследования, которые кроме методов теоретического анализа, включали в себя: беседу, изучение документов, наблюдение, психометрический метод с использованием стандартизированных психодиагностических методик, тестов и опросников, а также формирующего эксперимента.
База исследования:

Теоретическая значимость: исследования заключается в углублении знаний о психологических особенностях неврологических больных, влияние метода дозированных физических нагрузок ЛФК на процесс реабилитации неврологических больных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
• результаты исследования внедрены в практику и используются практическими психологами отделения, лечащими врачами и врачами ЛФК;
• составлена диагностическая программа, состоящая из тестов, выявляющих психологические особенности неврологических больных, выявлению уровня личностной и реактивной тревожности, оценки нарушений в двигательной сфере имеющая практическое применение в диагностической работе психологической службы отделения;
• составлена и опробована реабилитационная программа «Программа ЛФК методом дозированных нагрузок для психологической и физической реабилитации неврологических больных;
Достоверность и обоснованность полученных в дипломе результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических концепций, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, достаточным фактическим материалом, валидностью, подтверждением выдвинутой гипотезы исследования, а также применением методов статистической обработки данных и их качественного анализа.
Структура диплома. Диплом состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений на 24 страницах, работа иллюстрирована 9 таблицами и 10 диаграммами. В списке литературы содержится 52 наименования.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Батышева Т.Т., Парфёнов В.А. Реабилитация больных перенесших инсульт в поликлинике восстановительного лечения. // Лечащий врач, №3 2003г. С76-80. 2. Бахрах И.И., Грец Г.Н. Организационные, методические и правовые основы физической реабилитации: Учебное пособие. - Смоленск: СГИФК, 2003.-151 с. 3. Беленков Н.Ю. Восстановление функциональной целостности мозга при его повреждениях.// Учение о локализации и организации церебральных функций на современном этапе. Тезисы международного симпозиума 6-8.12.1978. Под ред. О.С.Адрианова. - М., 1978-С.16-17. 4. Белова А.Н., Григорьева В.Н., Смирнов Г.В Реабилитационное обследование больных с нарушением двигательных функций // Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями / Под ред. А.Н.Беловой, О.Н.Щепетовой.- М.:АОЗТ"Антидор", 1998.- Т.I.-Гл.2.- С.25-104 . 5. Белова А.Н., Григорьева В.Н, Смирнов Г.В. Качество жизни как интегральный показатель эффективности реабилитации неврологических больных // Тезисы конференции "Актуальные вопросы медицинской реабилитации".- М., 1996.-C.3-4 . 6. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. - Л., 1980. 7. Богданов О.В., Яковлев Н.М., Сметанкин А.А. Теоретические основы патологических состояний. - Л., 1980.- С. 138-142. 8. Богданов О.В. // Физиол. журн. СССР.-1984.-Т.70, № 7.-С.1038-1045. 9. Боголюбов В.М. и соавторы. К вопросу поэтапной реабилитации больных, перенесших инсульт. // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК - 1998-№3.- С.17-18. 10. Борисенко В.В. Восстановление нарушенных двигательных функций у больных разных возрастов при очагах инфаркта в полушариях мозга (Клинико-компьютерно-томографические сопоставления). // Журн. Невропатология и психиатрия им. Корсакова- 1985, т.85 вып. 8 С.1138-1142. 11. Галкин B.C. // Арх. биол, наук.-1933.-№ 1.- С. 27-32. 12. Григорьева В.Н., Густов А.В. Роль психологических факторов в медицинской реабилитации // Нижегородский мед. журнал.- 1996.- № 2.- C.91-96 . 13. Григорьева В.Н. Оптимизация психотерапии больных с хроническим эмоциональным стрессом с учетом нейрофизиологических основ психической деятельности // Материалы Второй Всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии.- М., 1997.- С.142- 143. 14. Григорьева В.Н., Белова А.Н., Густов А.В. Методология оценки эффективности реабилитации неврологических больных // Журн. неврол. и психиатр. им. С.С.Корсакова.-1997.- № 12.- C.95-99. 15. Григорьева В.Н. , Густов А.В. Новый подход к психотерапии больных с хроническими болевыми синдромами при остеохондрозе позвоночника // Тезисы Российской научно-практической конференции "Организация медицинской помощи больным с болевыми синдромами”. - Новосибирск, 1997. - С.124-125 16. Григорьева В.Н., Густов А.В., Котова О.В. Психологические и соматические факторы развития начальных форм сосудистого поражения мозга у больных с артериальной гипертензией // Неврологический Вестник.- 1997.- Т.24, Вып.3-4.- С.57-60 . 17. Григорьева В.Н., Белова А.Н. Методы измерения и оценка эффективности лечебных мероприятий в медицинской реабилитации: обзор литературы // Новости медицины и фармацеи Яринвест Медикал.- 1997.-№ 2.- С.39-46 . 18. Григорьева В.Н., Реабилитация больных с хроническими формами заболевания нервной системы: клинико – нейрофизиологические и медико-психологические исследования// докторская диссертация// Нижегородской государственной медицинской академии и апробирована на совместном расширенном заседании проблемной комиссии “Физиология, патология нервной системы и медицинская реабилитация” НГМА, кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики НГМА, кафедры неврологии и психиатрии ЦПК и ППС НГМА (Н.Новгород, 2001 г.).- 2001. - 327с. 19. Гранит Р. Основы регуляции движений: Пер. с англ. - М, 1973.-С.289. 20. Данько Ю.И., Бармин А.Ф. Опыт применения лечебной физической культуры в постинсультном периоде. // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК,- 1973, вып.3, С.210-214. 21. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. ддля студ. Высш. Учеб. заведений.- 2-е изд.,стер.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. -608 с. ил. 22. Епифанов В. А., ЛФК: Справочник, - 437с. 23. Кадыков А.С.Шахпоронова Н.В. Реабилитация после инсульта. // Лечащий врач, январь, 2002, № 1- 2. 24. Кадыков А.С. Реабилитация после инсульта. М.: "МИКЛОШ",2003.176с 25. Карепов Г. В., ЛФК и физиотерапия в системе реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга, Киев : Здоровья, 1991. 369с. 26. Красногорский Н.И. О процессе задерживания и о локализации кожного и двигательного анализаторов в коре больших полушарии у собаки: Дис. - Спб., 1911. 27. Леонович А. Л., Актуальные вопросы невропатологии - М, 2003.-309с. 28. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф.Каптелина, И.П.Лебедевой.-М.:Медицина,1995. - 400 с. 29. Луксон Л. М., Дикс М.Р. "Головокружение" - М, 2001.-С.189 - 197. 30. Медведева М.В., Кучеренко Р.П., Бойцова В.В., Богданов О.В. // Журн. эволюц. биохимии.-1982.-№ 1.- С.86-90. 31. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. Коган О Г, Найдин В Л — М.: Медицина. 1988. 32. Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: Концепция долговременной адаптации. - М.: Дело, 1993. 33. Микусев Ю.Е. Лечебная физкультура в реабилитации неврологических больных // Неврологический вестник. - 1996. - Т. XXVIII, вып. 1-2. - С.31-33 34. Могендович М.Р., Темкин И.Б. Физиологические основы лечебной физической культуры. - Ижевск, 1975. 35. Основные аспекты применения средств физической реабилитации при последствиях тяжелой черепно- мозговой травмы., Морозов П Ю., - М.: -2002. – 321с. 36. ПетроваО.А., Особенности лечения и реабилитации больных пожилого возраста с церебро-васкулярной патологией на базе неврологического отделения взрослой поликлиники городской клинической больницы N 2 г. Тюмени/О. А. Петрова // Науч. вестн. Тюмен. мед. акад. 2000 . N 3. - С. 68-69. 37. Полная медицинская энциклопедия. Сост. Е.Незлобина. М., 2000-Т. 4.-С. 48- 51 38. Рабинович М.Я. Замыкателъная функция мозга. - М., 1975.- 239с. 39. Руководство по реабилитации больных с двигательнфми нарушениями. Под редакцией А Н Беловой, О Н Щепетовой М. “Антидор” 2003, - С. 231 – 245. 40. Ретикулярная формация мозга: Пер. с англ. - М., 2002. – 249с. 41. Роль восстановительной медицины и физической реабилитации у больных с острой цереброваскулярной патологией в условиях стационара. Антуфьева Р.И.,Архипов В.В.,М.: - 2001. – 432с. 42. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. - М., 1996.,- 232с. 43. Сеченов И.М. Избранные произведения. - М., 2002.-Т. 1.-С. 48. 44. Смирнова И.М., Кадочникова А.Н., Дрожжевская Н.Ф. Оптимизация реабилитации больных с сочетанной сердечно-сосудистой патологией в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта //Кемеровский кардиологический диспансер // Болезни нервной системы №6 2003 г. 45. Скворцова В.И., Взгляд на проблему. Медицинская и социальная значимость проблемы инсульта // Болезни нервной системы №4 2004 г. 46. Стрелкова Н. И. Итоги научной программы исследований лечения физическими факторами больных с заболеваниями центральной и периферической нервной системы // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры.- 1986.- № 2 - С. 7-12. 47. Сухарев В. И. «Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура». Москва, 2002.- 415с. 48. Ткачёва Г.Р. Лечебная гимнастика и массаж в раннем периоде у перенесших мозговой инсульт. // Медсестра., 1965 № 6, С.29-34. 49. Физиология сенсорных систем / Под ред. А.С. Батуева. - Л., 1976. 50. Физическая реабилитация и профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний суставов. Сулимцев Т И, Морозов П Ю Учебное пособие. Малаховка 1999.- 345с. 51. Шеррингтон Ч.С. Интерактивная деятельность нервной системы: Пер. с англ. - Л., 1969. - 367с. 52. Энциклопедия лечебного массажа и физкультуры, М., 2002.-Т. 1.-С. 48- 51 53. Яковлева Н.Г. Инсульт: как вернуться к полноценной жизни. - СПб.: ИК "Невский проспект", 2002.-160 с.
Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru