Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Лидерский потенциал руководителей сестринских служб ID работы - 615303 медицина (курсовая работа) количество страниц - 58 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Обзор литературы, рассматривающий лидерский потенциал руководителей сестринских служб 6 1.1 Современные требования к руководителю сестринским персоналом 6 1.2 Подходы к изучению понятий лидерства и лидерского потенциала 9 Глава 2. Эмпирическая часть, исследование лидерского потенциала руководителей сестринских служб. 19 2.1. Программа исследования 19 2.2. Результаты исследования 20 2.3. Выводы 26 Заключение 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30 Приложения 33 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Определяющая роль организации работы медицинских сестёр в любом лечебно-профилактическом учреждении принадлежит руководителю сестринской службы. Медицинская сестра руководитель решает важные стратегические вопросы, принимает решения в условиях крайней нестабильности, постоянного дефицита всех видов ресурсов. Для успешного выполнения этих задач руководителю недостаточно лишь знаний в области своей узкой профессиональной компетенции. Важнейшим критерием ценности медицинской сестры как руководителя; становится её управленческие возможности, наличие лидерских качеств, коммуникативные способности, оптимизм, видение будущего и желание постоянно заниматься своим саморазвитием. Сегодня большая часть профессиональной деятельности руководителя сестринским персоналом связана и с разрешением конфликтов в трудовом коллективе из-за недостаточно чёткого определения сферы компетенции, дублирования функции, отсутствия системных знаний у персонала по коммуникации, конфликтологии, низкого уровня психологической устойчивости против стрессов, недостаточной общей культуры. Анализируя деятельность медицинских организаций, легко заметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи отдельных коллективов разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности организатора. Согласно мнению специалистов, современный руководитель должен быть интеллектуальным, уверенным в себе, эмоционально уравновешенным и стрессоустойчивым, креативным, предприимчивым, ответственным и надежным ] В связи с глобальными изменениями социального уклада общества в конце XX начале XXI века резко возрос спрос на лидеров среди менеджеров - личностей, способных объединять других людей для достижения поставленных задач - в рамках организаций, неформальных объединений и политических движений. Можно констатировать, что в настоящий момент существует несомненная потребность конкретных медицинских организаций и общества в целом в специалистах, обладающих способностями к реализации лидерского поведения. В зависимости от целей организации, сферы ее деятельности, от складывающейся ситуации внутри и вне организации деятельность на сходных управленческих позициях будет существенно различаться в ряде ключевых моментов: различными будут требования к знаниям, навыкам и личностным качествам руководителя, требования к способам осуществления управленческой деятельности и решаемым задачам. Многое зависит от таких ситуационных факторов, как уровень развития группы, ожидания ее членов, особенности поставленной задачи. Вместе с тем сохраняется универсальное значение таких индивидуальных качеств лидера как самостоятельность, инициативность, адаптивность и мотивация достижения. Представляется актуальным введение понятия «лидерский потенциал» как феномена, объединяющего индивидуальные и ситуационные факторы, которые в совокупности и обеспечивают успешное осуществление лидерства. Несмотря на то, что данное словосочетание многократно употребляется в различной литературе по менеджменту, однако, до сих пор оно не имеет четкого описания в исследованиях лидерства и носит преимущественно метафорический характер. Реформа здравоохранения, проходящая в Российской Федерации, включает в себя, как важнейший элемент, повышение эффективности деятельности сестринского персонала, так и совершенствование управления сестринской службой. Решение этих задач невозможно без специальной подготовки руководителей и организаторов сестринских служб. Потребность практического здравоохранения РФ в менеджерах сестринского дела с явным лидерским потенциалом – определяет актуальность выбранной темы исследования. Цель исследования – проанализировать особенности проявления лидерского потенциала руководителей сестринских служб. К задачам исследования относятся: 1) провести теоретический анализ проблемы лидерского потенциала руководителей сестринских служб; 2) провести тестирование и анкетирование медицинских сестер-руководителей по выявлению у них лидерского потенциала; 3) Проанализировать данные тестирования и анкетирования по данной проблеме; 4) На основание литературного обзора и эмпирического исследования сформулировать выводы по особенностям проявления лидерского потенциала у руководителей сестринским персоналом. Объект исследования: медицинские сестры-руководители, а именно, старшие и главная медсестра детской консультативной диагностической поликлиники. Предмет исследования: лидерские качества медицинских сестер-руководителей. Методологическую основу работы составили основные положения теорий лидерства (Стогдилл Р., Левин К., Фидлер Ф., Басе Б., Парыгин Б.Д., Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л.), организационно-культурный подход к оценке управленческой деятельности в группах и организациях (Базаров Т.Ю.). Методы исследования: • Структурное наблюдение в рамках процедуры психологической оценки медсестер-руководителей; • Метод комплексного исследования личности с помощью тестирования; • Анкетирование со свободными вариантами ответов; • Методы статистического анализа и обработки данных и графического представления результатов исследования (однофакторный и двухфакторный анализ, построение и анализ гистограмм, метод парных сравнений, методы множественного парного сравнения средних). Место проведения исследования: детская консультативная диагностическая поликлиника. Глава 1. Обзор литературы, рассматривающий лидерский потенциал руководителей сестринских служб 1.1 Современные требования к руководителю сестринским персоналом Способность мыслить сегодня иначе, чем вчера, отличает умного человека от упрямого", - под таким девизом в конце ноября в Санкт-Петербурге прошел семинар по лидерству "Смелое начало", организованный для главных и старших медсестер Межрегиональной ассоциацией медицинских сестер России и Шведским образовательным союзом TBV. "Когда дует ветер, умный человек строит не заграждение, а ветряную мельницу. Не нужно бояться перемен", - говорится в методической разработке к семинару. Но чтобы изменить что-нибудь в своей профессии, следует оценить окружающую обстановку, узнать, что или кто оказывает на неё влияние и какие перемены происходят. А для этого нужно научиться описывать функции, которые ты выполняешь, - это стало первым заданием, которое Ларе и Эвю дали участникам семинара [ ]. Перечень основных обязанностей руководителя сестринским персоналом оказался настолько длинным, что изложить его полностью довольно сложно. Его основные пункты [ ]: -подбор и расстановка сестринских кадров в учреждении, распределение их по отделениям и службам; - участие в разработке должностных инструкций и функциональных обязанностей специалистов сестринского дела, контроль за их выполнением; - оценка качества сестринской помощи; - воспитание у персонала гуманного отношения к пациенту; -планирование и организация учебы по повышению квалификации специалистов сестринского дела; - координация деятельности старших медсестер отделений и ее анализ. А также участие в работе тарификационной комиссии по вопросам повышения оплаты труда персонал СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ralph M. Stogdill, Handbook of Leadership (New Yorc: Free Press, 1974) 2. Robert L Katz, Management of the Total (Englewood Chffs, N J Prentice-Hall, 1970) 3. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М, 1998. – 272 с. 4. Андреева Г.М. и др. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов.-М.: Аспект-Пресс, 2001.-288с. 5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник для ву¬зов. - М.: Гардарики, 2003. 1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2002 6. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001 г. 7. Донцов А.И. Психология коллектива, М., 1984 8. Журавель В.И. Основы менеджмента в системе здравоохранения. К., 1994. 9. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А. и др. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. - М.: Центр, 1998. 10. Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В. Менеджмент. - М., 2006 11. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель... Элементы психологии управления в повседневной работе М., 1993 12. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менджмента. - СПб.: Олбис, 1998. 2. Курочкин А.С. Управление предприятием: Учеб. пособ. – К.: МАУП, 1998. 13. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учеб¬ное пособие. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. 14. Майерс Д. Социальная психология. Пер с англ.- СПб.: Питер, 1997. -688с. 15. Мандрица В. М., Касьянов В. В. Правовые основы управления: Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2002. С.123. 16. Марков М. Технология и эффективность социального управления. – М.,1982. 17. Межличностные аспекты сестринского дела Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой. :– М.:ГЭОТАР МЕД, 2001.- 40 с. 18. Мескон. М., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2004. 19. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Научный редактор А.А. Радугин, М. Центр, 2000 20. Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления. Лениздат, 2002 21. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов, М., 1987. 22. Психология. Учебник для гуманитарных вузов./ Под общ. Ред. В.Н.Дружинина.-СПб.: Питер, 2001.-656 с. 23. Сестринский процесс: Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой. – М.:ГЭОТАР МЕД, 2001.-80 с. 24. Сестринское дело в акушерстве: Учебное пособие:. Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой – М.:ГЭОТАР МЕД, 2001.- 176 с. 25. Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма // Экономика здравоохранения. - 2000. - № 1. - С.5-8 26. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учебное пособие/ Под ред.проф. В.А.Лабунской.-М.: Гардарики, 1999. 27. Теория и концептуальная модель сестринского дела: Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой. М.:ГЭОТАР МЕД, 2001.-56 с. 28. Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. 2-е изд. – М.: Финпресс, 2000. 29. Управление персоналом. / Под ред. Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л. М.: ЮНИТИ, 2002. 30. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес школа», 1998 31. Шипунов В. Г. Кишкель Е. А. Основы управленческой деятельности: управление персоналом; управленческая психология; управление на предприятии. М.: Высшая школа, 2004 32. Шульга Т. И. Психология формирования воли. – Пятигорск, 1994 Приложения Анкета подчиненных 1. Считаете ли Вы его хорошим руководителем? 2. Обладает ли он достаточными теоретическими знания¬ми? 3. Имеет ли достаточные практические знания? 4. Обладает ли хорошими организаторскими способнос¬тями? 5. Способен ли быстро принимать правильные решения? 6. Умеет ли реализовать принятые решения? 7. Прислушивается ли к советам подчиненных? 8. Предоставляет ли по Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru