www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы


ID работы - 602783
логопедия (дипломная работа)
количество страниц - 85
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание


Введение 3
Глава I. 7
Теоретические аспекты изучения нарушений письма 7
1.1. Психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыка письма 7
1.2. Современные подходы к изучению дисграфии. Классификация 21
1.3. Особенности нарушения письма у учащихся 4-го класса 29
Глава II. 32
Анализ методической литературы по вопросам изучения и устранения нарушений письма 32
2.1. Обоснование выбора диагностических заданий 32
2.2. Анализ методических рекомендаций и обоснование направления коррекционно-развивающей работы для преодоления нарушений письма 36
Глава III. 53
Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы 53
3.1. Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы 53
3.2. Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы 57
3.3. Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы 64
3.4. Анализ эффективности экспериментальной работы 71
Заключение 76
Список литературы 78
Приложения 82






ВВЕДЕНИЕ:



Введение

По данным Департамента здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Среди причин - нарушения развития, самая значительная группа которых - недостатки речевого развития.
Нарушения могут быть незначительные и более тяжелые; есть такие, что проявляются сразу, другие дают о себе знать значительно позже. Но ни одно нарушение нельзя оставлять без внимания.
Даже те, что не влияют напрямую на успешность обучения, могут угнетающе действовать на ребенка, провоцировать трудности в общении, препятствовать социализации. К ним относятся нарушения устной речи: слишком быстрый или слишком медленный темпы говорения (которые могут быть симптомами гораздо более серьезных нарушений), неправильное или нечеткое произношение звуков (ш, л, р) и заикание.
Обычно учителей и родителей больше тревожат нарушения письменной речи у ребенка, ибо они напрямую влияют на его учебные успехи. Это дисграфия и дислексия. Причина их возникновения кроется в общем недоразвитии речи. То есть, нарушены все компоненты речевой системы: ребенок обладает скудным словарным запасом, произношение и восприятие звуков у него нарушено, грамматический строй речи осваивает с трудом. При этом интеллект у таких детей не нарушен. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе "зашифровки" устной речи в буквенные символы - письмо и "расшифровки" - чтение. Взрослому, который свободно пишет и читает, эти процессы кажутся естественными. Почти как дыхание. Если же проанализировать их природу, окажется, что они сложны и требуют согласованности многих анализаторов и функций организма.
Для того чтобы записать слово буквами, нужно, прежде всего, проанализировать, какие звуки мы произносим и в каком порядке. Это не так просто, как кажется. А для человека с нарушенным фонематическим слухом и вовсе не под силу. Он может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки и не различать б и п, р и л. Тем более что положение губ при артикуляции первой пары и языка при второй очень похожи. А мы, сами того не осознавая, в звуковом анализе учитываем и артикуляцию тоже.
По аналогии с особым слухом, настроенным на звуки речи, есть и особое зрение на буквы. Ребенок, как это ни удивительно для неспециалиста, может не обращать внимания на разницу между ц и щ, ш и щ. Не от безалаберности и лени, а просто он так видит. Ученик со скрытым или явным левшеством часто путает при чтении или зеркально разворачивает при письме, например, е и з.
И, наконец, собственно написание букв может быть затруднено какими-то двигательными расстройствами.
Дети-дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Они должны концентрироваться то на слуховом, то на зрительном анализе, и двигательную работу руки тоже нужно контролировать. Дисграфия часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, и тогда первая половина диктанта будет написана грамотно, а во второй мы увидим ошибку на ошибке. Сильное напряжение при письме провоцирует искажение почерка. К третьему-четвертому классу он может стать вообще почти нечитаемым.
Но, несмотря на то, что в последнее время появляется все больше методической литературы, посвященной организации логопедической работы в учащимися начальных классов, данная проблема остается актуальной.
Цель данного исследования - изучить условия организации логопедической работы по преодолению нарушений письма у учащихся 4-го класса образовательной школы.
Объект исследования - нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Предмет исследования - специально организованная логопедическая работа по преодолению нарушений письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Гипотеза: предполагаем, что специально организованная логопедическая работа будет способствовать эффективному преодолению дисграфии у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся 4-го класса.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.
5. Провести психолого-педагогический эксперимент на выявление нарушений письма у учащихся 4-го класса.
6. Провести коррекционно-развивающую работу по преодолению дисграфических нарушений.
7. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Методы исследования:
1. Теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы, анализ биографических данных).
2. Эмпирический метод (проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента).
3. Интерпретационный метод (количественный и качественный анализ данных, математико-статистическая обработка результатов эксперимента).
Теоретическая база исследования: работы Б.Г.Ананьева, С.Л.Андреевой, Н.Н.Волосковой, Л.С.Выготского, Е.В.Гурьянова, А.Н.Корнева, Р.Е.Левиной, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, С.С.Ляпидевского, Л.Г.Парамоновой, О.А.Токаревой, Е.А.Фролова, М.Е.Хватцева и других.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты эксперимента и материалы могут быть использованы учителями, логопедами и другими специалистами при обучении детей 4-го класса.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №126. 4 "в" класс. Исследование проводилось с 14 октября 2006 года по 14 апреля 2007 года.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В 1 главу включено теоретическое изучение нарушений письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы. Вторая глава содержит анализ рекомендаций по выявлению и устранению нарушений письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы. Третья глава знакомит с экспериментальной работой по устранению нарушений письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы. Здесь представлены результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента на материале контрольной и экспериментальной групп, а также система логопедических занятий с подробным планированием, включающим обширный речевой материал.






Глава I.
Теоретические аспекты изучения нарушений письма

1.1. Психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыка письма

В работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Цветковой, Е.В.Гурьянова, А.Н.Корнева, Р.Е.Левиной, А.Н.Леонтьева и других раскрываются механизмы формирования письма и их нарушения.
Как отмечает Б.Г.Ананьев [1], в процессе письма можно выделить 2 уровня организации:
сенсомоторный уровень, отвечающий за технику письма;
письмо, как речевая деятельность.
Психофизиологической основой процесса письма является совместная работа различных анализаторов. Традиционно выделяют 4 основных анализатора, отвечающих за письмо:
речеслуховой (акустический)
речедвигательный
речезрительный (оптический)
двигательный.
Л.С.Цветкова говорит об участии в процессе письма кинестетического, кинетического, пространственного, проприоцептивного анализаторов. Между этими анализаторными системами существует сложное условно-рефлекторное взаимодействие [2]. Сенсомо




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - Л, 1976
2. Мешкова Л.В. Развитие речи детей. - СПб.: Питер, 2002
3. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. - М., 1989
4. Иванов Е.С. Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Сб. научн. тр. - Л.: ЛГПИ, 1978
5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - 330с.
6. Левина Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей. - М.: Учпедгиз, 1966
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.
8. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004
9. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - 330с
10. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Просвещение, 1989
11. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма. - М.: Просвещение, 2003. - 96с.
12. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1985. - С.195
13. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. - М.: ВЛАДОС, 2003.
14. Эльконин Д.Б. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 2000. - Т.1.
15. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 160с.
16. Как рождается проблема дисграфии и дислексии. // Речевой центр: http://www.logopedplus.ru/dyslexia-dysgraphia
17. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО, 2002. - 1008с.
18. Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: ЛГПИ, 1987
19. Токарева О. А. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 2. М.: Учпедгиз, 1963
20. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973
21. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - 330с
22. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973
23. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969
24. Хватцев М. Е. Логопедия. - М.: Учпедгиз, 1959
25. Фролов Е.А. Логопедия. - М.: Просвещение, 1999. - 198с.
26. Серебрякова Н.В. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у детей - дошкольников с нарушениями речи. //Речевые и нервно - психические расстройства у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1987
27. Парамонова Л. Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001
28. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: Дельта, 1997
29. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973
30. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и методы их устранения. Сб. трудов. - М., 1975
31. Чиркина Г. Почему ребенок плохо читает. // Первое сентября. - 2005. - №82
32. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - С.135-139
33. Тихонова Е., Куценко Е. Пишем, как слышим. // Первое сентября. - 2005. - №5
34. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004
35. Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дисорфографиками// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки №43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. - М., 2003. - С.76-84
36. Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001 - с. 193-199
37. Бастуй Н.А. Нейропсихологический анализ причин школьной неуспеваемости // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А.Р.Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во МГУ, 1997
38. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: АСТ, 1999. - 48с.
39. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и письменных работ. - М.: Просвещение, 2002.
40. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. - М., 1996.
41. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М., 2006.
42. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. - М., 2005.
43. Еджменкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991
44. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1999
45. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. / Сост. Л.Я.Вохмянина, Р.Г.Чуракова. - М., 2001
46. Ковригина Л.В. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями. - Новосибирск, 1998.
47. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в группе детей с ОНР. - М., 2003.
48. Грибова О.В. Технология организации логопедического обследования. Метод.пособие. - М., 2005
49. Ястребова А.В. Коррекция нарушения речи у учащихся. - М.: Гном-Пресс, 1999.
50. Российская В.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М., 2004.



Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru