Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ДЕТСКОМ САДУ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ID работы - 673039 логопедия (курсовая работа) количество страниц - 39 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОЙ КОРРЕКЦИИ 6 НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6 1.1. Значение и этапы логопедической работы 6 1.2. Роль игровой деятельности дошкольника в психокоррекционной и логопедической работе 13 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38 ВВЕДЕНИЕ: В последние годы внимание специалистов-психологов и педагогов привлечено к росту числа неготовых к школе детей, чьи школьные проблемы свя¬заны с недостаточной сформированностью рече¬вой системы и снижением качества речемыслительных процессов. Речевой дефект, таким образом, препятствует не только выражению ребенком своих мыслей, чувств и эмоций, но и усвоению знаний об окружающем мире, установлению эффективных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В реализации концепции личностно-ориентированного подхода к воспитанию особое внимание необходимо уделять формированию эффективных механизмов рациональной, социально приемлемой адаптации личности ребенка к условиям среды. Особую важность данная задача приобретает при работе с детьми с ограниченными возможностями. В сферу научно-практических интересов автора данной курсовой работы входит коррекция речевых нарушений дошкольников в логопедических группах детского сада. Одним из факторов, снижающих уровень готовности ребенка к школе, является речевой дефект, возникающий в раннем возрасте. Центральная роль речи в формировании способности ребенка к осознанию своих желаний и действий подчеркивалась еще Л.С.Выготским. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления актуальной, воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени. Благодаря этому возможны "действия в будущем", т. е. планирование своего поведения и саморегуляция. Речь выступает как фактор, мобилизирующий опыт ребенка. Поэтому различные речевые нарушения, особенно в раннем возрасте, могут провоцировать возникновение поведенческих нарушений, что, в свою очередь, может способствовать формированию неблагоприятных, дезадаптивных черт характера. Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих низкий уровень развития речи, в условиях детского сада создаются специальные логопедические группы, основной задачей которых является коррекция речевых дефектов. Для решения данной задачи в логопедических группах детского сада осуществляется реализация специальных программ. Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. По мнению Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Г.А.Волковой и других авторов, в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению фиксированности ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Целью данной курсовой работы является теоретическое и экспериментальное обоснование и описание методик и технологий игровой коррекции и развития речи в логопедических группах детского сада. Задачи работы: 1. Определить место и значение логопедической работы с речевыми нарушениями у дошкольников. 2. Проанализировать роль игровой коррекции и развития речевой деятельности дошкольников. 3. Провести исследования эффективности педагогических условий речевого развития дошкольников. Объект исследования: речевые нарушения дошкольника. Предмет исследования психолого-педагогические условия развития речевой деятельности дошкольников. Гипотезой исследования является предположение об эффективности метода игровой коррекции в развитии речи дошкольников, посещающих логопедическую группу детского сада. Методология исследования – принципы и теоретические подходы к обоснованию ведущей деятельности дошкольного возраста А.Н. Леонтьева, концепция речевого развития А.Р. Лурии, концепция зоны ближайшего развития Л.С. Выготского. Выделяются также группы методов – теоретические (анализ литературы по вопросу), экспериментальные (осуществление психологической диагностики). В исследовании приняли 16 дошкольников. Для диагностики уровня речевого развития использовалась методика «Произношение звуков». СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Волкова Г.А., Тележникова М. Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей / Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Под ред. В.Секачева. - М.: Эксмо - Пресс, 2001. - 416 с. 2. Вострокнутова Т.Ф., Даниленко О.В. Театрализованные игры как способ регуляции негативных эмоциональных состояний младших школьников с дефектами речи //В сб. Образование в Удмуртии. Дети и подростки в современном мире: защита, помощь, поддержка. – Ижевск, 1999. – 200 с. 3. Выготский Л.С. Проблема сознания //Собр. соч. Т.3. - М.: 1983 4. Гринер В.А. Цели, задачи и особенности логопедической ритмики. / Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Под ред. В.Секачева. - М.: Эксмо - Пресс, 2001. - 416 с. 5. Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы // Вопросы психологии, 1987, №2. 6. Каменская В.Г., Зверева С.В. Развитие вербального ассоциирования и отражение времени у младших школьников в норме и в случае речевых нарушений // Психологический журнал, 1999, Том 20, №4. 7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, Изд-во Академии развития, 1996. – 240 с. 8. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. - Вопросы психологии, 1944, с.14-20. 9. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956. 10. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1994. 11. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 1997. - 304 с. 12. Оганесян Е.В. Дифференцированная методика логопедической ритмики для занятий с заикающимися подростками и взрослыми. / Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Под ред. В.Секачева. - М.: Эксмо - Пресс, 2001. - 416 с. 13. Попова Л.В. Психолингвистические характеристики устной речи младших школьников // Вопросы психологии, 1982, №4. 14. Психология и педагогика игры дошкольника/Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. - М.: Просвещение, 1966. - 315 с. 15. Сергеева Т.М. Сказка-помощница. Ижевск, 2001. 16. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей. - Вопросы психологии, 1976, №5. 17. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с. 18. Якобсон С.Г., Фещенко Т.И. Формирования Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников //Вопросы психологии, 1997, №3. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru