Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Состояние устной речи у детей с перинатальным поражением ЦНС ID работы - 673047 логопедия (курсовая работа) количество страниц - 40 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ 6 1.1. Развитие речи ребенка в онтогенезе 6 1.2. Нарушения речи у детей с перинатальным поражением ЦНС 8 1.3. Содержание и подходы к коррекционной работе по исправлению дефектов речи у детей с дислалией 16 ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ 26 2.1. Описание контингента испытуемых 26 2.2. Описание методов и методик исследования 27 2.3. Содержание курса коррекционных занятий 28 2.4. Результаты и их обсуждение 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность работы. В реализации концепции личностно-ориентированного подхода к воспитанию особое внимание необходимо уделять формированию эффективных механизмов рациональной, социально приемлемой адаптации личности ребенка к условиям среды. Особую важность данная задача приобретает при работе с детьми с ограниченными возможностями. В сферу научно-практических интересов автора данной курсовой работы входит коррекция речевых нарушений у детей младшего школьного возраста. В последние годы внимание специалистов и педагогов привлечено к росту числа неуспеваю¬щих в школе детей, чьи школьные проблемы свя¬заны с недостаточной сформированностью рече¬вой системы и снижением качества речемыслительных процессов. В логопедических группах детского сада, а затем – в коррекционных классах или специальных школах проводятся занятия, задача которых - адаптация образовательной програм¬мы обычной школы к возможностям этих детей. Эффективность такого рода коррекционных воз¬действий напрямую зависит от степени речевых нарушений, а также от полноты изучения причин, вызвавших нарушения. В возникновении речевых расстройств большая роль принадлежит экзогенно-органическим факторам, в частности, в данной работе анализируется перинатальное поражение ЦНС. Под влиянием различных неблагоприятных внутриутробных факторов нарушается морфологическое развитие периферического речевого аппарата. Учитывая тот факт, что перинатальное поражение ЦНС в настоящее время фиксируется все чаще, проблема коррекции данной патологии приобретает все большую актуальность. Младший школьный возраст является периодом, когда предпосылки и начальный период формирования речевого дефекта у ребенка еще поддается коррекции. Поэтому возникает насущная необходимость как в изучении особенностей дефектов устной речи у детей, их диагностике, так и в построении системы коррекционной работы с данных контингентом детей. Развитие устной речи ребенка имеет важное значение. Это связано с исключительной ролью речи в психическом развитии и обучении. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развивается обобщающая функция мышления. Коммуникативная и обобщающая функция речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Кроме того, с помощью речи у ребенка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает ее более обобщенной и дифференцированной. Именно формирование регулирующей функции речи способствует развитию у ребенка возможности подчинять свои действия инструкции взрослого. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения. Кроме того, в процессе развития речи у ребенка совершенствуется фонематическое восприятие, он начинает воспринимать на слух и точно дифференцировать сходные по звучанию звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия является основой для успешного овладения чтением и письмом. Педагог, психолог, дефектолог, работающие с младшими школьниками, должны иметь общее представление об особенностях формирования механизмов устной речи ребенка и владеть различными методиками развития речи школьников. В рамках данной курсовой работы автор особое внимание уделяет поиску эффективных методов коррекции нарушений устной речи (в частности, дислалии), возникших вследствие перинатального поражения ЦНС у детей младшего школьного возраста. Объектом исследования является нарушение устной речи ребенка вследствие перинатального поражения ЦНС. Предмет исследования: создание психолого-педагогических условий развития устной речи у детей младшего школьного возраста. Целью практической работы является выявление основных путей изучения и коррекции устной речи младшего школьника. Задачами исследования являются: - анализ теоретических работ по проблеме нарушений устной речи вследствие перинатального поражения ЦНС; - выработка практических способов коррекции устной речи младших школьников в ходе коррекционно-развивающих игр; - осуществление самостоятельной коррекционной работы. Гипотеза исследования – реализация курса специальных коррекционных занятий будет способствовать положительной динамике в развитии звукопроизношения, словообразования и расширение активного словаря младших школьников, коррекцию дислалии в целом. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Введение в логопедию. Часть I / Фомичева М.Ф. и др. - М.:ИПП,1996.- 74 с. 2. Волкова Г.А., Тележникова М. Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей / Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Под ред. В.Секачева. - М.: Эксмо - Пресс, 2001. - 416 с. 3. Воспитание у детей правильного произношения / Фомичева М.Ф. М.:ИПП. 1997. 320с. 4. Гринер В.А. Цели, задачи и особенности логопедической ритмики. / Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Под ред. В.Секачева. - М.: Эксмо - Пресс, 2001. - 416 с. 5. Дидактический материал по коррекции произношения звуков ГГ, КК, ХХ / Коноваленко. - М.,Гном-Пресс,1999. - 48 с. 6. Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы // Вопросы психологии, 1987, №2. 7. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Мастюкова Е. М. - Владос,1997. - 304 с. 8. Логопедическая работа в коррекционных классах / Лапаева Р.И. - М.; Владос, 1998. - 224 с. 9. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи / Ткаченко Т.А. - СПб.:Детство,1998. 10. Логопедические чистоговорки / Мусова И.Б. - М.: Гном-Пресс,1999. - 48 с. 11. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Жукова Н.С. и др. Екатеринбург-АРД 12. Логопедия. Учебник для вузов. /Волкова Л.С. М.:Владос. 1998. 680с. (П/76) 13. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956. 14. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 1997. - 304 с. 15. Поведенческие расстройства у детей. Практическое пособие для логопедов и воспитателей / Рычкова Н.А. М.Гном-Пресс. 199. 16. Словарь логопеда (понятийно-терминологический) /Под ред. Селиверстова В.И. М.: ВЛАДОС,. 1997.. 17. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Академ-А, 1999. – 96 с. 18. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей, логопедов / Калинина И.Л. М.:ФЛИНТА. 19. Фонетическая ритмика: Практикум /Власова Т.М. М.: ВЛАДОС,. 1997. 376с. 20. Хрестоматия по логопедии. Т. 1 /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 560с. 21. Хрестоматия по логопедии. Т. 2 /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 656с. 22. Шахнарович А.М. Психолингвистический анализ языкового значения. Синтаксическая семантика в онтогенезе /В сб. Детская речь: проблемы и наблюдения. - Л.: Изд-во ГПИ им. А.И.Герцена, 1989. - 160 с. 23. Шеричева Е.Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста. Из опыта логопедической работы. М., Изд-во АПН РСФСР, 1966г., с.67-76. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru