www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Особенности формирования словообразовательных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи


ID работы - 737052
логопедия (курсовая работа)
количество страниц - 39
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение 3
Глава 1. Преодоление общего недоразвития речи у младших школьников 5
1.1 Характеристика ОНР 5
1.2 Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи 10
Глава 2. Экспериментальная работа 20
2.1 Исследование состояния связной речи детей старшего младшего школьного возраста с общим речевым недоразвитием 20
2.2 Формирование связной речи у детей 27
2.3 Результаты экспериментальной работы 33
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 39





ВВЕДЕНИЕ:



Словообразование - процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые слу-жат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, - соединение основ с аффиксами (рус. "стол-ик", "за-столь-н-ый"), соединение нескольких основ, перевод основ из одного класса в другой и др.; вид дери-вации (порождения) лингвистических единиц, направленный на создание но-вого однословного наименования, мотивированного смысловой и формаль-ной связанностью с исходной единицей. Словообразование - один из важ-нейших источников пополнения словарного состава языка, один из главных путей образования терминов.
Разные стороны грамматического строя языка - синтаксис, морфоло-гию, словообразование - ребенок усваивает по-разному, и на каждой воз-растной ступени на передний план выступает что-то одно. Так, системой словоизменения - правилами склонения и спряжения, многообразием грам-матических форм слов дети овладевают главным образом в младшем и сред-нем дошкольном возрасте. В старших группах на передний план выдвигается задача усвоения традиционных, "нерегулярных" форм изменения всех слов, входящих в активный словарь ребенка. Способы словообразования осваива-ются деть­ми позже, чем способы словоизменения. Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в сред-ней и старшей группах, а вот критическое отношение к своим действиям, точное знание норм словообразования у детей только начинает складываться в подготовительной к школе группе.
Последовательность становления грамматической стороны языка обу-словлена его строением, а также традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной деятельности; формами со-трудничества, общения ребенка с окружающими. Однако личный опыт у де-тей очень неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивиду-альных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии.
Согласно Л.С. Выготскому, первичный дефект возникает непосредст-венно из биологического характера болезни, вторичный - опосредованно, в процессе аномального социального развития ребенка. Самым уязвимым ме-стом для такого ребенка является приход в школу и начальные годы обуче-ния - кризисные, переломные периоды в жизни, когда происходит изменение социальной ситуации его развития. При недоразвитии коммуникативной, по-знавательной или регулятивной функции речи у ребенка возникают трудно-сти в понимании и усвоении новой информации; нарушается способность к целенаправленному регулированию своих действий. Существует связь рече-вых нарушений с аномальным развитием понятийного мышления, формиро-вания операций сравнения, обобщения и абстракции.
Эти данные согласуются с представлениями Л. С. Выготского о сис-темном, опосредованном строении высших психических функций, которые страдают и вызывают страдания друг друга как системы и как части систем. Известно, что преобладание одной какой-либо речевой недостаточности у ребенка закономерно определяет общую картину недоразвития его речевой и учебно-познавательной деятельности.
Из этого следует, что своевременно не проведенная коррекция трудно-стей в обучении, имеющихся у ребенка с нарушениями речи, приводит к формированию вторичных дефектов - социально педагогической запущенно-сти, эмоциональных, личностных и интеллектуальных расстройств.
Среди детей с речевыми нарушениями особую группу составляют учащиеся с общим недоразвитием речи. Этих детей характеризует первич-ность речевого дефекта при отсутствии интеллектуальной недостаточности органического происхождения (первично сохранный интеллект) и нарушения функции слухового анализатора. Под общим недоразвитием речи (ОНР) сле-дует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено фор-мирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковым, так и смысловым сторонам речи
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования словообразовательных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи
В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:
1. Изучение специальной литературы по проблемам формирования словообразовательных навыков у младших школьников с ОНР;
2. В ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать особенности связной речи у детей с ОНР;
3. В ходе экспериментального изучения разработать модифицированные приемы для развития словообразовательных навыков;
4. В ходе экспериментального обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов.






СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. АбелеваИ. Ю. и др. В помощь взрослым заикающимся. - М. 1969. 2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. Раздел V. Некоторые вопросы методологии психологического исследования. - С. 275-332. 3. Асатиани Н. М. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. - М., 1983. 4. Бадалян Л. О. Невропатология. - М., 1987. 5. Беккер К.П., Совак М. Логопедия.-М., 1981. 6. Власова Т.А. Логопедическая работа с заикающимися младшего школьниками. - М., 1959. 7. Власова Т.А, Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. -М., 1973. 8. Власова Т.А, Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинипчсекого изучения задержки психического развития // Дефектология. - 1975. -№6. 9. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у младших школьников. - М., 1983. 10. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. - М., 1968. 11. Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у младших школьников в игре. - М., 1984. 12. Выготский Л. С. Мышления и речь / Собр. соч. - М., 1982. - Т. 2. С. 6-361. 13. Ермакова И.И. Коррекция речи у детей и подростков. _М., 1984. 14. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982. 15. Жинкин Н.И. Механизмы речи. -М., 1978. 16. Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. - М., 1983. 17. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. -М., 1962. 18. Ковшиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. - Л., 1976. 19. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. -Л, 1994. 20. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. -М., 1977. 21. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. -М., 1954. 22. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. 23. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969. 24. Логопедия: Учебник для студентов ВУЗов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -М.: Владос, 2002, - 680с. 25. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973. - С. 374. 26. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. - 1981. -№6. 27. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: Хрестоматия. М., 1996 28. Нарушение речи у школьников / сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гришпун. -М., 1969. 29. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / под ред. В.И. Селиверствова и др. - М., 1982. 30. Обучение и воспитание заикающихся младших школьников. Программы для специальных дошкольных учреждений. - М., 1983. 31. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной.- М., 1968. 32. Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С.С. Ляпидевского. -М., 1967. 33. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1997. 34. Патология речи. / под ред. С.С. Ляпидевского. -М., 1971. 35. Правдина О. В. Логопедия. - М., 1973. 36. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Ред. В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская. - М., 1981. 37. Психологические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. - Л., 1978. 38. Развитие мышления и речи у аномальных детей / Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л. - 1963. 39. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.,1969. 40. Селиверстов В.И. Заикания у детей.-М., 1979. 41. Соботович Е.Ф.К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении // Нервно-психические и речевые нарушения. - Л., 1982. 42. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. - Киев, 1981. 43. Таптанова С.Л. Коррекционно-логоредическая работа при нарушениях голоса. -М., 1984. 44. Тяпугин Н.П. Заикание. -М., 1966. 45. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М., 1971 46. Хватцев М.Е. Логопедия. -М., 1969. 47. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 1997. - Ч. I. - С. 366-653. 48. Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1978. 49. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикулярного аппарата. -М, 1969. 50. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. - М., 1974. 51. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. - М., 1980.
Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru