www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Методика и основные направления коррекционно-логопедической работы


ID работы - 752952
логопедия (дипломная работа)
количество страниц - 139
год сдачи - 2010



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение 3
Глава 1. научно-теоретический анализ по проблеме заикания у взрослых 7
1.1. Определение заикания и его клинические проявления 7
1.2. Этиология и патогенез заикания 24
1.3. Проявление заикания в разных видах речи у взрослых 32
Глава 2. особенности проявления заикания в разных видах речи у взрослых 43
2.1. Методика и организация проведения эксперимента 43
Глава 3.Методика и основные направления коррекционно-логопедической работы 63
3.1.Основные направления коррекционно-логопедической работы 63
3.2.Средства и приёмы коррекционно-логопедической работы 75
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 98
Заключение 107
Список литературы 111
Приложение 113





ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность темы исследования. Заикание на протяжении многих лет научного изучения остается важнейшей проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Среди речевых расстройств заикание занимает третье место по распространенности и считается одним из самых сложных и трудно поддающихся коррекции дефектов речи.
Авторы многих работ, посвященных заиканию, предваряют свои исследования ссылками на то, что данная проблема остается недостаточно разработанной, отмечают, что общепризнанной и достаточно полезной для практики теории заикания в настоящее время не существует . Иллюстрируя состояние проблемы, специалисты ссылаются на многообразие подходов к ее решению, на противоречивость существующих гипотез о механизмах расстройства и причинах его возникновения.
Заикание является одной из важных проблем в отечественной психологии и дефектологии. Проблеме заикания уделяется достаточно серьезное внимание в работах отечественных и зарубежных специалистов. Этой проблеме посвятили свои труды: Л.И. Белякова, Р.М. Боскис, Н.А. Власова, Г.А. Волкова, М. Зееман, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, Г.Д. Неткачев, В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, М.Е. Хватцев, К.А. Чевелева, В.М. Шкловский, Becker К.Р., Gutsmann Н., A. Liebmann, и многие другие специалисты. Их целью было выяснение механизмов возникновения заикания, течения и проявления заикания, причин его усиления, а также появления рецидивов.
С годами у дефектологов и врачей складывалась и прояснялась более полная картина заикания, формировалось более четкое понятие механизмов его проявления, выстраивался классификационный ряд и формы заикания, систематизировались причины и признаки, по которым заикание можно было отличить от сходных состояний, и разрабатывались пути преодоления заикания.
Заикание - один из специфических видов речевых нарушений, который базируется на сложных психофизиологических механизмах и является дискоординационным судорожным нарушением, возникающим в общении как "системный речедвигательный невроз", сопровождающийся дезорганизацией психики человека, внутриличностными конфликтами и нарушением коммуникативной стороны речи, что выводит проблему заикания за границы медицинской психологии.
В течение длительного периода психиатрами (В.А. Гиляровский, Б.З. Драпкин), психологами (Г.Д. Неткачев, И.И. Тартаковский, В.М. Шкловский) и логопедами-исследователями (Л.И. Белякова, Н.А. Власова, Е.А.Дьякова, Р.Е. Левина, Е.Ф. Pay, В.И. Селиверстов) разрабатывались различные методики коррекции заикания у заикающихся всех возрастов. Чаще это были методики, направленные на исправление заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Н.А. Власова, И.О. Калачева, Н.А. Чевелева и др.), так как именно в этом возрасте чаще всего страдают заиканием. Для взрослых и подростков, страдающих заиканием, методик устранения заикания разрабатывалось значительно меньше.
Многие специалисты, изучающие проблему заикания, отмечают низкую эффективность коррекции этого дефекта как у детей, так и у взрослых (Н.А. Власова, В.М. Шкловский и др.) при достаточно высокой обращаемости заикающихся к специалистам. В настоящее время актуальными считаются разработки эффективных методов преодоления заикания из-за высоких социальных требований к конкурентоспособности личности в условиях становления рыночных отношений и обострения конкуренции на рынке труда. Большая часть подростков и взрослых, страдающих невротической формой заикания, не могут принимать полноценное участие в общественной жизни. Заикание влечет за собой нарушение коммуникативной стороны речи, что, в свою очередь, сказывается на развитии личности, которая не может адекватно реализовать свои творческие и иные возможности.
Целью нашего исследования является выявление особенностей течения заикания у взрослых в различных видах речи и пути коррекционно-логопедической работы.
Субъектом являются взрослые с заиканием.
Объектом является коррекционно-логопедическая работа по преодолению заикания в разных видах речи у взрослых.
Предметом исследования является формирование плавности речи у взрослых с заиканием.
Гипотеза: мы предполагаем, что у взрослых с заиканием будут наблюдаться запинки в различных видах речи, но в результате коррекционно-логопедической работы будет значительно улучшен навык плавности речи. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Провести научно-теоретический анализ по проблеме особенностей заикания в разных видах речи у взрослых.
2. Выявить особенности заикания у взрослых.
3. Разработать и провести коррекционно-логопедическую работу по формированию плавности речи у взрослых.
Методологической основой изучения проблемы стали индивидуальный, личностный, системный и деятельностный подходы к различным формам заикания взрослых, принцип целостно-личностной деятельности. При этом в своих исследованиях мы опирались на труды специалистов по данной проблеме: Н.М. Асатиани, Л.И. Беляковой, Н.А. Власовой, Б.З. Драпкина, Г.Д. Неткачева, В.И. Селиверстова, М.Е. Хватцева, В.М. Шкловского, психологов Л.М. Аболина, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Т.А. Немчина, И.П. Павлова, Д.И. Фельтдштейна, психиатров и психотерапевтов Р. Бэндлера, Н.П. Вайзмана, Дж. Гриндера, В.А. Гиляровского, А.И. Захарова, Б.Д. Карвасарского, О.И. Ксендзюка, В.Д. Менделевича, В.Е. Рожнова и др.
Методы исследования: теоретический анализ логопедической литературы, экспериментальный анализ - проведение логопедического обследования.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части (главы 1, 2, 3), заключения, списка литературы, приложения.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Абелева И.Ю. Психология заикания у взрослых на разных фазах процесса речевой коммуникации // Вопр. псих. - 1974. - М.- С. 14-21. 2. Абелева ИЮ. Экспериментальные наблюдения за поведением глотки завкающихся в процессе порождения речи // Дефектол. - 1976. - № 5. - С.31-33. 3. Андрес Э.А. Заикание и его лечение. Практическое руководство для родителей, воспитателей и самообучения. СПб, 1987. - 96 с. 4. Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся//Дефекгол. - 1988. - С.6З-67. 5. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М.: Медицина, 1984. - 288 с. 6. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. -М., 1959. 7. Власова Н.А., Рау Е.Ф. Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста - М. 1933. 8. Дубровский К.М. Одномоментный метод снятия заикания // Материалы научных заседаний Харьковского научно-медицинского общества. - Харьков, 1966. - С.306-308. 9. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 303 с. 10. Логопедия: Заикание : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова .- М. : Академия, 2003.- 304 с 11. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М.: Владос, 1997. - 304 с. 12. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. Л.: Медицина, 1988. - 184 с. 13. Неткачев Г.Д. Заикание. Его сущность, причины, происхождение и лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психологический способ лечения. - М., 1909. - 226 с. 14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 200 с. 15. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.Я. Как помочь заикающимся школьникам: Ки. для логопеда. - М.: Просвещение, 1995. 176 с. 16. Поворинский Ю.А. Изучение некоторых сосудистых изменений у логоневротиков // Сб. тр. Ленингр. НИИ по болезням уха, горла, носа и речи. - Л., 1952. - Т.Х. С.150-161. 17. Правдина О.В. Логопедия: учебное пособие для студентов дефектологов. - М.: Просвещение, 1973. - Гл.4. - С. 143-164. 18. Федоров А. П. Когнитивно - поведенческая психотерапия. - СПб: Питер, 2002.
Цена: 6000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru