www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Исследование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи


ID работы - 618922
логопедия (дипломная работа)
количество страниц - 95
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание

Введение 3
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1. Лингвистические основы изучения звуко-слоговой структуры слова 7
1.2. Развитие речевой функции в дошкольном возрасте 13
1.3. Характеристика и структура речевого дефекта при общем недоразвитии речи 16
1.4. Нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 25
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Современные подходы к проблеме нарушения звуко -слоговой структуры 39
2.1. Логопедия на современном этапе развития 39
2.2. Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи 42
2.3. Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе 55
2.4. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи 58
Выводы по второй главе 64
Глава 3. Исследование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 65
3.1. Констатирующий эксперимент 65
3.2. Формирующий эксперимент 70
3.3. Контрольный эксперимент 78
Рекомендации 82
Выводы по третьей главе 88
Заключение 90
Список литературы 93




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, аналии и общего недоразвития речи, дизартрии).
Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии.
Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление общего недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением звуко-слоговой структурой слова включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60 годах ХХ века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.
Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в ранние сроки. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Данная дипломная работа посвящена логопедической работе по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель – изучение особенностей коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект – звуко-слоговая структура слова.
Предмет – коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова.
Задачи:
1. Изучить теоретические научные источники, посвященные нарушениям звуко-слоговой структуры слова.
2. Выявить особенности коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Провести исследование нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Мы выдвинули следующую гипотезу исследования: у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звуко-слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы.
Дипломная работа состоит из трех глав.
В первой главе рассматривается современное состояние проблемы изучения общего недоразвития речи, нарушения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, дается характеристика речевого дефекта при общем недоразвитии речи, раскрывается вопрос формирования звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе.
Вторая глава посвящена актуальным проблемам логопедии на современном этапе, проблемам коррекции общего недоразвития речи, проблеме коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В третьей главе приведено описание проведенного исследования по данной теме, результаты исследования и коррекционной работы, описана программа коррекционной работы с детьми подготовительной группы Сузунского детского сада.
Исследование проводилось в группе детей 5-6 лет, в которой 10 человек имеют общее недоразвитие речи. В ходе эксперимента тесты предлагались всем детям в группе, но для анализа и коррекционной работы фиксировались только результаты детей с общим недоразвитием речи.
Ход исследования:
1. Констатирующий эксперимент. Изучение нарушений звуко-слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи.
2. Формирующий эксперимент. Проведение коррекции выявленных нарушений звуко-слоговой структуры слова с помощью логопедической работы.
3. Контрольный эксперимент. Повторное изучение нарушений звуко-слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи с целью выявления различий с результатами констатирующего эксперимента и эффективности коррекционной работы.
Констатирующий эксперимент был проведен в начале учебного года (сентябрь), в течение учебного года проводилась коррекционная работа с логопедом и в конце учебного года (май) бы проведен контрольный эксперимент.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: изучение научной и методической литературы по теме исследования, наблюдение за детьми, беседа, тестирование.






Глава 1. Современное состояние проблемы изучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1. Лингвистические основы изучения звуко-слоговой структуры слова

Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, то есть способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, называется фонетикой. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой. В отличие от нее общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.
Каждый звук образуется в результате деятельности речевого (артикуляционного) аппарата человека в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Воздушная струя, идущая из легких, моделируется колебаниями голосовых связок, расположенных в гортани (голосовой источник), и препятствиями, создаваемыми органами речи в полости рта и носа (смыканием губ, сближением губ, др. – шумовой источник). Гласные звуки возникают при колебании напряженных голосовых связок, звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и смыкании или сближении артикуляционных органов полости рта и носа, глухие согласные образуются без участия голосовых связок, лишь благодаря смыканию или сближению артикуляционных органов полости рта и носа.
Акустические свойства (звуковой эффект) звуков зависят и от размера и формы надгортанных полостей, играющих роль резонатора.
Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.
Минимальной звуковой единицей речевого потока является слог, он создается единым дыхат




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.: МПА, 1995.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1974.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М., 1982.
5. Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1992.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Педагогика, 1961.
7. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб, 1995.
8. Глухов В.Л. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 1985.
9. Голубева Г.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. СПб, 1996.
10. Гордина М.В. О различных функциональных единицах языка. М., 1980.
11. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русской интонации. М., 1990.
12. Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевская С.И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм патологии речи // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1986.
13. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.
14. Денисова Н.Е. Экспресс-диагностика детей первого года обучения, имеющих проблемы речевого развития // Дефектология. 1998. № 2.
15. Дефектологический словарь. М., 1970.
16. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. СПб, 1998.
17. Дурова Н.В. Формирование фонематического восприятия у детей 5-го года жизни в детском саду: Автореф. М., 1984.
18. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М, 1996.
19. Есечко Л.Б. Особенности овладения звуко-слоговым составом слова учащихся с общим недоразвитием речи // Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушением умственного и физического развития. М., 1971.
20. Есечко Л.Б. Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в подготовительном классе // Дефектология. 1974. № 3.
21. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников. М, 1981.
22. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. М, 1961.
23. Жафяров А.Ж., Жафяров Р.А. Математическая статистика. – Новосибирск, НГПУ, 2000.
24. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь // Нарушение речи у дошкольников. М, 1972.
25. Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1985.
26. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., 1962.
27. Зиндер Л.В. Общая фонетика. М, 1979.
28. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М. 1998.
29. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Ярославль, 1998.
30. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М, 1990.
31. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М, 1971.
32. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001. С. 255-261.
33. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю., 2000. С. 91.
34. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении речи. Серия «Практическая психология» – М.: Ось-89, 2001.
35. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. М, 199.
36. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР. СПб, 1992.
37. Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей. М, 1965.
38. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М, 1999.
39. Логопедия: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. М, 1995.
40. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб, 1997.
41. Лупандин В.И. Математические методы в психологии 1997.
42. Лурия А.Р. Язык и сознание. М, 1979.
43. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М, 1970.
44. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М, 1992.
45. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических за¬ня¬тиях. М.: Речь, 2003. С. 237-238.
46. Нарушение речи у дошкольников. М, 1969.
47. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1997.
48. Немов Р.С. Психология , книга 3-я. – М. Высшая школа 2001.
49. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., МПА, 1995.
50. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., МПА, 1999.
51. Панов М.В. Современный русский язык. М, 1973.
52. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998.
53. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т.1 – М., 1996.
54. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.
55. Семенова Е.Ю. Сборник задач по теории вероятностей и математической статистике для психологов. – М.: МГУ, 1969.
56. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., Феникс, 1996.
57. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. –М.: МГУ, 1998
58. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПб.: Питер, 1999. С. 129.
59. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург: Базиз,1996. С. 301.
60. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф. Учителю о детях с недостатками речи. М, 1996.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru