www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Тема Петра I и его эпохи в творчестве А.С.Пушкина


ID работы - 617059
литература (реферат)
количество страниц - 21
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение. Тема Петра Великого в русской литературе допушкинского
периода стр. 2-5
Глава 1. Петр и Петровская эпоха в творчестве Пушкина
20-х годов стр. 5-6
Глава 2. Образ сильного и милосердного царя
(Петр в поэме «Полтава») стр. 6-7
Глава 3. Петра и памятник Петру Петербург
(поэма «Медный всадник») стр. 8-19 Выводы и заключение. Трагическая связь власти и человека стр. 20 Использованная литература стр. 21




ВВЕДЕНИЕ:



Введение
Петр I - величайший исторический деятель. Его масштабная личность и петровская эпоха привлекали многих писателей. Тема Петра возникает в русской литературе в XVIII веке.
В одах и эпических поэмах Кантемира, Феофана Прокоповича, А.П.Сумарокова, В.К.Тредиаковского, Г.Р.Державина Петр – исполнитель высшей миссии, он предстает «отцом Отечества», основавшим «преславный град», «любезную страну», создавшим мощный государственный и военный оплот России. Идеалом Державина (ода «Вельможа») и Ломоносова (героическая поэма «Петр Великий») была просвещённая монархия, их идеальным героем был Пётр I.
Образ Петра – один из ключевых в творчестве М.В.Ломоносова, воспевающего «великий труд Петров», он божественная дичность:
«… Он превыше человека
Понес труды для нас, неслыханны от века,
С каким усердием, Отечество любя,
Ужасным подвергал опасностям себя».
(«Петр Великий», 1761 )

Обожествление личности Петра - один из мотивов Державина:

«Оставя скипетр, трон, чертог,
Быв странником, в пыли и в поте,
Великий Пётр, как некий бог,
Блистал величеством в работе:
Почтен и в рубище герой!
(«Вельможа», 1794)

Обожествляющие личность Петра мифы официально поощрялись. Однако существовали и иные мифы. В народных сказаниях и раскольнических пророчествах Петр был антихристом и порождением сатаны, основанный им Петербург представал обреченным на погибель «нерусским» городом. В этих народных мифах с основанием «северного Рима» начинается не «золотой век», а хаос разрушения, в котором «город сгорит и потопнет». В фольклоре и лубочных картинках его изображали в виде кота.
В двух традициях образ Петра предстает по-разному: с одной стороны - как исполнитель высшей миссии, с другой стороны – антихрист. В творчестве Пушкина соединились обе эти традиции, официально-литературная и народно-мифологическая.
На протяжении многих лет поэт обращался к этой теме, именно с этой темой связана эволюция пушкинского реализма, растущий интерес и эволюция взглядов Пушкина, связанных с законам истории, судьбой России. Подробно изучивший свою родословную и знавший историю своего предка арапа Ганнибала, поэт ощущал свою личную причастность к личности и эпохе Петра.
Впервые Пушкин обратился к теме Петра в 1822 году, в «Заметках по русской истории XVIII века». Поэт видит в нём просвещенного реформатора: «Ничтожные наследники северного исполина, изумлённые блеском его величия, с суеверной точностью подражали ему во всём, что только не требовало нового вдохновения. … Пётр I не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон».
«Стансы» (1826) - первое стихотворение, в котором возникает поэтический образ Петра. В «Стансах» намечены главные мотивы, связанные с образом Петра. После поражения декабристов поэт обращается к Николаю, в котором надеется увидеть нового Петра, в лестной для русского монарха параллели поэт убеждал Николая: «Во всём будь пращуру подобен».
В этом стихотворении прослеживается преемственная связь с мотивами Ломоносова, воспевшего разносторонность талантов Петра и его привязанность к просвещению и наукам в героической поэме «Петр Великий». У Ломоносова Петр – «строитель, плаватель, в полях, в морях герой»». Пётр I в пушкинских «Стансах» предстает просвещённым монархом:
«Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещение,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник».




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе А. С. Пушкина над темой Петра очевидна эволюция не только художественного мастерства поэта, но и его идейно-политических взглядов.
Развитие жанрового многообразия отражает движение от стихотворения одического характера через поэмы к эпическим жанрам.
В творчестве поэта прослеживается эволюция его идейно-художественных и историко-философских взглядов. С темой Петра связана богатая проблематика: личность в истории, власть, трагическое противопоставление человека и государственной власти.
Образ Петра двойственен, в этом проявляется отражение двух разных традиций, как литературной, так и фольклорной.
Оценка личности Петра в неоднозначна: с одной стороны, это выдающийся государственный деятель, просветитель и великий творец, созидатель новой просвещенной России, образец для подражания власть предержащим, с другой стороны – это суровый властитель, не знающий сострадания к живому человеку. А главная мера ценности по Пушкину – это живой Человек с душой и сердцем.












Список литературы.
1. А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 16 томах. М., «Художественная литература».
2. В.Г. Белинский Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая. // Собрание сочинений в трех томах. ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948. Том III. Статьи и рецензии 1843-1848.
3. Проблемы современного пушкиноведения. ЛГПИ имени А. И. Герцена, 1986 г.
4. Г. П. Макогоненко. Творчество А. С. Пушкина в 30 е годы. Л., «Художественная литература».
5. Б. В. Томашевский. Пушкин. Работы разных лет. М., «Книга», 1990 г.
6. Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова. М., «Просвещение», 1988 г.

Цена: 1000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru