Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Мировое значение русской литературы ID работы - 609721 литература (контрольная работа) количество страниц - 380 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: План: 1. Мировое значение русской литературы. 6 2. Сказка как вид устного народного творчества. Классификация сказок. Поэтика. 7 3. Былина как жанр устного народного творчества. Классификация былин. Поэтика. 9 4. Пословицы и поговорки. Жанровые особенности. Поэтика. 11 5. Загадки. Жанровые особенности. Поэтика. 15 6. Отличительные особенности древней русской литературы. Периодизация. Система жанров. 17 7. Слово о полку Игореве" – выдающийся памятник древнерусской письменности. Проблематика, пафос, поэтика. 23 8. Русский классицизм. Поэзия М.В.Ломоносова. Идейно-тематическое и художественное своеобразие. 27 9. Творчество Д.И.Фонвизина. Комедия "Недоросль". 31 10. Творчество Г.Р. Державина. Тематическое богатство его од, их художественные особенности. 35 11. Своеобразие русской литературы последней четверти ХVIII в. "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева. Творческая история. Особенности художественного метода. Идейное содержание, жанр, композиция. 39 12. Русский сентиментализм. Проза Н.М.Карамзина. Жанровое многообразие. Особенности авторской позиции и стиля. 43 13. Литературное движение 1800-1825 гг. Литературные общества этого времени. 47 14. Романтизм первой четверти 19 века. Творчество В.А.Жуковского 49 15. Реализм и народность басен И.А.Крылова. 51 16. Творчество А.С.Грибоедова. Идейно-художественное своеобразие комедии "Горе от ума". 55 17. Поэты-декабристы. Творчество К.Ф.Рылеева 57 18. Основные мотивы лирики А.С.Пушкина. Ее идейно-художественное богатство. 61 19. Романтические поэмы А.С.Пушкина. Поэтический мир поэмы "Цыганы" 65 20. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" – классическое произведение критического реализма. 69 21. Проза А.С.Пушкина. Роман "Капитанская дочка": система персонажей, особенности композиции. 73 22. Тема крестьянского восстания в творчестве А.С.Пушкина 75 23. Образ Петра Первого в творчестве А.С.Пушкина 77 24. Сказки А.С.Пушкина. Их проблематика, своеобразие сюжетов, художественные особенности 79 25. А.С.Пушкин – драматург. Трагедия "Борис Годунов" 85 26. Основные мотивы и художественные особенности лирики М.Ю.Лермонтова. 91 27. Литературно-общественное движение 30-х гг. ХIХ в. (1825- 1840 гг.). 93 28. Поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и "Демон" как романтические произведения 97 29. "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова – социально-психологический и философский роман. Печорин как социальный тип. 101 30. "Петербургские повести" Н.В.Гоголя. "Шинель" – этапное произведение русской литературы. 105 31. Драматургия Н.В.Гоголя. Комедия "Ревизор". Ее художественные особенности. 107 32. "Мертвые души" Н.В.Гоголя. Проблематика, система персонажей, особенности жанра и композиции. 109 33. Литратурно-общественное движение 40-х гг. (1840-1855 гг.). "Натуральная школа и ее эстетические принципы. 113 34. Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского 117 35. Литературно-критическая деятельность Н.А.Добролюбова 121 36. «Былое и думы» А.И.Герцена. Проблематика. Особенности жанра. 125 37. Романы И.А.Гончарова. Их идейно-художественное своеобразие. "Обломов". Добролюбов о романе. 129 38. Творчество А.Н.Островского. Драма "Гроза". Н.А.Добролюбов и Д.И.Писарев о "Грозе". 133 39. "Записки охотника" И.С.Тургенева. Проблематика. Система образов. Особенности жанра. Новаторство 139 40. Романы И.С.Тургенева. Их идейно-художественное своеобразие. 143 41. Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети". Полемика вокруг романа. 145 42. Литературно-общественное движение 60-х гг. ХIХ в. (1856-1866 гг.). Проблематика и художественное своеобразие прозы писателей-демократов (Помяловский, Слепцов, Решетников и др.) 149 43. Литературно-критическая деятельность Н.Г.Чернышевского. 153 44. Роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?". Проблематика и поэтика. 157 45. Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова. Ее художественное своеобразие и авторская сущность. 161 46. "Кому на Руси жить хорошо" как "энциклопедия" крестьянской жизни, итог и вершина поэтического мастерства Н.А.Некрасова. 165 47. Творчество Ф.М.Достоевского 40-х гг. "Бедные люди" как социально-психологический роман. 169 48. Творчество Ф.М.Достоевского 60-х гг. "Преступление и наказание". Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Художественное своеобразие 171 49. Роман Ф.М.Достоевского "Идиот". Социальная и нравственно-философская проблематика, образная система. 177 50. Проблематика и образы романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы". 179 51. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. "История одного города". Сказки. Своеобразие сатиры писателя. 185 52. "Господа Головлевы" – новый тип социального романа. Образ Иудушки Головлева. 189 53. Творчество Л.Н.Толстого 50-х годов ("Детство", "Отрочество", "Юность", Севастопольские рассказы"). 191 54. Роман-эпопея Л.Н.Толстого "Война и мир" как repoико-патриотическое произведение. "Мысль народная" в романе. 193 55. Роман Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Идейно-художественное своеобразие. 197 56. Роман Л.Н.Толстого "Воскресение". Проблематика и система образов. 199 57. Идейные мотивы, образы, поэтический стиль рассказов и повестей В.Г Короленко. 201 58. Этапы творческого развития Чехова-прозаика. 203 59. Новаторская сущность драматургии А.П.Чехова. Пьеса "Вишневый сад" 207 60. Основные направления и тенденции развития русской литературы начала 20 века. "Серебряный век". Литературные направления: реализм, символизм, акмеизм и т.п. Виднейшие представители. 213 61. Литературный процесс 20-х гг. Литературные группировки: "ЛЕФ", "Перевал", "Конструктивизм", "ОБЭРИУ". 217 62. Творчество И.Шмелева. Идейно-художественное своеобразие повестей "Лето Господне", "Богомолье" 221 63. Творчество Б.Зайцева. Проблематика, художественная интерпретация образа Сергия Радонежского в одноименной повести 223 64. Творчество А.И.Куприна. Социальное и художественное значение повестей "Молох", "Поединок". 227 65. Тема "естественного человека" в повести А.И.Куприна "Олеся". Развитие классических традиций. 231 66. Прозаический сборник И.Бунина "Темные аллеи". Проблематика и поэтика. 233 67. Лирика А. А.Блока. Анализ сборника "Стихи о Прекрасной Даме" 237 68. Творческий путь А.Блока. Тема "страшного мира" и возмездия в его творчестве. 241 69. Проблематика и художественный мир поэмы А.Блока "Двенадцать" 245 70. Человек и природа в лирике С.Есенина 247 71. Духовная эволюция С.Есенина 249 72. Дооктябрьское творчество В.Маяковского. Проблематика и поэтика. Анализ нескольких стихотворений. Поэма "Облако в штанах", драма "В.Маяковский" Поиски новых изобразительных и выразительных средств. 251 73. Поэтическое новаторство В.Маяковского. Значение его творчества в поэтическом процессе 20 века. Современная дискуссия о В.Маяковском. 255 74. Творческий путь В.Брюсова. Анализ сб. стихотворений "Шедевры", "Это я", "Третья стража". 259 75. Тема революции и гражданской войны в литературе 20-х гг. Проблема стихийного сознательного начал в революции. Своеобразие авторской позиции в произведениях "Железный поток" Серафимовича, "Россия, кровью умытая" А.Веселого, "Разгром" Фадеева, "Голый год" Пильняка. 261 76. Революционно-романтические произведения М.Горького 90-х – начала 900-х гг. Романтические и реалистические тенденции в творчестве писателя в этот период. 265 77. Развитие русской автобиографической прозы начала XX в. Горький "Детство". Бунин "Жизнь Арсеньева" и др. 267 78. Пьеса Горького "На дне" как социально-философская драма. 269 79. Роман М.Горького "Дело Артамоновых". Позиция автора в раскрытии судеб русского купечества. 273 80. Основные вехи драматургического творчества М.Горького. Черты новаторства. Анализ пьес "Мещане", "Дети солнца", "Варвары". 275 81. "Жизнь Клима Самгина" – движущаяся панорама десятилетий. А.В.Луначарский о романе. Психологизм писателя. Особенности раскрытия образа главного героя. 277 82. Художественный мир М.Шолохова. Проблематика и поэтика "Донских рассказов" и рассказа "Судьба человека". 281 83. "Тихий Дон" М.Шолохова как роман-эпопея. Драматизм судьбы Григория Мелехова. Женские образы. Художественное своеобразие романа. Споры о романе в современном литературоведении. 283 84. "Поднятая целина" М.А.Шолохова. Проблематика. Система образов. 287 85. Трилогия А.Н.Толстого "Хождение по мукам". Ее проблематика, основные образы. Судьбы русской интеллигенции в произведении. 291 86. Творчество Д. Фурманова. Роман "Чапаев". Коллективный и индивидуальный герой в романе 293 87. Сатирическая проза 30-х гг. (И.Ильф и Е.Петров, М.Зощенко, М.Булгаков, А.Платонов и др.) 295 88. Эпоха, народ и личность в романе А.Толстого "Петр Первый". Мастерство писателя как исторического романиста. "Петр Первый" и развитие русского исторического романа XX века. 299 89. Творческий путь М.Булгакова. Анализ повести "Собачье сердце" 303 90. Проблематика, жанровое своеобразие романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Традиции классической литературы 19 в. в творчестве писателя. 305 91. Романтическая поэзия 20-30-х гг. (Н.Асеев, Э.Багрицкий, М.Светлов, В.Луговской, Н.Тихонов и др.). 309 92. Проза 30-х гг. Темы, проблемы, жанры (А.Макаренко, Н.Островский, Ю.Крымов) 311 93. Творческий путь А.Ахматовой. Сборники "Вечер", "Четки", "Белая стая". 313 94. Своеобразие творчества А.Платонова. Анализ повести "Котлован" 317 95. Творческая индивидуальность Б.Пастернака. Основные мотивы и образы его поэзии. Сборники "Поверх барьеров", "Сестра моя жизнь", "Когда разгуляется". 319 96. Литература периода Великой Отечественной войны. Анализ одного из произведений. 323 97. Творческий путь А.Т.Твардовского. Стихи последних лет. Цикл, посвященный матери 327 98. Поэма А.Твардовского "Василий Теркин" – крупнейшее произведение о Великой Отечественной войне. 329 99. Сатирическое изображение действительности в поэме А.Т.Твардовского "Теркин на том свете". 331 100. Русская проза 50-90-х гг. Обновление повествовательных форм. Жанр новеллы в творчестве К.Г. Паустовского ("Телеграмма", "Дождливый рассвет", "Ильинский омут"). 333 101. Основные тенденции развития поэзии 50-90-х гг. XX века. Поэзия Е.Евтушенко, А.Вознесенского. "Тихая лирика" (Рубцов, Жигулин). 337 102. Лирическая проза 50-70-х гг. (О.Берггольц, В.Солоухин и др.). Традиции в ней русской литературы 19 – начала 20 вв. 341 103. Творческий путь Л.Леонова. Роман "Русский лес". Проблематика, система образов. Художественные особенности. 343 104. Творческий путь А.И.Солженицына. Анализ романа "В круге первом". 345 105. Анализ малой прозы А.И.Солженицына (рассказ "Материн двор; серия миниатюр "Крохотки"). 347 106. Современная художественно-документальная литература ("Архипелаг ГУЛАГ" А.Солженицына, "Лад" В.Белова и др. по выбору). 351 107. Рассказы В.М.Шукшина. Проблематика, система образов. Чеховская традиция в создании рассказа. 353 108. Проблемы совести и нравственного выбора в произведениях Ю.Бондарева (романы "Берег", "Выбор"). 355 109. Человек и природа в творчестве современных писателей ("Царь-рыба" В. Астафьева, "Белый Бим, Черное ухо" Г. Троепольского, "Белый пароход» Н. Айтматова, "Прощание с Матерой" В. Распутина и др.). 359 110. Человек и природа в творчестве Ч.Айтматова. Анализ романа "Плаха". 363 111. Социально-нравственные проблемы в современной прозе ("Живи и помни" В.Распутина, "Прокляты и убиты" В.Астафьева, "Бермудский треугольник" Ю.Бондарева). 365 112. Тема Великой Отечественной войны в литературе последних десятилетий. Эволюция этой темы. Нравственно-философское осмысление событий. Произведения В. Гроссмана, В.Быкова, Б.Васильева и др. авторов. 371 113. Русская литература на современном этапе. Основные тенденции развития, проблематика, многообразие стилей. Современный постмодернизм: А.Битов "Пушкинский дом", В.Ерофеев "Москва – Петушки". 375 114. Поэзия 70-90-х гг. Общий обзор. Анализ поэзии И.Бродского. Сб. стихов "Осенний крик ястреба", "Назидание", "Часть речи". 379 ВВЕДЕНИЕ: Русская литература – одна из богатейших литератур мира. Ее вклад в художественную со-кровищницу человечества уникален и неповторим, как уникален и неповторим исторический путь России. Славные дела и свершения великого русского народа, его жизненный опыт, фи-лософия, склад мышления, нравственно-художественный потенциал, высочайший патриотизм получили достойное отражение в произведениях русских писателей. «Русский писатель уже в XI в. воспринимал свой труд как служение родной стране», сохранив это чувство «высокой общественной ответственности» вплоть до наших дней. Русская литература всегда находилась на переднем крае национального политического, культурного и художественного развития. Она поддерживала дух россиян в трудные времена, звала на бой, воспевала доблесть, самоот-верженность и героизм защитников отечества, превыше всего ставя верность своей земле. Литература наша гордилась народною славою и печалилась народными бедами. Она позна-вала настоящее и стремилась заглянуть в будущее, постоянно открывая новые пласты русской жизни и быта, новые черты национального характера, восхищаясь душевной красотой и нрав-ственной силой русского человека, его совестливостью, обостренным чувством долга перед родиной, одухотворенностью, поэтичностью его натуры. Она воспитывала чистоту помыслов, благородство, достоинство, учила ненавидеть любые формы тирании, духовного и физическо-го рабства, клеймила пошлость, безнравственность, преступления против совести. Русская литература – одна из самых чутких и отзывчивых литератур мира. «Дифирамбы восторга», говоря словами В.Г. Белинского, никогда не заглушали «вопли страдания». А стра-даний, невзгод и лишений на долю русского народа за всю его историю выпало немало. То, что сегодня мы привычно называем художественной летописью, поэтическим свидетельством современников, всегда рождалось в муках, писалось кровью сердца, ненавидящего и любяще-го, осознавшего великую истину: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! В этих неброских некрасовских словах заключен основной пафос русской литературы, ко-торая долгие годы жила одной мыслью, одним желанием – хоть как-то облегчить участь наро-да, вынашивая мечту о прекрасном будущем отчизны, стараясь по возможности приблизить это будущее. Нашим писателям была чужда позиция стороннего наблюдателя, они страстно и решительно вмешивались в события окружавшей их действительности. Русская литература сыграла выдающуюся роль в освободительном движении в России. Рассказывая полную прав-ду о жизни, она утверждала общечеловеческие нравственные ценности. Русская земля дала человечеству немало выдающихся писателей начиная от безымянного автора «Слова о полку Игореве». Литература наша явила удивительное многообразие талан-тов, творческих манер и почерков, самобытного видения жизни. М.В. Ломоносов, Г.Р. Держа-вин, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, В.А. Жу-ковский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский, А.В. Кольцов, А. И.„Герцен, И.С. Тургенев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тют-чев, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Г.И. Успен-ский, Н.С. Лесков, А.П. Чехов – каждый из них в отдельности, сам по себе, мог составить сла-ву любой литературы мира. А они родились в одной стране и украсили одну литературу. Русские писатели искали и находили оригинальные формы и средства для художественно-го отражения жизни, постановки и решения актуальных эстетических и социально-общественных проблем времени. Творческие достижения и открытия русского классицизма, сентиментализма, романтизма и особенно критического реализма принесли отечественной ли-тературе мировое признание, поставив ее уже в середине XIX в. во главе художественного развития человечества. Русская литература была и всегда будет образцом художественного мастерства, граждан-ской зрелости писателей, примером верности своему народу и отечеству, неисчерпаемым ис-точником благородных идеалов, нравственной силы и свободолюбия. 2. Сказка как вид устного народного творчества. Классификация сказок. Поэтика. В устной прозе выделяются два больших раздела: сказки и несказочная проза. В основе их разграничения лежит разное отношение самого народа к сказкам как выдумке и "событиям" как правде. С точки зрения народа, сказки не имеют иной цели, как действовать на фантазию. Они поражают, удивляют, радуют, бывают интересны своими необычными юмористическими ситуациями. Еще в середине XIX в. знаток народной культуры К.С. Аксаков заметил: "К сказ-ке, кажется, преимущественно должна относиться пословица красно поле рожью, а речь – ло-жью – вымыслом". Сказка – явление видовое, объединяющее несколько жанров. Русские сказки обычно делят на следующие жанры: о животных, волшебные и бытовые (анекдотические и новеллистиче-ские). Не всегда можно провести четкую границу между сказочными жанрами, а также между эпическими произведениями разных жанров. Происходит это оттого, что сюжеты способны изменять свою жанровую принадлежность: они могут исполняться то как сказки, то как леген-ды, предания, былины, баллады, бывальщины. Например, былина о путешествии Садко в под-водный мир напоминает волшебную сказку, поэтому СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Любопытно, что одно стихотворение, написанное в 1958 году, так и называется: «Стихи о принятии мира». Это тоже привлекало в поэзии Бродского, хотя в его стихах и чувствовался неподражательный элегический привкус, придававший им философическое звучание. Вообще же философический склад – это то, что отличает именно петербургскую школу поэзии. Конечно, культурная традиция – понятие неизмеримо более широкое, чем прямое поэтическое влияние. Поэтам, принадлежащим к поколению Бродского, приходилось улавливать эту традицию непостижимым образом, так как они жили и писали, будучи искусственно оторванными от русской поэтической традиции.1 Именно это и удивляет: поэт, который, по его собственным словам, не чувствовал никакой традиции, тем не менее ее продолжает, демонстрируя тем самым неистребимость культуры. Вторая его книга, «Остановка в пустыне», завершается стихами 1968 года, но разница между ними и произведениями начальной поры огромна. Из ссылки осенью 1965 года Бродский вернулся зрелым сложившимся поэт. К середине 60-х годов поэтический мир в стихах Бродского изменился, потому что изменилась его картина в сознании поэта. Романтическое смятение чувств уступает место подспудно ощущаемому трагизму бытия. Но поэт не упрекает мир в обмане. Мир не обманул, а просто оказался не таким, каким рисовался в молодом воображении, он оказался не лучше и не хуже, а просто другим. И создаваемая теперь картина мира отражает уже не романтическое мироощущение, а мир как таковой в его суровом и неласковом облике. Естественно, что для своего воспроизведения этот мир требует уже другого поэтического слова, других интонаций, другого поэтического словаря. Вместо прежнего завораживающего кружения и бешеной скачки в стихи входит иная синтаксическая организация речи, основанная на многочисленных переносах. Мир поэзии И. Бродского – расхожая критическая метафора; в силу ее расхожести смысл стерт, но он все же существует. Поэтический мир – модель макрокосма. Бродский, судя по всему, рано ощутил потребность исследовать пространство своего мира и установить в нем ряд важнейших координат. Этим он и занят в одном из самых интересных и значительных ранних стихотворений – «Большая элегия Джону Донну»: Джон Донн уснул, уснуло все вокруг. Уснули стены, пол, постель, картины, уснули стол, ковры, засовы, крюк, весь гардероб, буфет, свеча, гардины. Уснуло все. Бутыль, стакан, тазы, хлеб, хлебный нож, фарфор, хрусталь, посуда, ночник, белье, шкафы, стекло, часы, ступеньки лестниц, двери. Ночь повсюду. Повсюду ночь… И. Бродский создал традицию своими оригинальными стихами, в которых сказалось знакомство с английской поэзией и возник ее своеобразный, хотя бы потому что отделенный тремя веками, аналог. Европейскую поэзию XVII века в России не знали, ее не переводили (сколько-нибудь удачно), потому что не существовало поэтического языка, на который ее можно было перевести. Его и создал Бродский, обновив традицию национальной поэзии, обеспечив современному языку владение особой разговорной риторикой, быстро сопрягающей далековатые понятия в сложных метафорах и подкрепляя их мгновенными перепадами стиля. Мысль обрела новую динамику, новую остроту. Такого рода обновление языка дано совершить немногим поэтам. Моменты поэтической истории, когда это случается, никак не могут быть сочтены промежуточными, в которые ничего не происходит. Вся мировая поэзия для Иосифа Бродского – единое пространство, которое и обеспечивает целостность этого мира, не дает ему рассыпаться, скрепляет собою. Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru