www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Ирония в творчестве у В. Ерофеева и В. Войновича


ID работы - 707123
литература (дипломная работа)
количество страниц - 102
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:




ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теория иронии 16
1.1. Ирония как эстетическая категория 16
1.2. Ирония в художественной литературе 21
1.3. Игра как элемент иронии 29
Глава 2. Ирония в творчестве В. Войновича 39
2.1. Особенности творчества писателя 39
2.2. Поэтика раннего творчества В. Войновича 45
2.3. Ирония в повести "Путём взаимной переписки" 52
Глава 3. Ирония в творчестве В. Ерофеева 61
3.1. Особенности поэтики поэмы "Москва-Петушки" 61
3.2. Карнавальная традиция как проявление иронии в поэме 69
3.3. Приёмы иронии в поэме 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97






ВВЕДЕНИЕ:



Конец 1960-х - 1970-х гг. связан с периодом застоя. Это время политических реакций, массовых высылок за рубеж деятелей литературы и культуры, гонения андеграунда и крушений идей утопизма . Этот период характеризуется духовным разложением общества, засильем потребительства, приоритетом материальных ценностей. Общество замыкается в частной жизни и проходит через испытание бытом.
Советская литература этого периода существовала как раздробленное художественное целое, в рамках которой выделялась:
а) публикуемая разрешенная литература (А. Твардовский, С. Залыгин, Ф. Абрамов и др.);
б) задержанная литература, которая не допускалась до массового читателя (Ю. Домбровский, В. Ерофеев, В. Высоцкий и др.);
в) литература русского зарубежья, в состав которой входили И. Бродский, А. Солженицын, В. Войнович и др.
Основными тематическими течениями в литературе второй половины XX века стали:
- военная проза и поэзия 1950-х - 80-х гг. (произведения Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Астафьева, Г. Бакланова и др.);
- деревенская проза (Б. Можаев, С. Залыгин, В. Белов, В. Распутин и др.);
- городская проза, которая развивалась в 1960 - 1970-х гг. в жанре "молодёжной прозы" (В. Аксёнов, А. Битов, В. Максимов), в 1970 - 1990-х гг. в литературе "сорокалетних" (В. Маканин, Л. Петрушевская, М. Харитонов и др.);
- лагерная тема (А. Солженицын, В. Шаламов, Г. Владимов и др.).
Но кроме этих течений развивался и набирал силу отдельный блок нереалистичекого художественного мышления - постмодернизм, который реализовался в творчестве В. Ерофеева, А. Синявского, В. Аксенова, В. Пелевина, В. Сорокина, С. Соколова . "Высокий" постмодернизм с его трагическим скептицизмом, с бегством от реальности в тексты о реальности (материализующие сознание), с ощущением утраты самостоятельного слова (тотальная интертекстуальность), с отрицанием метафизики представлен поэзией И. Бродского.
Научно-техническая революция середины века вывела цивилизацию в новую стадию постиндустриального, технологического общества, создающего не только вторую природу, но вторгающегося в самоё структуру материи. Так возникает основа для второго кризиса реальности, более радикального, связанного с "исчезновением реальности", её миражностью, а не только с её абсурдностью. Следствием кризиса сознания и его выражением стало изменение художественной "картины мира": образ реальности становится не безусловным, одним из вариантов реальности, знаком текста, замещающего самоё реальность, симулякром, как это сформулировали теоретики постмодернизма.
В западноевропейской литературе новая эстетика проявилась в послевоенной прозе "нового романа", театра абсурда; но и в русской литературе на рубеже 50 - 60-х гг. вопреки сдерживающей силе канона соцреализма и возвращающемуся с "оттепелью" доверию реальности рождается "новая проза": "Колымские рассказы" В. Шаламова с идеей призрачности реальности и культуры, поэзия ленинградских поэтов ("филологическая школа" - Л. Лосев, В. Уфлянд, И. Бродский), смогистов (Л. Губанов), гротесковая проза А. Синявского ("Любимов"), В. Войновича ("Путём взаимной переписки"), поэзия и проза раннего А. Битова ("Жизнь в ветреную погоду"), на конец, "Москва - Петушки" Вен. Ерофеева.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 541 с. 2. Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - 128 с. 3. Блок А.А. Записные книжки. 1901 - 1920 / Александр Блок; Под общ. ред. В.Н. Орлова и др. - М.: Худож. лит., 1965. - 662 с. 4. Богданова О.В. Современный литературный процесс. К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70 - 90-х годов XX века. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2000. - 312 с. 5. Вайль П., Генис А. Гражданская война. Фрагмент из книги "60-е" // Даугава. - 1990. - № 1. - С. 79 - 92. 6. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. - М.-Л.: Academia, 1937. - 620 с. 7. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Т. 1: [перевод] / Вступ. ст. Ю.В. Перова. - Изд. 2-е, стер. - СПб.: Наука, 2007. - 621 с. 8. Гинзбург Л. Николай Олейников // Олейников Н. Пучина страстей: Стихотворения и поэмы. - Л., 1991. - С. 3 - 25. 9. Глэд Дж. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. - М.: Слово, 1991. - 386 с. 10. Голобородова Т.Н. Феномен игры в культуре постмодернизма: проблемы философского анализа: Дис. … канд. философ. наук / Барнаул, 2000. - 157 с. 11. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 295 с. 12. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. - Минск: Экономпресс, 1999. - 179 с. 13. Демин И.Л. Художественна жизнь России 70 - 80-гг. - М.: Альфа и Омега, 1992. - 259 с. 14. Зайцев В.А. История русской литературы второй половины XX века. - М.: Высш. шк., 2004. - 472 с. 15. Курганов Е. Анекдот как жанр. - СПб.: Академический проект, 1997. - 123 с. 16. Курганов Е. Похвальное слово анекдоту. - СПб.: Изд-во журнала "Звезда", 2001. - 288 с. 17. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Жизнь после смерти, или новые сведения о реализме // Новый мир. - 1993. - № 7. - С. 233 - 252. 18. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Никольскина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК Интервалк, 2001. - 1600 стб. 19. Лихачёв Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Ленинград: Наука, 1984. - 295 с. 20. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. - М.: Искусство, 1965. - 372 с. 21. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. - М., 1990. - 423 с. 22. Мышалова Д.В. Очерки по литературе русского зарубежья. - Новосибирск: ЦЭРИС; Наука, 1995. - 223 с. 23. Ницше Ф. Избранные произведения / Сост., авт. вступ. ст. К.А. Свасьян. - М.: Просвещение, 1993. - 574 с. 24. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века. - М.: Политиздат, 1991. - С. 230 - 264. 25. Поспелов Г.Н. Теория литературы: Учебник. - М.: Высш. шк., 1978. - 351 с. 26. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки: Исторические корни волшебной сказки: Собр. тр. / Ред. Г.Н. Шелогурова; Коммент. Е.М. Мелетинского, А.В. Рафаевой. - М.: Лабиринт, 1998. - 512 с. 27. Рюмина М.Т. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с. 28. Сергиенко А.В. Языковые возможности реализации иронии как разновидности импликации в художественных текстах: Автореф. дис. … канд. филолог. наук - Саратов, 1995. - 19 с. 29. Солодовникова О.В. Эстетизация современной культуры и формы её представления: Дис. … канд. философ. наук. - Томск, 2002. - 149 с. 30. Стасов В. Избранные сочинения: В 3-х томах. Т. 2. М., 1952. - 521 с. 31. Стеблин-Каменский М.И. Миф. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976. - 102 с. 32. Степанян Е. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. - 1992. - № 9. - С. 28 - 36. 33. Усманова А.И. Синтагматические средства выражения иронии в английской литературе XIX и ХХ веков: Автореф. дис. … канд. филолог. наук. - М., 1995. - 24 с. 34. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 693 с. 35. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 574 с. 36. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура: Сб. / Пер. с нем. А.М. Руткевича, В.В. Бибихина; Вступ. ст. А.М. Руткевича. - М.: Ренессанс, 1992. - 289 с. 37. Хализев В.Е. Модернизм и традиции классического реализма в русской литературе XX века // Филологические науки. - 2004. - № 6. - С. 109 - 117. 38. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - 375 с. 39. Хёйзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с. 40. Черняк М.А. Современная русская литература. - СПб.; М.: САГА; ФОРУМ, 2004. - 412 с. 41. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. / Сост., пер. с нем., вступ. ст. Ю.Н. Попова. Т. 1. - М.: Искусство, 1983. - 479 с. 2. Литература по творчеству В. Войновича 42. Войнович В. Путем взаимной переписки // Дружба народов. - 1989. - № 1. - С. 90 - 120. 43. Бакалова З.Н. Слово как отражение авторской концепции в романе В. Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" // Литература "третьей волны". Сборник научных статей. Изд-во "Самарский университет", 1997. - С. 118 - 123. 44. Васюченко И. Чтя вождя и армейский устав // Знамя. - 1989. ? №10. - С. 214 - 216. 45. Заглавие Проза русского зарубежья (1970-1980-е гг. ) : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Е. Ю. Зубарева 46. Зубарева, Елена Юрьевна. 47. Ланин Б. Проза русской эмиграции (Третья волна): Пособие для преподавателей литературы. - М.: Новая школа, 1997. - 208 с. 48. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы. В 2 т.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Т. 2. 1968 ? 1990. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 688 с. 49. Литература "третьей волны" : Сборник научных статей / Самар. гос. ун-т; Самар. пед. ун-т; Адм. г. Самары; Ред. -сост. В. П. Скобелев 50. Мильштейн И. Владимир Войнович. После пира. И после чумы // Новое время. - 2000. - № 44. - С. 56 - 67. 51. Немзер А. В поисках утраченной человечности // Октябрь. - 1989. ? № 8. - С. 184 - 195. 52. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 1980-х - начала 1990-х годов ХХ века: Уч. пос. для студентов филологических факультетов вузов. - МН.: НПЖ "Финансы, учёт, аудит", "Экономпресс", 1997. - 231 с. 53. Обухов В. Современная российская антиутопия // Литературное обозрение. - 1998. ? № 3. - С. 96 - 98. 54. Объем 110,[1] с. 55. Объем 330 с. 56. Пономарёв Е. От Чонкина до Чонкина // Нева. - 2004. ? № 3. - С. 210 - 220. 57. Публикация М. : Изд-во Моск. ун-та , 2000 58. Публикация Самара : Самарский университет , 1997 59. Саморукова И.В. Метафизика анекдота в творчестве В. Войновича // Литература "третьей волны". Сборник научных статей. Изд-во "Самарский университет", 1997. - С. 113 - 118. 60. Шохина В. Восемнадцатое брюмера генерала Букашева // Октябрь. - 1992. ? № 3. - С. 198 - 202. 3. Литература по творчеству В. Ерофеева 61. Ерофеев Вен. Москва - Петушки. - М., 1990. - 156 с. 62. Ерофеев Вен.В. Москва - Петушки: С комментариями Эдуарда Власова / Предисл. Е. Попова; Коммент. Э. Власов. - М.: ВАГРИУС, 2000. - 573 с. 63. "Москва-Петушки": Историко-литературный и актуальный контекст // Новое литературное обозрение. - 1999. - № 38. - С. 300 - 314. 64. Встань и иди // Slavica Hierosolymitana. - 1981. - № 5 - 6. - С. 387 - 398. 65. Гайсер-Шнитман С. Венедикт Ерофеев "Москва - Петушки", или "The Rest is Silence". - Берн, 1984. - 373 с. 66. Живолупова Н.В. Паломничество в Петушки, или проблема метафизического бунта в исповеди Венички Ерофеева // Человек. - 1992. - № 1. - С. 70 - 79. 67. Зорин А. Опознавательный знак // Театр. - 1991. - № 9. - С. 120 - 128. 68. Кавадеев А. Сокровенный Венедикт // Соло. - 1991. - № 8. - С. 34 - 42. 69. Касаткина Т. Философские камни в печени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.kirovsk.narod.ru. 70. Комароми А. Механизм и смысл противоиронии в поэме Вен. Ерофеева "Москва - Петушки" // Материалы Третьей международной конференции "Литературный текст: проблемы и методы исследования". - Тверь: изд-во Тверского ун-та, 2000. - С. 69 - 75. 71. Курицын В. Мы поедем с тобою на "А" и на "Ю" // Новое литературное обозрение. - 1992. - № 1. - С. 62 - 74. 72. Липовецкий М. Апофеоз частиц, или Диалоги с Хаосом // Знамя. - 1992. - № 8. - С. 45 - 53. 73. Липовецкий М. Русский постмодернизм (очерки исторической поэтики). - Екатеринбург: Уральский гос. пед. университет, 1998. - 317 с. 74. Муравьев B.C. Предисловие // Ерофеев В.В. Москва - Петушки. - М.: Интербук, 1990. - С. 3 - 15. 75. Несколько монологов о Венедикте Ерофееве // Театр. - 1991. - № 9. - С. 100 - 118. 76. Сказа А. Традиции Гоголя и Достоевского в поэме "Москва - Петушки" Вен. Ерофеева // Вестник МГУ. Сер. 9: Филология. 4. 1995. - С. 52 - 64. 77. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пос. - 3 изд-е, испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2001. - Разд. Карта постмодернистского маршрута: "Москва - Петушки" Вен. Ерофеева. - С. 145 - 183. 78. Смирнова Е. Венедикт Ерофеев глазами гоголеведа // Русская литература. - 1990. - № 3. - С. 23 - 29. 79. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. - М.: Изд-во Р. Элинина, 2000. - Разд. После карнавала, или Обаяние энтропии. Венедикт Ерофеев. - С. 254 - 274.
Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru