www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Факультет ненужных вещей" Ю. Домбровского: своеобразие конфликта и пути его разрешения


ID работы - 600337
литература (дипломная работа)
количество страниц - 63
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание:


Введение……………………………………………………………………..с.3
Глава 1. Развитие теории художественного конфликта в отечественном литературоведении
1.1. Соотношение "конфликта жизненного" и "конфликта художественного"…………………………………………………………..с.5
1.2. Взаимодействие конфликта с другими эстетическими категориями………………………………………….……………………..с.13
1.3. Типология конфликтно-антиномических отношений Ю. Борева….с.24
1.4. Теория двоемирия А. Коваленко…………….……………………….с.26
1.5. Развитие понятия "бесконфликтность"……..……………………….с.33
Глава 2. "Факультет ненужных вещей" Ю. Домбровского: своеобразие конфликта и пути его разрешения
2.1. Специфика развития конфликтной линии в романе………………...с.37
2.2. Двоемирие в романе…………………………………………………...с.42
2.3. Выявление антиномий в романе……………………………………..с.53
Заключение…………………………………………………………………с.60
Библиография………………………………………………………………с.63





ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Имя Юрия Домбровского (1909-1978) мало что говорит широкому кругу читателей. Так называемый "средний" читатель не виноват, не виноват в этом и Юрий Домбровский. Аргументом приведённому положению может являться тот факт, что когда в "Новом мире" появился его роман "Хранитель древностей" (1964 г.), ни один столичный журнал и ни одна газета не взялись печатать рецензию на него, и лишь "Сибирские огни" по своей отдаленности решились на это.
Широкий читатель привык к спискам, которые составляются для него еще со времен школы, имя же автора "Факультета ненужных вещей" в эти списки никогда не входило, даже в "Краткую литературную энциклопедию", в ее дополнительный том оно было внесено лишь за год до того, как Юрия Домбровского не стало. Меж тем это имя может составить гордость любой литературы.
Именно поэтому данная дипломная работа, предполагающая работу с произведением Ю. Домбровского, актуальна. Творчеству этого писателя посвящено ничтожно мало статей в периодических литературных, и практически нет специальных монографий.
К работе над вторым романом дилогии - "Факультетом ненужных вещей" (первый роман - "Хранитель древностей" - написан в 1939 г.) - Домбровский смог приступить лишь годы спустя, по независящим от него обстоятельствам. История этого романа в общих чертах схожа с историей публикации гроссмановской "Жизни и судьбы": начатый через четыре года после ареста романа Гроссмана, на закате "оттепели", "Факультет ненужных вещей" дописывался уже в годы засилья брежневско-сусловской реакции, дописывался без всякой надежды увидеть его опубликованным. Впервые роман был издан незадолго до смерти писателя, в 1978 году, в Париже, и лишь десять лет спустя - в 1988-м - на его родине.
Ю. Домбровский, как и его герой, выходил на свободу, но двери тюрьмы вновь закрывались за ним. Каким он был, когда его стерегли за тюремными стенами, и каким остался до конца своих дней, мы знаем теперь не по следовательским протоколам, которые если и сохранились, то вряд ли в ближайшие десятилетия сделаются доступны читателю, а по роману "Факультет ненужных вещей", где реет его непобедимый дух.
Цель данной дипломной работы - выявить специфику конфликта и художественные пути его разрешения в романе Ю. Домбровского "Факультет ненужных вещей".
В соответствии с поставленной целью формулируем задачи, которые предстоит решить:
1. Зафиксировать базовые положения развития теории художественного конфликта в литературоведении. При этом предполагается делать особый акцент на разграничении "конфликта жизненного" и "конфликта художественного"; на взаимодействии конфликта с другими эстетическими категориями; освещение точек зрения различных исследователей.
2. На основе работы с текстом показать своеобразие конфликта в романе Ю. Домбровского "Факультет ненужных вещей", зафиксировать ключевые оппозиции.
3. Обозначить пути разрешения конфликта в данном романе.
Дипломная работа состоит их двух глав: теоретической (раскрытие понятия "художественный конфликт") и практической (результаты работы с текстом романа Ю. Домбровского "Факультет ненужных вещей").

Глава 1. Развитие теории художественного конфликта в отечественном литературоведении

1.1. Соотношение "конфликта жизненного" и "конфликта художественного"

Отражение действительности в литературе представляет собой обобщенную картину человеческой жизни, имеющую эстетическое значение. Необходимость оценки меняющихся условий человеческой жизни, эстетических норм диктует разнообразные изобразительные возможности действительности, выраженные в конкретных образах и обстоятельствах. Эстетические требования - это есть не что иное, как оценки жизни, исторически сложившиеся в соответствии с эстетическими нормами. Искусство и литература может их выразить с предельной остротой, воспроизведя отрицательные стороны жизни, а может, наоборот, воссоздавать действительность в относительно условных образах в соответствии с данными эстетическими нормами. Поэтому воспроизводящее и воссоздающее начала в литературе, по мнению Л.Тимофеева, " ... выступают в разнообразных формах и соотношениях, сопутствуют отражению действительности. В отдельных исторически обусловленных случаях они могут и противостоять друг другу, но в этом нет принципиального противоречия. Воспроизведение жизни тем правдивее и перспективнее, тем ближе к тенденциям её развития ". (Тимофеев Л. Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика. - М., 1964. - С.ЗЗ.)
Так, Л. Тимофеев считает, что писатель, воспроизводя реальный жизненный процесс, конфликты, противоречия, получает возможность выразить своё отношение к ним, подчеркнуть то, к чему он стремится в жизни, и то, что в ней удовлетворяет, определить наиболее противоречивые и драматические отношения, сформулировать на основе этих коллизий оценку происходящего.
Следовательно, при осмыслении и анализе в художественных произведениях реальной жизненной ситуации с её противоречиями и конфликтами следует учитывать мировидение писателя, формирующее отношение его к ним. Это имеет немаловажное, а порой и принципиальное значение для исследования конфликта в прозе.
Л.Тимофеев отмечает, что "в литературном процессе всегда наблюдается то, что можно назвать интерференцией литературного развития - пересечение ноли; разработка тем и образов идет одновременно с появлением произведений, еще завершающих старые темы: молодые писатели обращаются к проблемам, которые, казалось бы. были уже поставлены их предшественниками". (Тимофеев Л. Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика. - М., 1964 г. - с. 33).
Повторяемость явлений литературы или как принято говорить "типологические схождения" в рамках литературного процесса одна из аксиом современной науки. Другая аксиома - это неповторимость и оригинальность, самобытность литературного процесса.
В этой связи А. Бушмин утверждает, что "неповторяемое и повторяющееся мы познаём только одно в связи с другим. Однако соотношение между сходствами и несходствами литератур различного исторического времени проблематично". (Бушмин А. О повторяемости в процессе развития литературы / Славянские литературы. - М.. 1978 г. - с.13). На наш взгляд, именно "неповторяемость" явлений в литературном процессе позволяет выделить существенное в осмыслении поставленной проблемы.
При изучении литературного процесса следует учитывать, как считает Г. Поспелов, историческое развитие общества; его философию. В доказательство этого он приводи мысль Г. Кельвинского в трактате "(X) уме": "Изменение в жанре романа вызываются переменами во вкусах данною народа, такого рода переменам всегда предшествовали некоторые изменения в форме правления, в правах, законах и положении народа". (Литературный процесс / Под ред. Г.Поспелова. - М., 1981 г. С.4.)
В этих выводах уже была намечена связь художественного творчества с изменяющимися общественными отношениями, следовательно, и творчество начало осознаваться в своей обусловленной исторической изменчивости - в процессе своего литературного развития. "Впервые философско-историческая мысль подошла к проблеме литературного процесса, хотя далека была от того, чтобы сформулировать проблему", - считает Г.Поспелов.
При изучении литературного процесса важно не только учитывать исторические и социальные особенности общества, но и правильно определить те типологические категории, которые могут использоваться как главные, основополагающие в осмыслении проблемы.
По мысли В. Ковского,"... понятие литературного конфликта заключает в себе одно из самых подвижных измерений литературного процесса, наиболее полно воплощающих динамику его связей с жизнью", (Ковский В. Литературный процесс 60-70-х годов. - М., 1983, - С.248), то есть категория конфликта непосредственно вытекает из идеи признания общественной, социальной и духовно-психологической содержательности литературы и искусства.
Доминирующие проблемы литературного процесса проясняются лишь в течение ряда лет, поскольку идеи, темы и образы ''стесняют друг друга". Общая тенденция литературного процесса улавливается всегда лишь в сопоставлении, что обусловливает основную методику ею исследования - сравнение литературного процесса 50-60-х годов с предыдущими десятилетиями, а рассмотрение основных особенностей и эволюции его развития - с последующими десятилетиями.
Жизненные обстоятельства не всегда противостоят человеку, по мысли А. Бочарова, но зачастую они помогают осуществить его замыслы и предназначение. Но в философском и эстетическом смысле любое развитие, любое движение совершается путем одоления тех или иных противодействующих сил, то есть ведет к конфликту.
Конфликт "противоборство характеров, идей, настроений в художественном произведении, в литературоведении употребляется термин "коллизия", имеющий широкое и специфически эстетическое значение. Коллизию образует противоречие между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее к основе действия литературного произведения".
Считается, что конфликт относится, прежде всего, к жизненному материалу, коллизия представляет конфликт в эстетически преобразованном виде.
Художественный конфликт ни в коей мере не сводится к форме отражения жизненных конфликтов, он является способом их познания специфическими средствами искусства. Многообразие конфликта в художественном произведении отражает многообразие и сложность познаваемой жизни.
А. Бочаров считает, что в искусстве все решает глубина мотивированность, разветвленность конфликта. Наибольший эстетический эффект производят конфликты неожиданные. Литературу советского периода отличали конфликт большою социального звучания, в которых личность оказывались на перекрестке коренных жизненных судеб с революционными преобразованиями, с колхозным строительством, с тяготами войны и послевоенной жизни. Характер неотрывен от обстоятельств, немыслим вне их, характеры лишаются своей активной энергии вне конфликта. Нет сомнения, что исторически и социально крупные конфликты особенно значимы для познания закономерностей жизни и для осмысления их как эстетической категории.
Известно, что Гегель в "Эстетике" глубоко и всесторонне проанализировал сущность конфликта в литературе и искусстве, его возникновение, развитие, различные формы его проявления, подчеркивая, что "внешние и внутренние определенные обстоятельства, состояния и отношения превращаются в ситуацию только через душевное переживание, через страсть, которая подхватывает их, и в которой они сохраняются ". ( Гегель. Собр. соч. Т.12. - М, 1958.- С.221).
Гегель указывал на то, что сущность конфликта и формы его проявления в произведениях искусства могут меняться.
Характеры и конфликты на разных этапах искусства претерпевают эволюцию. Сравнивая античную драматургию с драматургией новейшего времени, Гегель замечал, что в античной драме не предоставляется исключительное место разнообразным описаниям внутреннего чувства и своеобразного характера, интерес сводится к "борьбе индивидов", но зато главное внимание сосредоточено на "простой борьбе и развязке существенных жизненных сил и богов'". Далее Гегель усиливает контрастность, он пишет: "Наоборот, в современной поэзии преимущественным сюжетом является личная страсть: поэтический интерес лежит в величии характеров, которые обнаруживают безусловное богатство души как реальную силу-... Тем самым получают здесь свою законную силу многообразие и полнота действующих характеров". (Гегель. Собр. соч. Т. 12. - М., 1958. С.372)
Полагая, что характеры есть главный предмет драматической поэзии, Гегель подводит нас к выводу о том, что источником драматизма произведений искусства являются "преисполненные конфликтами действующие индивиды" и что "конфликт, которому внешние предпосылки дают повод, по существу коренится в характере".
Гегель также указывал, что воспроизведение драматического действия в произведении искусства, его конфликта несводимо к борьбе персонажей друг с другом, "а безоговорочно коренится в обстоятельствах, страстях и характерах, входящих в коллизию".
Игнорирование диалектической сложности художественного конфликта в нерасторжимом единстве внешнего и внутреннего, общего и индивидуального неизбежно приводит к схематизму и односторонности.
Мы считаем, что в любом произведении искусства конфликты могут проявляться по-разному, они могут быть внешние, открытые, воплощаемые в драматической борьбе характеров, внутренние, скрытые, сопряженные с нравственными коллизиями, сферой проявления которых являются психологические глубины человеческих характеров. В каждом конкретном случае форма конфликта определяется характером социальных противоречий, отражаемых в произведении, и идейно-художественным замыслом. Драматический конфликт в произведениях




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Библиография:

1. Бочаров А. Сквозь призму поликонфликтности // Вопросы литературы. -1974. - № 5.
2. Бушмин А. О повторяемости в процессе развития литературы / Славянские литературы. - М.. 1978.
3. Гегель. Собр. соч. Т.12. - М, 1958.
4. Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974 .
5. Горбунова Е. Идеи. Конфликты. Характеры. - М., 1960.
6. Долгов А. Типология конфликта в советском историческом романе 60-70-х годов /Автореферат дисс...канд. фил. наук. - М., 1984.
7. Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. Роман. - М., 1989.
8. Жовтис А. Вопреки судьбе и эпохе // Нева. - 1990. - № 1.
9. Золотусский Палачи и герои // Золотусский И.И. Крушение абстракций. - М., 1989.
10. Коваленко А.Г. Художественный конфликт в русской литературе XX века (структура и поэтика). Автореф. дис. ..доктора фил. наук. - М.. 1999.
11. Ковский В. Литературный процесс 60-70-х годов. - М., 1983.
12. Карякин А. Драма как эстетическая проблема. - М . 1971.
13. Лейдерман М.Н., Липовецкий Современная русская литература. - М., 1990.
14. Литературный процесс / Под ред. Г.Поспелова. - М., 1981 .
15. Манн Ю. О движущейся типологии конфликтов // Вопросы литературы. - 1971. - № 10.
16. Манн Ю. Поэтика русского романтизма. - М., 1976 г.
17. Пискунова С., Пискунов В. Эстетика свободы // Звезда. - 1992. - № 1.
18. Погрибный А. Проблема художественного конфликта в теории и практике современной литературы. - Киев, 1982.
19. Погрибный А. Художественный конфликт в развитии современной прозы. - Киев, 1981.
20. Поспелов Г. Теория литературы. - М., 1978 .
21. Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. - М.. 1972 .
22. Поспелов Г. Эстетическое и художественное - М., 1965.
23. Тимофеев Л. Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика. - М., 1964.
24. Храпченко М. Собр. Соч. в 4-х т. Т.4. Типологическое изучение литературы. - М, 1981.
25. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М 1978.
26. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгейских литературах. - Тбилиси, 1978.



Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru