www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Библейский контекст романа "Братья Карамазовы" 241


ID работы - 682354
литература (курсовая работа)
количество страниц - 49
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение
Характеристика мировоззрения Достоевского
Основные приемы включения Библии в художественную ткань итогового произведения Достоевского




ВВЕДЕНИЕ:



Обращение к теме "Библия в системе поэтики романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы" не случайно и вызвано рядом обстоятельств. Прежде всего, этот вопрос сравнительно мало изучен в отечественной критике и литературоведении. Большинство исследователей занимал идейный диалог Библии и последнего романа писателя. Преходящая острота этой проблематики зачастую заслоняла глубинные и устойчивые структурные моменты его художественного видения. Часто (в особенности применительно к "Карамазовым") почти вовсе забывали, что Достоевский прежде всего художник (правда, особого типа), а не философ и не публицист.
Специальное изучение включения библейского пласта в художественную ткань "Братьев Карамазовых" остается актуальной задачей отечественной науки. Пока у нас не вышло ни одной монографии, целиком посвященной этому вопросу. Статьи, особенно активно появляющиеся в последнее время и дающие обильную пищу для дискуссий, исследуют отдельные аспекты этой темы и не дают представления о целостном решении вопроса.
Данная работа также не претендует на полноту анализа обозначенной проблемы. Непосредственной задачей ее является сравнительно-сопоставительный анализ изобразительных средств, организующих библейское повествование и поэтическую систему "Братьев Карамазовых" Достоевского. Речь идет не об изучении какой-то "чистой" формы, а об изучении "сцепления мыслей", по выражению Л. Н. Толстого.
"Сцепление мыслей", иными словами, система идей художника не может быть раскрыта без проникновения в художественную форму его произведений. В художественной форме, понимаемой как выражение идеи, заключаются такие оттенки мыслей, которые нельзя уловить путем выявления прямо высказанных авторских суждений. С этой точки зрения, изучая форму, мы постигаем последнюю тайну содержания.
В особенности это можно отнести к Достоевскому - художнику острейших и глубочайших идей. Форма его произведений - выражение гигантского идейного содержания, сопоставимого по своей значимости, наверное, только с миром Священного Писания.
Цель предлагаемого исследования заключается в том, чтобы путем анализа внутренней формы последнего романа писателя раскрыть его глубинный концептуальный уровень. Непосредственными задачами данной работы являются: во-первых, выявление и описание библейских включений в художественный мир "Карамазовых" - отдельных образов, мотивов, сюжетов, композиционных приемов и некоторых других структурных элементов произведения; во-вторых, изучение их функций, их формально-содержательного значения. При этом мы все время исходим из утверждения, что Библия и христианский миф выступают в качестве одного из архетипов романа Достоевского "Братья Карамазовы", определяя его особенности как в области содержания, так и в области формы.
1. Впервые мысль о связи и взаимодействии последнего романа писателя и Библии высказали русские философы в конце XIX - начале ХХ века. В своих работах они дали анализ идейных перекличек библейского мироучения и романного мышления художника, указали на общность понимания "конечных" вопросов мироустройства в Библии и "Братьях Карамазовых". Через обращение к сюжетам и образам произведения Достоевского они шли к созданию часто весьма субъективных философских концепций религиозно-нравственного мировоззрения писателя.
Исследования этих ученых и мыслителей многое дают для понимания особенностей мировоззрения позднего Достоевского, его религиозных и этических поисков, отразившихся в полной мере в его последнем романе. Однако чисто формальные, структурные моменты романа "Братья Карамазовы" в свете библейской традиции затронуты в этих работах лишь косвенным образом. Библейское мироучение, по мысли русских философов, выступает у Достоевского в качестве первоосновы идеи, является прежде всего отправной точкой в размышлениях героев и писателя и одновременно - высшим нравственным критерием в этих духовных поисках.
Впервые наблюдения над художественной формой последнего романа Достоевского в связи с включением в его поэтическую систему особого библейского пласта повествования находим у Вячеслава Иванова. Критик выводит новый принцип организации романа Достоевского и утверждает, что последний наследует христианскую традицию: утвердить чужое сознание как полноправный субъект, а не как объект. Однако конкретных форм и способов воплощения этого принципа видения мира у Достоевского в его последнем романе ученый не дал.
Эту работу продолжил Л. Гроссман (Поэтика Достоевского - М., 1925). Основную особенность поэтики писателя Л. Гроссман усматривает в соединении разнороднейших и несовместимейших элементов в единстве романной конструкции. Среди главных источников формально-содержательного своеобразия романов Достоевского он указывает Библию и житийную литературу.
Отказываясь от монологического понимания устройства мира писателя, эти мысли Гроссмана развивает М. Бахтин (Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1929). Называя произведения писателя полифоническими, ученый тем самым обозначает существеннейший принцип их организации, родственный по своей природе поэтике и этике Св. Писания. Более того, он выводит это родство из истории жанра романа. Бахтин возводит "диалогический" роман Достоевского к античным жанрам "сократовского диалога" и "мениппеи". При этом он отмечает, что древнехристианская литература (Евангелия, Послания Апостолов и Деяния, Апокалипсис) "проникнута элементами мениппеи и карнавализации". Достоевский наследует "архаику" жанра романа через мир Библии и христианского мифа. В своей работе Бахтин конкретизирует этот принцип художественного видения писателя, анализируя, в том числе, и структуру его последнего произведения. В дальнейшем вопросы поэтики Достоевского в советском литературоведении долгое время не могли быть рассмотрены в силу известных исторических условий, когда само имя писателя пытались искоренить из памяти людей, объявляя художника "буржуазным" и "реакционным". В особенности эти идеологические обвинения обрушивались на Достоевского в связи с "Карамазовыми", где религиозно-мифологическое начало имеет большое значение в выражении ведущей идеи произведения.
Некоторые попытки вновь вернуться к теме библейского в системе поэтики Достоевского наблюдаются в отечественной науке лишь в конце 50-х годов. Например, в статье А. А. Белкина "Братья Карамазовы" (социально-философская проблематика) содержится ряд интересных замечаний о поэтике последнего романа в связи с определением понятия "реализма в высшем смысле", а философское содержание произведения возводится к этическим нормам христианства.
Период "оттепели" позволил советским литературоведам вновь обратиться к исследованию художественных особенностей романов Достоевского, их сюжетно-композиционных, стилевых и образных средств. В числе прочих изучаются и некоторые библейские включения в художественную ткань повествования произведений писателя.
1. В конце 1960-х гг. появляется ряд работ отечественных ученых, обращающихся к некоторым вопросам архитектоники произведений позднего Достоевского, рассматривающих их отдельные структурные элементы в свете бахтинской традиции.
Между тем в советском литературоведении складывается позиция, противоположная бахтинской в определении художественных особенностей поздних романов Достоевского. Наиболее последовательно этой точки зрения придерживается В. Ветловская в статьях "Некоторые особенности повествовательной манеры в "Братьях Карамазовых" и "Символика чисел в "Братьях Карамазовых". Исследовательница отрицает бахтинский принцип полифонизма Достоевского, тем самым утрачивает смысл тезис о единстве организации романа и древнего жанра "мениппеи", среди образцов которой Бахтин приводит и произведения раннехристианской канонической и апокрифической литературы.
В 1970-е годы, которые характеризуются некоторым повышением интереса к последнему роману Достоевского, в научной печати появляются работы советских литературоведов, изучающих как идейно-содержательные, так и формальные особенности "Карамазовых", в том числе и в свете библейских аналогий:
Среди прочих особенно интересной и полезной для нас является статья Г. Егоренковой "Поэтика сюжетной ауры в романе "Братья Карамазовы", разрабатывающая множественность сюжетных планов романа и способы их взаимодействия.
Целый ряд работ, посвященных проблемам анализа системы изобразительно-выразительных средств в "Братьях Карамазовых" и идейно-тематического содержания романа, которое обуславливает выбор именно этих средств, появляется в серии "Достоевский. Материалы и исследования", выходящей с 1972 г.
Ряд положений этих работ в качестве теоретических обобщений были использованы при написании данного исследования. Помимо этого в работе использован ряд общих положений, почерпнутых в монографиях, посвященных вопросам структурно-семантической организации романов Достоевского, выявлению особенностей его художественного видения.
Наследуя бахтинские традиции в понимании структурной организации художественных полотен Достоевского, авторы этих монографий исследуют отдельные соотносимые с текстом Библии сюжеты, мотивы, образы последнего романа писателя. Они подчеркивают лишь некоторые детали жанрово-композиционного и типологического родства текстов, которые разделяют тысячелетия.
Наиболее существенное значение для нас имеют в этом смысле работы Г. Померанца (Открытость бездне. Встречи с Достоевским. - М., 1990) и сборник статей уральских ученых (Творчество Достоевского: искусство синтеза. - Екатеринбург, 1991), где тема "библейское в системе романа Достоевского "Братья Карамазовы" раскрывается наиболее полно и последовательно. Литературоведов интересуют конкретные формы и способы включения библейских образов, мотивов, сюжетов, в образный строй "Карамазовых", в речь персонажей, в сюжеты и отдельные эпизоды, в цветовую гамму романа и т. п.
Принимая многие основополагающие принципы этих работ, мы не можем, однако, не заметить, что некоторые из них в западном литературоведении уже давно общеизвестны. В то время как отечественная наука не имела возможности обращаться к творчеству Достоевского и объективно без партийно-идеологических шаблонов оценивать его творения, западные ученые активно исследовали произведения писателя, их формально-содержательные особенности, в том числе и в свете библейской традиции.
Из рецензий Е. Смирновой на работы Р. Л. Джексона (Dostoevsky's Quest for Form/ A Study of His Philosophy of Art. - Нью-Хавен - Лондон, 1966); Р. Бэлнапа ("Структура "Братьев Карамазовых". - Илинойс, 1967) и Д. Томпсон ("Братья Карамазовы и поэтика памяти". - Кембридж, 1991) явствует, что американские ученые вплотную изучают внутреннюю форму последнего романа Достоевского, обращаются к прямым и скрытым перекличкам произведения с библейскими мотивами, поучениями, притчами в свете общекультурной традиции.
Среди опубликованных у нас работ западных ученых, затрагивающих тему воплощения библейского мироучения и образности в "Карамазовых", назовем статьи Богдана Урбанковского ("Гуманизм трагический", "Иисус Достоевского"), Р. Л. Джексона ("Вынесение приговора Федору Павловичу Карамазову"// Достоевский. Материалы и исследования. - Л., 1976. Т. 2; "Проблема веры и добродетели в "Братьях Карамазовых"// Достоевский. Материалы и исследования. - Л., 1991. Т. 9), Ж. Катто ("Пространство и время в романах Достоевского"// Достоевский. Материалы и исследования. - Л., 1978. Т. 4).
Эти работы важны для нас в том плане, что поднимают конкретные вопросы в анализе библейских включений в художественную структуру романа Достоевского. Так, Р. Л. Джексон утверждает вселенскую природу зла, которое несет Федор Павлович Карамазов и библейский принцип возмездия, постигающего героя. Ж. Катто, изучая хронотоп произведений писателя, особо выделяет и рассматривает аллегорический план действия, часто сводимый к библейскому. Для Урбанковского наиболее важным является утверждение о внутренней противоречивости, разорванности, многоплановости мира Достоевского и выделение трех самостоятельных субстанций жизни в том мире, стремящихся к единству. В его концепции чувствуется заметное влияние взглядов М. Бахтина.
Таким образом, разрабатывая тему "Библия в системе поэтики романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы", мы опирались на предшествующий опыт изучения этой проблемы в отечественном литературоведении и, отчасти, - в западном.
Одновременно в исследовании производился сравнительный анализ текстов Священного Писания и романа "Братья Карамазовы" с привлечением богословско-энциклопедической литературы. На его основе выделялись и систематизировались отдельные приемы и способы включения Библии в художественную ткань произведения, давалось их описание, определялись функции и значение приемов в раскрытии идейной концепции романа.
Вводимые нами в процессе анализа термины иногда имеют лишь рабочее значение. Смысл их, мы надеемся, будет достаточно ясен из контекста. Их задача - не завершать анализ, а помогать его правильному развитию и углублению.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. - Л.: Наука, 1976. Т. 14. 510 с.
2. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. - Л.: Наука, 1976. Т. 15. 623 с.
3. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. - Л.: Наука, 1983. Т. 30. 455 с.
4. Достоевский Ф. М. Возвращение человека. - М.: Сов. Россия, 1989. 558 с.
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М. 1217 с.
6. Библейская энциклопедия: в 2 т. - М.: NB-press-Центурион-АПС, 1991. Т. 1. 496 с.
7. Библейская энциклопедия: в 2 т. - М.: NB-press-Центурион-АПС, 1991. Т. 2. 400 с.
8. Новая толковая Библия: в 12 т. - Л.: Искусство, 1991. Т. 1. 395 с.
9. Христианство. Словарь. - М.: Республика, 1994. 557 с.
10. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Наука, 1977. 320 с.
11. Антонович М. Мистико-аскетический роман// Антонович М. Литературно-критические статьи. - М. - Л.: Гослитиздат, 1961. С. 51 - 72.
12. Ауэрбах Э. Мимесис. - М.: Прогресс, 1976. 556 с.
13. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Сов. писатель, 1963. 363 с.
14. Белик А. Художественные образы Ф. М. Достоевского. Эстетические очерки. - М.: Наука, 1974. 224 с.
15. Белкин А. "Братья Карамазовы" (социально-философская проблематика)// Творчество Достоевского. Сборник статей/ Под ред. Г. Фридлендера. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 265 - 292.
16. Белопольский В. Достоевский и философская мысль его эпохи: концепция человека. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1987. 206 с.
17. Белопольский В. Достоевский и Шиллинг// Достоевский: Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1988. Т. 8. С. 39 - 52.
18. Белый А. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. - М.: Книга,1990. С. 143 - 164.
19. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского// Бердяев Н. О русских классиках. - М.: Высш. шк., 1993. С. 36 - 160.
20. Борисова В. Синтетизм религиозно-мифологического подтекста в творчестве Ф. М. Достоевского (Библия и Коран)// Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Сборник статей/ Под общ. ред. Г. Щенникова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. С. 63 - 89.
21. Буданова Н. Достоевский о Христе и истине// Достоевский: Материалы и исследования. - СПб: Наука, 1992. Т. 10. С. 21 - 30.
22. Ветловская В. Поэтика романа "Братья Карамазовы". - Л.: Наука, 1977. 199 с.
23. Ветловская В. Некоторые особенности повествовательной манеры в "Братьях Карамазовых"// Русская литература. 1967. № 4. С. 67 - 79.
24. Ветловская В. Символика чисел в "Братьях Карамазовых"// Древнерусская литература и ее традиции в русской литературе XVIII - XIX вв. - Л.: Наука, 1991. С. 32 - 57.
25. Ветловская В. Pater Seraphicus// Достоевский: Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1983. Т. 5. С. 163 - 179.
26. Виноградов И. Горнило сомнений// Наука и религия. 1971. № 11. С. 54 - 60.
27. Вяземский Ю. Письмо Ивану Карамазову// Литературная учеба. 1994. № 1. С. 114 - 140.
28. Гессен С. Трагедия добра в "Братьях Карамазовых"// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. - М.: Книга, 1990. С. 352 - 374.
29. Голосовкер Я. Достоевский и Кант. Размышления читателя над романом "Братья Карамазовы" и трактатом Канта "Критика чистого разума". - М.: Изд-во АН СССР, 1963. 102 с.
30. Гроссман Л. Ф. М. Достоевский. - М.: Молодая гвардия, 1965. 605 с.
31. Гус М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. - М.: Худож. лит., 1971. 592 с.
32. Джексон Р. Л. Вынесение приговора Федору Павловичу Карамазову // Достоевский: Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1976. Т. 2. С. 137 - 144.
33. Джексон Р. Л. Проблема веры и добродетели в "Братьях Карамазовых" // Достоевский: Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1991. Т. 9. С. 124 - 132.
34. Днепров В. Проблемы реализма. - Л.: Сов. писатель, 1961. 371 с.
35. Долинин А. Последние романы Достоевского. Как создавались "Подросток" и "Братья Карамазовы". - М. - Л.: Сов. писатель, 1963. 344 с.
36. Достоевский: художник и мыслитель. Сборник статей/ Отв. ред. К. Ломунов. - М.: Худож. лит., 1972. 687 с.
37. Егоренкова Г. Поэтика сюжетной ауры в романе "Братья Карамазовы" // Филологические науки. 1971. № 5. С. 27 - 40.
38. Ермакова М. Место "Легенды о Великом Инквизиторе" в композиции романа "Братья Карамазовы"// Проблемы метода, стиля, направления в изучении и преподавании художественной литературы. Материалы докладов научно- теоретической и методической конференции/ Под ред. Ревякина А. - М.: Изд-во МГУ, 1969. С. 25 - 30.
39. Ефимова Н. Мотив библейского Иова в "Братьях Карамазовых" // Достоевский: Материалы и исследования. - СПб.: Наука, 1994. Т. 11. С. 122 - 132.
40. Жилякова Э. Синтез эпического и драматического начал в творчестве Ф. М. Достоевского// Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Сборник статей/ Под общ. ред. Щенникова Г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. С. 182 - 204.
41. Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. - М.: Книга, 1990. С. 164 - 193.
42. Кантор В. Эстетика Достоевского и кризис религиозного сознания в России// Наука и религия. 1971. № 9. С. 52 - 59.
43. Кантор Р. "Братья Карамазовы" Достоевского. - М.: Худож. лит., 1983. 192 с.
44. Карсавин Л. Федор Павлович Карамазов как идеолог любви// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. - М.: Книга, 1990. С. 264 - 278.
45. Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского// Достоевский: Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1978. Т. 3. С. 41 - 54.
46. Кирпотин В. Мир Достоевского. Статьи. Исследования. - М.: Сов. писатель, 1983. 471 с.
47. Клейман Р. Сквозные мотивы творчества Достоевского. - Кишинев: Штиинца, 1985. 201 с.
48. Кудрявцев Ю. Бунт или религия. (О мировоззрении Ф.М. Достоевского). - М.: Изд-во МГУ, 1969. 171 с.
49. Кудрявцев Ю. Три круга Достоевского: Событийное. Временное. Вечное. - М.: Изд-во МГУ, 1991. 400 с.
50. Куплевацкая Л. Символика хронотопа и духовное движение героев в романе "Братья Карамазовы"// Достоевский: Материалы и исследования. - СПб.: Наука, 1992. Т. 10. С. 90 - 101.
51. Латынина А. В поисках жизни духовной// Наука и религия. 1971. № 11. С. 43 - 47.
52. Латынина А. Мир Достоевского// Юность. 1971. № 11. С. 77 - 81.
53. Левина Л. "Новый Иов" в творчестве Ф.М. Достоевского и в русской культуре XX века// Достоевский: Материалы и исследования. - СПб.: Наука, 1994. Т.11. С. 204 - 221.
54. Леонтьев К. О всемирной любви, по поводу речи Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. - М.: Книга, 1990. С. 9 - 32.
55. Лихачев Д. Летописное время у Достоевского// Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Наука, 1967. С. 305 - 318.
56. Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения// Вопросы литературы. 1968. № 8, С. 18 - 24.
57. Лихачев Д. В поисках выражения реального// Вопросы литературы. 1971. № 11. С. 74 - 88.
58. Лосский Н. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994. 431 с.
59. Мень А. Библия и русская литература// Наука и религия. 1994. № 2. С. 16 - 17.
60. Мережковский Д. Пророк русской революции// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. - М.: Книга, 1990. С. 86 - 119.
61. Мережковский Д. Избранное. - Кишинев: Лит. артистика, 1989. 542 с.
62. Михнюкевич В. Духовные стихи в системе поэтики Достоевского// Достоевский: Материалы и исследования. - СПб.: Наука, 1992. Т. 10. С. 77 - 90.
63. Назиров Р. Проблема художественности Достоевского// Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Сборник статей/ Под общ. ред. Щенникова Г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. С. 125 - 157.
64. Одиноков В. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского. - Новосибирск: Наука, 1981. 145 с.
65. Переверзев В. Творчество Достоевского// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. - М.: Книга, 1990. С. 278 - 294.
66. Померанц Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. - М.: Сов. писатель, 1990. 382 с.
67. Пономарева Г. Житийный круг Ивана Карамазова// Достоевский: Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1991. Т. 9. С. 144 - 167.
68. Пруцков Н. Достоевский и христианский социализм. - В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1974. Т. 1. С. 58 - 83.
69. Розанов В. О Достоевском. (Отрывок из биографии, приложенной к Собр. соч. Достоевского)// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. - М.: Книга, 1990. С. 67 - 74.
70. Розанов В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях / Под общ. ред. Николюкина А. - М.: Республика, 1995. 773 с.
71. Селезнев Ю. В мире Достоевского. - М.: Сов. писатель, 1980. 376 с.
72. Семенов Е. К вопросу о месте главы "Бунт" в романе "Братья Карамазовы"// Достоевский: Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1976. Т. 2. С. 130 - 137.
73. Смирнова Е. Философия искусства у Достоевского// Вопросы литературы. 1968. № 10. С. 218 - 222.
74. Смирнова Е. Структура "Братьев Карамазовых"// Вопросы литературы. 1970. № 5. С. 220 - 224.
75. Соловьев В. Три речи в память Достоевского// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. - М.: Книга, 1990. С. 32 - 59.
76. Соина О. Исповедь как наказание в романе "Братья Карамазовы"// Достоевский: Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1985. Т. 6. С. 129 - 137.
77. Степун Ф. Миросозерцание Достоевского// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. - М.: Книга, 1990. С. 332 - 352.
78. Тихомиров Н. О "христологии" Достоевского// Достоевский: Материалы и исследования. - СПб.: Наука, 1994. Т. 11. С. 102 - 122.
79. Туниманов В. Новая книга о романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы"// Русская литература. 1994. № 1. С. 121 - 124.
80. Урбанковский Б. Гуманизм трагический. Иисус Достоевского// Наука и религия. 1971. № 9. С. 63 - 64.
81. Флоренский П. Из автобиографических воспоминаний// Вопросы литературы. 1988. № 1. С. 146 - 177.
82. Флоровский Г. Религиозные темы Достоевского// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. - М.: Книга, 1990, С. 386 - 391.
83. Франк С. Достоевский и кризис гуманизма// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. - М.: Книга, 1990. С. 391 - 398.
84. Фридлендер Г. Достоевский и Вяч. Иванов// Достоевский: Материалы и исследования. - СПб.: Наука, 1994. Т. 11. С. 132 - 145.
85. Храпченко М. Сюжет и творческий метод// Русско-европейские литературные связи. Сборник статей. - М. - Л.: Гослитиздат, 1966. С. 22 - 28.
86. Чирков Н. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. - М.: Наука, 1967. 303 с.
87. Шестов Л. О "перерождении убеждений" у Достоевского// Русская литература. 1991. № 3. С. 16 - 21.
88. Щенников Г. Художественное мышление Ф. М. Достоевского. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978. 175 с.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru