Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Традиции православной музыкальной культуры ID работы - 616833 культурология (контрольная работа) количество страниц - 14 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение Музыка православного богослужения является неотъемлемой составной частью религиозно-духовной культуры русского народа. Более тысячи лет история нашего отечества неразделимо связана с православием – основанием русской культуры и мировоззрения русского человека. В последние десятилетия принято говорить о религиозном возрождении в нашей стране. Об этом свидетельствуют такие факты, как восстановление и строительство культовых православных сооружений, увеличение количества верующих не только среди представителей среднего и старшего поколений, но и среди молодежи. В этом, в частности, проявляется возрастающая роль Русской Православной Церкви в культурной и социальной жизни современной России. Широкомасштабные процессы возрождения православной традиции при более глубоком анализе свидетельствуют о наличии в культуре более глубинных и системно значимых факторов ее самосохранения. Воссоздание целостной историко-культурной панорамы развития певческой культуры в православии при наличии каноничности православного богослужебного пения помогает раскрыть действие таких культурных феноменов, как сохранение идентичности и обеспечение преемственности традиций. Таким образом, изменения, происходящие в духовной жизни, позволяют выявить роль православного певческого искусства как одного из механизмов национальной и культурной идентификации в исторической ретроспективе и на современном этапе, а также проследить тенденции развития православной культуры в целом. Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического обобщения и целостного анализа процессов сохранения и возрождения православной певческой традиции в контексте осмысления изменений современной культуры. Традиции православной музыкальной культуры Вопросы веры и религии, культуры взаимоотношений церкви и государства, роли церкви в социокультурной жизни всегда были в центре внимания русских мыслителей, чьи работы являются значимой частью отечественного и мирового классического наследия. Теоретические основы собственно национальной духовной культуры были заложены славянофилами: К.С. Аксаковым, И.В. Киреевским, Ю.Ф. Самариным, А.С. Хомяковым и др. Музыка как неотъемлемая составляющая православного богослужения привлекала внимание философов Византии в лице Афанасия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста. Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также её результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием православной христианской религии. Ключевыми категориями православной культуры являются духовность, вера, соборность и софийность. Н.А. Бердяев определял духовность как «высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке», подчеркивая, что «человеческое должно господствовать над природным». Среди истоков духовности И.А. Ильин называл чувство стыда, чувство долга, порывы совести, любовь, потребность в красоте и сострадании, а в качестве наиболее важных и вечных духовных основ человека – веру и любовь. Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя именно для них она наполнена особым значением. Являясь воплощением духовности, музыка православного богослужения связывается с пониманием человеком жизненных ценностей, смысла жизни. В неразделимости религиозного и эстетического переживания источником вдохновения для православного человека является вера. В мистическом понимании вера приобретает эстетический характер, так как религиозное созерцание по своей сущности – это творческое отношение к миру. Создание Града Небесного осуществляется по законам красоты и совершенства. Для русской религиозно-идеалистической философии вера является таким созерцанием действительности, которое обладает конкретным, живым началом. Мистическая по форме, она направляет человеческий дух на познание не призрачного бытия, а действительной жизни. С эстетическим сознанием связана религиозная идея соборности, носящая принципиально внеличностный и вневременной характер. Сознание собора – это достижение в процессе литургической жизни родственными по духу людьми духовного единства как друг с другом, так и с более высокими духовными уровнями, в идеале – с Богом, при котором полностью сохраняется и даже усиливается неповторимое личностное сознание каждого из индивидов, образующих собор. Соборное сознание в православном понимании – это результат коллективного духовного совершенствования членов Церкви, получающих, по их убеждению, в таинстве богослужения благодатную помощь свыше. Соборность – это не внешнее, видимое, а внутреннее, постоянное единство, ведущее ко всеобщему братству, единению с Богом, который есть Абсолютная Истина, Абсолютная Красота, Абсолютное Добро, Абсолютная Справедливость и т.д. Идея соборности в своем чистом виде нашла отражение в трудах представителей славянофильского направления, стала одним из источников «философии всеединства» В.С. Соловьева, что, в свою очередь повлияло, в частности, на взгляды Н.А. Бердяева. Идея соборности находит претворение в творчестве Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока и других авторов. А.С. Хомяков, один из основоположников славянофильства, видел в соборности важнейшее условие сохранения жизнеспособности России. По его мнению, Соборно ВВЕДЕНИЕ: СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список используемой литературы 1. Аверинцев С.С. Красота как святость // Курьер ЮНЕСКО, 1988, июль. 2. Аристарх Станкевич, архимандрит. Троице-Сергиева Лавра и русская культура // Богословские труды. Сб. 29. — М.: Изд. Московской Патриархии, 1989. 3. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. IX—XVII века. — М.: Мысль, 1992. 4. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. — М.: Искусство, 1993. 5. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. 10—11 классы: Учебник для учащихся гуманитарных школ, лицеев, гимназий. — М.: Дрофа, 1998. 6. Зеньковский В.В., прот. Основы христианской философии.- М.: Канон, 1996. 7. Лихачев Д.С. Русская культура. сб. статей. — М.: Искусство. — 2000 8. Никитин, В.А. Основы Православной культуры.- М.: Просветитель, 2001. 9. Православная культура России: учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. — Новосибирск, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1992. 10. Философия русского религиозного искусства. XVI—XX вв.: Антология. / Сост., общ. ред. и пред. Н.К. Гаврюшина. Вып. 1. — М.: Прогресс, Культура. Сер. «Сокровищница русской религиозно-философской мысли». — 1993. 11. Флоренский П.А., священник. Культ, религия и культура: Религиозно-философская лекция (май 1918 года) // Богословские труды. Сб. 17. — М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. 12. Христианство и культура: Сборник докладов VII Международных Образовательных Рождественских Чтений: «Рождественские Чтения—99». — М.: Изд. Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999. 13. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI—XVII века / Под ред. В.В. Бычкова. — М.: Ладомир, 1996. 14. Флоренский П.А. Иконостас //Богословские труды. – М., 1972. - Т.9. – С.109 http://www.rusk.ru/st.php?idar=110230 Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru