www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Содержание и значение алхимии для средневековой культуры


ID работы - 614577
культурология (контрольная работа)
количество страниц - 19
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Содержание и значение алхимии для средневековой культуры 4
Заключение 19
Список литературы 20




ВВЕДЕНИЕ:




Введение
Алхимия считается древней и высшей оккультной наукой, – рассказывает Надежда Владимировна. – До сих пор многие её тайны известны лишь посвящённым. Алхимия считается даже запретной: с точки зрения церковных догм пытаться овладеть силами реальности нельзя – это грех, магия, колдовство. Только не надо думать, что наши студенты корпят над колбочками и ретортами в тёмных комнатах. Мы изучаем философские аспекты алхимии.
Что же такое алхимия и как она связана с современностью? Существует множество определений алхимии. Известный психоаналитик Карл Густав Юнг, всерьёз интересовавшийся алхимией, говорил, что любое объяснение этой науки обусловлено своим временем.
Алхимия зародилась в Египте и по имени своего основоположника Гермеса Трисмегита названа герметическим искусством. Впрочем, у слова герметический есть и второе значение – «закрытый», что для алхимии очень актуально. Ведь не зря алхимические трактаты полны символики, недоступной простому смертному. Да и что бы случилось, если каждый на земле мог изготавливать золото и жить вечно?
Выбранная мною тема «Содержание и значение алхимии для средневековой культуры», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть содержание и значение алхимии для средневековой культуры.
Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы.



Содержание и значение алхимии для средневековой культуры
Своего расцвета алхимия достигла в средневековье. Немногочисленные превращения на публике неблагородных металлов в золото привлекли всеобщее внимание. Жажда золота охватила весь мир. Тайные алхимические лаборатории имели князья и короли, медики и даже монахи. Но к XVIII веку алхимия пришла в упадок. К тому времени многие адепты-неудачники были повешены на виселицах из железа, которое они не смогли превратить в золото. Другие были разорены содержанием дорогих лабораторий, третьи – посажены в тюрьму за несдержанные обещания.
Но именно на закате алхимии появился самый загадочный и знаменитый представитель алхимии – граф Сен-Жермен, по многочисленным историческим свидетельствам, дошедшим до нашего времени, владеющий если и не тайной бессмертия, то эликсиром молодости. В мемуарах маркизы де Помпадур, лично знавшей Сен-Жермена, описывается встреча этого загадочного человека с графиней де Жержи. Графиня приняла Сен-Жермена за сына человека, в которого когда-то была влюблена. Она не могла поверить, что перед ней тот же самый граф: как и полвека назад он выглядел сорокапятилетним, хотя по её подсчётам, ему должно быть уже около ста лет. Но самое интересное, что сама графиня после встречи с Сен-Жерменом перестала стариться и была прозвана «вечной старой графиней». Потом она всё-таки умерла, но долгое время при дворе Людовика XV ходили слухи о том, что Сен-Жермен поделился с графиней своим эликсиром. Просто сделано это было слишком поздно, когда графиня была уже не первой молодости.
Существует несколько толкований происхождения слова «алхимия». Согласно одному из них, корень слова «алхимия» — «khem» означает «черную землю» или «черную страну». Так называли Древний Египет, с которым связывают искусство черных магов, рудознатцев, золотых дел мастеров. Согласно другому, «chyacutemeia» — наливание, настаивание — отголосок практики восточных врачей-фармацевтов, извлекавших подобным способом соки лекарственных растений. Само же название «алхимия» появилось в IX веке (частица «ал» несомненно имеет арабское происхождение). Но сама алхимия не столь однозначна, как это могло бы показаться сначала: тысячелетние попытки превратить «несовершенные» металлы в «совершенные». Это и приготовление сыпучих и жидких смесей, растениеводство и техника составления ядовитых настоев, литье металлов и изготовление сплавов, нанесение на различные поверхности металлических покрытий и технология крашения, черномагические занятия и жреческое искусство, «физико-химическая» процедура и натурфилософская теория, схоластическое философствование и магический ритуал, обязательное мифотворчество и высокое искусство. В алхимической деятельности все слито и нераздельно. Таков и сам алхимик, соединивший в одном лице ремесленника и теоретика, философа и теолога, мистика и схоласта. В алхимии переплелись и средневековое ремесло, и средневековое теоретизирование, и средневековый способ хранения, накопления и передачи опыта, освященного рецептом. В системе химических знаний европейского средневековья алхимия выступает как особая деятельность, как герметическое искусство.
Алхимия как вид деятельности в генезисе располагается «между теоретизированием в духе постэллинистической учености и технохимическим имитирующим ремеслом».
В таком серединном положении алхимик нарочито дилетантским образом, не являясь в чистом виде ни философом-александрийцем, ни металлодельцем-имитатором, как бы решает основную познавательную задачу средневековья о соотношении духа и плоти. Эта задача в алхимической практике предстает как проблема тождества оперирования с веществом и размышления по поводу вещества. Но в целом эта проблема мыслится как проблема космогоническая, хотя и рассматривается в терминах технохимического опыта. Здесь-то и начинается осмысление алхимии как химии.
Марселен Бертло был первым, кто широко взглянул на алхимию. «Многознание вознесло исследовательский ум Бертло над плоской равниной его собственной химической доктрины». Алхимия как переходная ступень между древним состоянием умов, порабощенных магией, и современной мыслью - абсолютно атериалистической. Понимая алхимию все же как химию, Бертло считает, что химия не является исконной наукой, как геометрия или астрономия. Она (химия) образовалась из остатков предшествующей научной формации, полухимерической и полуматериалистической, основанной на медленно собранном сокровище практических открытий металлургии, медицины, промышленности и домашнего хозяйства. Речь идет об алхимии, претендовавшей одновременно обогатить своих адептов, научив их
изготовлять золото и серебро, охранять их от болезней с помощью панацеи, наконец, доставить им совершенное счастье, соединив с душой мира и вселенским духом.
Следует обратить особое внимание на факт срединности алхимии: полухимера-полунаука, на универсальный характер притязаний алхимиков. Двунаправленность этой половинчатости — оккультно-духовная и магико-препаративная — подчеркнута самим образом первых адептов. Алхимик в эпоху Эллинистического Египта — жрец, химик и врач одновременно. Всякого рода химические приемы, равно как и медицинские, исполнялись в сопровождении религиозных формул, молитв, заклятий, считавшихся существенными для успеха, как химических операций, так и лечения больных. Только жрецам предоставлялось совершать оба разряда церемоний — и практические, и магические.
Необходимо еще раз напомнить, что алхимия — не арифметическая сумма технической практики и магических действ, а неразложимый сплав, мировоззренческий синкрети




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы
1. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. — М. Наука, 1979, 425 с.
2. Кравченко А. Культурология: учебник. М., 2007
3. Мамонтов А.С. Культурология. М., 2007
4. Розин А.В. Культурология. М., 2006
5. Соколов Э.В. Культурология. М., 2006

Цена: 1000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru