Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Понятие цивилизации, основные факторы возникновения, типы цивилизаций ID работы - 603862 культурология (контрольная работа) количество страниц - 14 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Понятие цивилизации, основные факторы возникновения, типы цивилизаций 5 2. Древние цивилизации, особенность их культуры 9 3. Особенность Российской цивилизации, бинарность культуры 12 Заключение 14 Список литературы 15 ВВЕДЕНИЕ: Введение Соотношение феноменов культуры и цивилизации в настоящее время является одним из коренных вопросов развития культуры и, поэтому рассматривается не только в философии, но и в социологии - науке о закономерностях развития глобальных и частных социальных систем. Как и культурология, социология нередко обращается к анализу культурных феноменов. Однако при этом в истолковании явлений культуры социологи видят, прежде всего, конкретные социальные механизмы, а не особенности антропологии человека. Изучение культурных процессов оказывается в данном случае фрагментом более общей социальной теории. Интерпретация культурных феноменов нередко обретает философско-социологический статус. Иначе говоря, в ходе изучения глубинных процессов культурного творчества социологи приближаются к метафизическим обобщениям. В этом смысле трудно выделить подчас собственно философский и собственно социологический ракурсы исследования конкретно-исторических обществ. Основоположники социологии - Э.Дюркгейм, В.Парето, М.Вебер - исходили из установки, что общественные процессы, как бы сложны они ни были, можно разгадать. Несмотря на кажущуюся иррациональность многих социальных и культурных феноменов, социолог может учесть противостоящие друг другу общественные факторы и направить исторические процессы в определенную сторону. При анализе собственно культурных процессов исследователи цивилизаций постоянно выходят в мир культуры, оценивают ценностные и психологические факторы социального процесса. Итак, основной целью данной работы будет комплексное рассмотрение вопросов феномена культуры через его соотношение с феноменом цивилизации. Эта цель достигается путем раскрытия в определенной последовательности вставших перед современной наукой проблем. Среди таких проблем первоочередными являются: " Действительно ли культура - мощнейший всплеск духа, который оказывает реальное воздействие на развитие цивилизации и наоборот? Соотносимы ли явления культуры и цивилизации и равнозначны ли все формы культурного творчества, влияющие на социальные процессы? Можно ли провести действительное разграничение между истинным воспарением человеческого духа и рутинным воспроизведением застывших форм деятельности человека? " С прагматической точки зрения культуру, таким образом, можно рассматривать прежде всего как то интеллектуальное "оснащение", которым располагает каждый отдельный человек в тот или иной момент, а также и как структуру знаний, которыми он обладает как член некоторой социальной группы и полноправный представитель определенной цивилизации. В последнем смысле очень часто говорят о "западной культуре", "средневековой культуре" и т. д., подразумевая костяк знаний, наиболее вероятное направление мысли, свойственное соответствующей части человеческого общества, будь то западный мир, определенный период эпохи Декарта или XX век. В представленной работе мы будем исходить из позиций, которые вполне согласуются с определением Альберта Швейцера: " Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу." Короче говоря, "…культура по отношению к духовной жизни выступает как необходимый материал мысли, как нечто освоенное и наличное, как содержание. В качестве материала мысли культура - нечто данное, а мысль - то, что из него создают; мышление тем самым есть становление культуры. …Культура не тождественна мышлению, которое в отличие от нее представляет собой активный процесс, но мышление порождается культурой и питается ею, по-разному комбинируя элементы знаний, хранящиеся в памяти каждого ее представителя." Цель работы - рассмотреть взаимосвязь цивилизации и укльтуры. 1. Понятие цивилизации, основные факторы возникновения, типы цивилизаций "Воссоздать историю французского слова "цивилизация", - подчеркивает видный представитель школы "Анналы" Люсьен Февр, - на деле означает реконструировать этапы глубочайшей революции, которую совершили и через которую прошла французская мысль от второй половины XVIII в. и по настоящее время." Само слово появилось в языке недавно. Оно было придумано специально. К сожалению, не вполне ясно, кто первым употребил это понятие. Февр отмечает, что только в 1766 г. мы обнаруживаем это слово в напечатанном виде. Затем оно получает право гражданства. С приближением Великой Французской революции XVIII века оно празднует свободу. Однако до того, как родилось имя существительное, в литературе употреблялся глагол "цивилизовать" и причастие "цивилизованный". Во Франции в конце XVI века слово известно уже Монтеню, автору "Опытов". Полвека спустя Декарт в "Рассуждении о методе" явно противопоставляет понятия "цивилизованный" и "дикий". Введенное энциклопедистами понятие цивилизации первоначально несло в себе отпечаток просветительского мышления. Оно ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах "разума", с торжеством "универсализма". Таким образом, слово "цивилизация" явилось на свет в виде первой попытки установления "синтетической" связи между некоторыми из основных направлений человеческой деятельности - политической, религиозной, социальной, литературной и художественной, сделавшей их неотъемлемой частью истории. Цивилизация поначалу воспринимается как процесс. Так, П. Гольбах отмечает: "Нация цивилизуется под воздействием опыта." Он пишет: "Полная цивилизация народов и вождей, которые ими руководят, благодетельные изменения в правлении, искоренение недостатков - все это может быть только результатом работы веков, постоянных усилий человеческого ума, многократного общественного опыта" . Этому широкому, но несколько нечеткому взгляду противостояли экономические теории. Своя теория была у физиократов. Адам Смит свяжет тесными узами богатство и цивилизацию. Для многих исследователей цивилизация оказывалась неким идеалом. В конце XVIII века споры практически не вели к критическому рассмотрению самого понятия "цивилизация". Ни у кого пока не возникло намерения конкретизировать его, поставить пределы его универсальной применимости. Впоследствии "цивилизация" становилась многозн СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1 Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М: 1993г 2. Введение в философию.М:1989г т2. 3 Гуревич П.C. Философия культуры. М: 1995г. 4 Данилевский Н.Я.Россия и Европа. М: 1991г. 5 Моль А. Социодинамика культуры. М: 1973г. 6 Сорокин П.А. Социологические теории современности М: 1992г 7 Тойнби А. Постижение истории. М: 1991г 8 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры М: 1993г т1. 9 Февр Л. Бои за историю М: 1991г Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru