Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Модель культурного пространства кочевых народов Севера (эвенов и эвенков) ID работы - 750662 культурология (дипломная работа) количество страниц - 90 год сдачи - 2009 СОДЕРЖАНИЕ: Введение……………………………………………………………...........................3 1 Ориентационные системы в формировании культурного пространства……..8 1.1 Понятие культурного пространства……………………………8 1.2 Универсальные ориентационные системы в культурном пространстве……………………………………………...13 2 Модель культурного пространства кочевых народов Севера (эвенов и эвенков)……..…………………………………………………………………...29 2.1 Ориентационные системы в религиозно-мифологических представлениях эвенов и эвенков……………………………………………………..………29 2.2 Семантика ориентационных систем в материальной культуре эвенов и эвенков……………………………………………………………………...51 2.2.1 Отражение ориентационных представлений в элементах костюма...…51 2.2.2 Выявление ориентационных систем в семантике структурных частей жилища……………………………………..………………………..........65 Заключение………………………………………………………………………….76 Список использованных источников……………………………………………...81 Приложение………………………………………………………………………....89 ВВЕДЕНИЕ: Изучение культурного пространства является важным научным направлением в гуманитарном знании. В работах современных исследователей термин "культурное пространство" встречается в разных интерпретациях. Категории пространства и времени в гуманитарных исследованиях изучаются как соотносимые явления (пространство наполнено временными существующими предметами; время наполнено пространственными событиями) и обозначаются понятием ""хронотоп". Xронотоп - это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны. Xронотоп сознания двулик. Это в такой же степени современенность пространства, в какой "опространственность времени". Время и пространство мыслятся как абстракции, при посредстве которых возможно построение картины унифицированного космоса, выработка идеи единой и закономерно-упорядоченной Вселенной. Пространство и время создают особую картину культуры. Важно изучать структуру этой картины, которую в частности задают пространственные ориентации. В традиционной культуре представления о времени и пространстве являлись важнейшими категориями, которые характеризуют сознание человека, определяют социально-психологическую специфику общества, формируют основные параметры образа мира, культуры. "С ориентацией человека в пространстве связаны определённые космологические, астрономические, сакрально- культовые, географические, бытовые и другие ориентационные представления и принципы" [66: 37]. Изучать культуру с точки зрения пространственной картины представляется возможным на материале традиционной культуры, в силу того, что она консервативна. Вследствие ее консервативности, образ пространства закреплен в мифологически-религиозной картине мира. Актуальность исследования. В настоящее время культура коренных малочисленных народов России привлекает все большее внимание исследователей. Этому во многом способствует государственная политика по сохранению национально-исторических корней, возрождению национального самосознания. Одним из аспектов процесса культурного сохранения является изучение культуры коренных этносов России. В существующих на данный момент научных исследованиях традиционной культуры тунгусо-маньчжуров (эвенов и эвенков) акцент делается на описании артефактов материальной и духовной культуры. В дипломной работе была предпринята попытка проанализировать культурное пространство в целостности с точки зрения пространственных ориентаций. Следует отметить, что исследуются элементы материальной культуры эвенов и эвенков, так как многое утеряно и трансформировалось под воздействием инокультурных влияний. Поэтому мы обращаемся к доступному нам материалу, зачастую фрагментарному, с целью создания целостной картины культурного пространства. Научная новизна исследования: в работе предпринята попытка системного анализа элементов традиционной культуры при воссоздании модели культурного пространства эвенов и эвенков. Объект исследования: традиционная культура тунгусо-маньчжуров (эвенов и эвенков). Предмет исследования: культурное пространство кочевых народов Севера (эвенов и эвенков). Источником дипломной работы послужили сказки, мифы, религиозные ритуалы эвенов и эвенков, этнографические и археологические исследования, дающие представление о материальной (жилище и костюм) и духовной культуре народностей. Цель дипломной работы: выявить семантику систем ориентаций в культурном пространстве эвенов и эвенков Цель определила задачи исследования: - дать определение понятию "культурное пространство"; - выделить традиционные универсальные системы ориентации в культурном пространстве и их семантику; - выявить специфику пространственных представлений, закрепленных в духовной культуре эвенов и эвенков (на материале религиозно-мифологических представлений); - определить семантику пространственных ориентаций материальной культуры эвенов и эвенков (на примере жилища и костюма). Методом исследования является системный метод, позволяющий рассматривать культурное пространство как целостную систему, где каждый элемент находится в тесной связи, во взаимодействии с другими элементами. Рассматривая отдельные структурные части системы и их семантику, мы получаем целостную картину культурного пространства эвенов и эвенков. Благодаря сравнительно-историческому методу, мы выделили универсальные ориентационные системы, применили их к культурному пространству эвенов и эвенков, обозначили специфические черты, свойственные только данной культуре. Теоретико-методологическая основа: К проблемам культурного пространства в гуманитарном аспекте обращались в своих работах такие исследователи как французский историк Фернан Бродель, французский философ и социолог Пьер Бурдье, Мишель Фуко и Анри Лефевр, английский социолог Энтон Гидденс, английский географ Дэвид Харви, американский географ Эдвард Соуджей, швейцарский географ Бенно Верлен. В равной мере, обсуждение культурно-антропологических проблем пространства невозможно без учета трудов таких современных российских авторов, как А.С. Ахиезер, В.Л. Глазычев, В.Л. Каганский, В.А. Колосов, Б.Н. Миронов, А.И. Трейвиш, А.Ф. Филиппов. В социально-культурной антропологии изучение пространственных категорий в культуре занимает одно из первостепенных мест. Французский ученый А. Леруа-Гуран в работе "Первобытные религии" одним из первых обратился к пространственным характеристикам элементов материальной культуры, как, скажем, значимость их протяженности или, наоборот, объемности, а также к вопросам различий восприятия пространства в разных культурах, при разных способах жизнеобеспечения. Он писал о том, что для раннего охотника и собирателя мир линеен, значение имеет не поверхность земли, а маршрут перекочевки - по тропе, вдоль речной долины, по берегу водоема и т.д. Эти соображения позднее нашли плодотворное развитие. А. Леруа-Гуран сделал еще одно важное наблюдение - это архетипическое стремление моделировать большое пространство в малом. Соответственно, он отметил существование разных типов городских поселений, прежде всего городов концентрического типа и городов типа шахматной доски. В обоих случаях город строится как модель мира. О.Ю.Артемова разрабатывает понятие о фокусном восприятии пространства при охоте и собирательстве в работе "Традиции землепользования мобильных охотников и собирателей в условиях оседлого поселения начала XXI в" (аборигены западного Кэйп-Йорка, Австралия). Эти работы оказали фундаментальными для тех исследователей, которые стали заниматься так называемым "этническим пространством культуры". В работе Н.Л. Жуковской содержится глубокий анализ пространства и времени как категорий традиционной культуры монголов ("Категории и символика традиционной культуры монголов"). Достаточно освещено в исследовательской литературе славянское жилище, которое выступает как объект семиотического анализа в трудах А.К. Байбурина ("Жилище в обрядах и представлениях восточных славян"). Коллектив новосибирских авторов (Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, А.М. Сагалаева) выполнил широкое исследование по мировоззрению тюркских народов Южной Сибири, в котором уделено большое место проблеме пространства и времени ("Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири"). Следует отметить также работу Подосинова А.В., в которой исследуются ориентационные представления архаических культур Евразии и их семантика ("Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии"). Следует назвать работы, посвященные изучению собственно культуры тунгусо-маньчжуров: это труды Василевич Г.М. "Эвенки", Тураева В.А. "История и культура эвенов". Работа Иващенко Я.С. "Семиотика традиционного жилища" модержит описание семантики элементов жилища тунгусо-маньчжуров. Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из Введения, двух частей, Заключения, Списка использованных источников и приложений. Основное содержание дипломной работы описано на 89 листах текста формата А4, 10 таблиц; справочное приложение приводится на 2 листах. Для написания дипломной работы использовано 87 источников. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Записки Гродековского музея. Выпуск 6. - Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2005. - 134 с. 2. Записки Гродековского музея. Выпуск 8. - Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2006. - 128 с. 3. Записки Гродековского музея. Выпуск 12. - Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2007. - 145 с. 4. Записки Гродековского музея. Выпуск 15. - Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2003. - 125 с. 5. Записки Гродековского музея. Выпуск 18. - Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2004. - 135 с. 6. Земля родная, Ульчия: Ульчскому району - 50 лет. - Хабаровск, 1983. - 105 с. Литература: 7. Антропова, В.В. Культура и быт коряков/ В.В. Антропова. - СПб.: Высшая школа, 1971. - 178 с. 8. Антропова, В.В. Культура и быт коряков/ В.В. Антропова. - СПб.: Наука, 1971. - 195 с. 9. Антропова, В.В. Представления коряков о рождении, болезни и смерти)/ В.В. Антропова// Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина ХХ века. - М.: Наука, 1979. - 180 с. 10. Арсеньевские чтения (материалы региональной научно-практической конференции посвященной 115-летию ПГОМ им. В.К. Арсеньева). - Владивосток: музей им. В.К. Арсеньева, 28-29 сентября 2005. - 256 с. 11. Артемьев, А.Р. Историко-культурные связи между коренным населением Тихоокеанского побережья Северо-Западной Америки и Северо-Восточной Азии. (К 100-летию Джезуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции)/ А.Р. Артемьев. - Владивосток: ДВО РАН, 1-5 апреля 1998. - 267 с. 12. Арчакова, О.Б. Мифологические представления эвенков. На материале народных сказок/ О.Б. Арчакова, Л.Л. Трифонова. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2006. - 167 с. 13. Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян/ А.К. Байбурин. - СПб.: Наука, 1983. - 134 с. 14. Байбурин, А.К. У истоков этикета/ А.К. Байбурин, А.Л. Топорков. - СПб.: Наука, 1990. - 114 с. 15. Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур/ А.А. Белик. - М.: Наука, 1998. - 213 с. 16. Бердяев, Н.А. О власти пространств над русской душой/ Н. А. Бердяев// Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХIХ века и начала ХХ века. Судьба России. - М.: Наука, 1997. - 256 с. 17. Березницкий, Е.А. История и культура нанайцев/ С.В. Березницкий, Е.А. Гаер, С.Ф. Карабанова. - СПб.: Наука, 2003. - 165 с. 18. Бикбов, А. Социальное пространство как физическое: иллюзии и уловки/ А. Бикбов// Отечественные записки, 2002, № 6(7). - 123 с. 19. Богораз, В.Г. Материальная культура чукчей/ В.Г. Богораз. - М.: Наука, 1991. - 216 с. 20. Бойко, В.И. Культура народностей Севера: традиции и современность/ В.И. Бойко. - М.: Наука, 1986. - 198 с. 21. Варшавский, А.С. Колумбы каменного века/ А.С. Варшавский. - М.: Знание, 1985. - 174 с. 22. Василевич, Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки 18-начала 20 веков/ Г.М. Василевич. - СПб.: Наука, 1960. - 289 с. 23. Гроф, С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии./ С. Гроф. - М.: Знание, 1993. - 269 с. 24. Гурвич, И.С. Народы Дальнего Востока СССР в 17-20 веках/ И.С. Гурвич. - М.: Наука, 1985. - 204 с. 25. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры/ А.Я. Гуревич. - М.: Наука, 1972. - 167 с. 26. Гусейнов, Г. Пространство России/ Г. Гусейнов// Отечественные записки, 2002, №6 (6). - 187 с. 27. Деревянко, А.П. В поисках оленя золотые рога/ А.П. Деревянко. - Хабаровск: Хабаровское издательство, 1978. - 145 с. 28. Жуковская, Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов/ Н.Л. Жуковская. - М.: Наука, 1988. - 156 с. 29. Жуковская, Н.Л. Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах. - М.: Наука, 1990. - 167 с. 30. Замятин Д.Н. Стратегии интерпретации историко-географических образов России/ Д.Н. Замятин// Мир России, 2002, № 2. - 194 с. 31. Замятина, Н. Новые образы пространства России/ Н. Замятина// Отечественные записки, 2002, № 6(7). - 214 с. 32. Иванов, В. Тайны забытых предков: страницы истории/ В. Иванов// Дальний Восток, 2002, № 9-10. - 211 с. 33. Иванов, Т.Г. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера / Т.Г.Иванова. - Петрозаводск: Знание, 2007. - 231 с. 34. Иващенко Я.С. Семиотика традиционного жилища (на материале нанайской культуры): монография/ Я.С. Иващенко. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО "КнАГТУ", 2007. - 144 с. 35. Итс, Р. Века и поколения. Этнографические этюды/ Р. Итс. - М.: Мысль, 1976. - 167 с. 36. Итс, Р. Шепот Земли и молчание Неба. Этнографические этюды о традиционных народных верованиях/ Р. Итс. - М.: Мысль, 1990. - 154 с. 37. Каганский, В. Вопросы о пространстве маргинальности/ В. Каганский// Новое литературное обозрение. - Тверь, 1999. - № 37. - 183 с. 38. Каганский, В. Крошки поэзии на карте/ В. Каганский// Новое литературное обозрение. - М., 2002. - № 42. - 193 с. 39. Каганский, В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство/ В. Каганский// Новое литературное обозрение. - М., 2001.- № 35. - 215 с. 40. Каганский, В. Невменяемое пространство/ В. Каганский// Отечественные записки, 2002, № 6(7). - 234 с. 41. Карпов, Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа/ Ю.Ю. Карпов. - СПб.: Наука, 2001. - 236 с. 42. Кассина, Е.П. Краски земли Дерсу: фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья: сборник/ Е.П. Кассина, Г.Д. Расторгуева. - Хабаровск: Хабаровское издательство, 1982. - 121 с. 43. Кочешков, Н.В. Тюрко-монголы и тунгусо-маньчжуры. Проблемы историко-культурных связей. На материале народно-декоративного искусства 19-20 веков/ Н.В. Кочешков. - СПб.: Наука, 1997. - 314 с. 44. Крупник, И. Перекрестки континентов культуры коренных народов Дальнего Востока и Аляски/ И. Крупник. - М.: Российский институт культурного и природного наследия, 1996. - 216 с. 45. Крушанов, А.И. История и культура ительменов (историко-этнографические очерки)/ А.И. Крушанов. - СПб.: Наука, 1990. - 189 с. 46. Кубанова, Т.А. Мудрый мир На Най/ Т.А. Кубанова. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2006. - 167 с. 47. Ларичев, В.Е. Сад Эдема/ В.Е. Ларичев. - М.: Политиздат, 1980. - 145 с. 48. Леви-Строс, К. Первобытное мышление/ К. Леви-Строс. - М.: Республика, 1994. - 246 с. 49. Лелеко, В.Д. Культурная семантика повседневного пространства/ В.Д. Лелеко// Пространство повседневности в Европейской культуре. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2002. - 320 с. 50. Липс, Ю. Происхождение вещей: из истории культуры человечества/ Ю. Липс. - Смоленск: Русич, 2003. - 234 с. 51. Лотман, Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя/ Ю.М. Лотман// Труды по русской и славянской филологии. - Тарту, 1968. - 173 с. 52. Макаров, Н. Славянский Север: новый культурный ландшафт/ Н. Макаров// Родина, 2006, № 4. - 147 с. 53. Малкина, Т. Контурная карта/ Т. Малкина// Отечественные записки, 2002, № 6(7). - 190 с. 54. Марков, Б.В. Культура повседневности: учебное пособие для вузов/ Б.В. Марков. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с. 55. Мердок, Дж.П. Социальная структура/ Д.П. Мердок. - М.: ОГИ, 2003. - 279 с. 56. Минц, Л.М. Сто народов, сто языков: этнографические очерки./ Л.М. Минц, А.С. Миловский, Н.А. Сафиев. - М.: Просвещение, 1992. - 169 с. 57. Неклюдов, С.Ю. Время и пространство в былине/ С.Ю. Неклюдов// Славянский фольклор. - М.: Наука, 1972. - 216 с. 58. Нефедова, Т.Г. Между городом и деревней/ Т.Г.Нефедова, А.И.Трейвиш// Мир России, 2002, № 4. - 193 с. 59. Никонова, Л.И. Традиционная медицина народов Севера и Камчатки в межкультурном пространстве России: к актуализации изучения народной культуры/ Л.И. Никонова. - Саранск: Мысль, 2005. - 245 с. 60. Окладников, А.П. Петроглифы Байкала - памятники древней культуры народов Сибири/ А.П. Окладников. - Новосибирск: Наука, 1974. - 179 с. 61. Окладников, А.П. Петроглифы Забайкалья/ А.П. Окладников, В.Д. Запорожская. - СПб.: Наука, 1970. - 223 с. 62. Окладникова, Е.А. Тропою Когульдея/ Е.А. Окладникова. - СПб.: Лениздат, 1990. - 187 с. 63. Первые Потаповские чтения 12 октября 2007. Научная конференция, посвященная памяти первого искусствоведа Якутии Иннокентия Афанасьевича Потапова. - Якутск: Мысль, 2008. - 267 с. 64. Подосинов, А.В. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии/ А.В. Подосинов. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 286 с. 65. Пятые Гродековские чтения (материалы межрегиональной научно-практической конференции: Амур - дорога тысячелетий). - Хабаровск: ХККМ им. Н.И. Гродекова, 30 мая - 4 июня 2006. - 243 с. 66. Семенов, Ю.И. На заре человеческой истории/ Ю.И. Семенов. - М.: Мысль, 1989. - 218 с. 67. Словесница искусств: журнал Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры. - Хабаровск, № 14. - 174 с. 68. Современное хозяйство, культура и быт малых народов Севера. Академия этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Академия наук СССР, 1960. - 156 с. 69. Тишков, В.А. Доклад на пленарном заседании V конгресса этнологов и антропологов России/ В.А. Тишков. - Омск, 9 июня 2003. - 113 с. 70. Топоров, В.Н. Пространство/ В.Н. Топоров// Мифы народов мира. - М.: Наука, 1988. - 367 с. 71. Тормозова, Л.И. На стыке Чукотки и Аляски/ Л.И. Тормозова. - М.: Наука, 1983. - 245 с. 72. Торчинов, Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния./ Е.А. Торчинов. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 232 с. 73. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. Академия этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 1981. - 219 с. 74. Трейвиш, А. Город и страна. Инерция российского пространства и динамика его главных центров/ А. Трейвиш// Отечественные записки, 2002, № 6(7). - 168 с. 75. Туголуков, В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири/ В.А. Туголуов. - М.: Наука, 1985. - 211 с. 76. Тураев, В.А. История и культура эвенов (историко-этнографические очерки)/ В.А. Тураев. - СПб.: Наука, 1997. - 234 с. 77. Тураев, В.А. Этнокультурные процессы и общественное сознание у народов Дальнего Востока 17-20 веков/ В.А. Тураев. - Владивосток: Дальнаука, 1998. - 265 с. 78. Фетисова, Л.Е. Этнос и культура/ Л.Е. Фетисова. - Владивосток: Институт истории, археологии, этнографии народов Дальнего Востока, 1994. - 189 с. 79. Хаснулин, В.И. Современный взгляд на народную медицину Севера/ В.И. Хаснулин. - Новосибирск: Знание, 1999. - 219 с. 80. Цивьян, Т.В. О некоторых способах отражения в языке оппозиции внутренний/внешний/ Т.В. Цивьян// Структурно-типологические исследования в области грамматики славянских языков. - М.: Наука, 1973. - 154 с. 81. Чадаева, А. Древний свет. Сказки, легенды, предания народов Хабаровского края/ А. Чадаева. - Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1990. - 245 с. 82. Чадаева, А. К югу от северного сияния (очерки об искусстве народов Севера)/ А. Чадаева. - Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1982. - 267 с. 83. Чебоксаров, Н.Н. Народы, расы, культуры/ Н.Н. Чебоксаров, И.А. Чебоксарова. - М.: Наука, 1971. - 223 с. 84. Четвертые Гродековские чтения. (материалы региональной научно-практической конференции: Приамурье в историко-культурном и естественно-научном контексте России). - Хабаровск: ХККМ им. Н.И. Гродекова, 22-23 апреля 2004. - 267 с. 85. Шаньшина, Е.В. Мифология первотворения у тунгусоязычных народов юга Дальнего Востока России (опыт мифологической реконструкции и общего анализа)/ Е.В. Шаньшина. - Владивосток: Дальнаука, 2000. - 215 с. 86. Штернберг, Л.Я. Первобытная религия./ Л.Я. Штернберг. - СПб.: Наука, 1936. - 256 с. 87. Эйдельман, Н.Я. Ищу предка/ Н.Я. Эйдельман. - М.: Молодая гвардия, 1967. - 268 с. Цена: 5250.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru