Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Мифология древности и современности, место мифологии в системе культурной регуляции ID работы - 729717 культурология (реферат) количество страниц - 27 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3 1. СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ И СТРУКТУРА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ________________________________________________6 2. ЗНАЧЕНИЕ МИФА В КУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ_________________14 3. МИФ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ_______16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ______27 ВВЕДЕНИЕ: Миф, религия и философия являются различными историческими формами мировоззрения. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. На протяжении тысячелетий человечество участвует в процессе мифотворчества. Вопросы о сущности, функциях, месте и роли мифа в современной культуре остаются дискуссионными, что способствует образованию различных, порой диаметрально противоположных точек зрения и концепций. Существуют попытки как демифологизации массового сознания, так и целенаправленного конструирования политических мифов. В силу этого возникает необходимость осмысления такого сложного явления, как политический миф, обращения к его исходным понятиям и системным структурам. Важно знать, какими особенностями и возможностями может обладать политический миф в политическом процессе как стабильных обществ, так и (что особенно важно для современной России) для обществ, находящихся на пути преобразований. Именно этим обусловлена актуальность темы. Говоря об актуальности темы работы, важно подчеркнуть, что миф отнюдь не прекратил существование с развитием других (рациональных) форм мировоззрения. Он видоизменился, ему была найдена своя сфера применения - идеологические концепции, политические кампании. Актуальность данной темы обусловлена также и усилением мифотворческой роли средств массовой информации в современных условиях, с развитием новых информационных каналов коммуникации и современных сетевых систем. Для ХХ века - время формирования "массового общества". Следует отметить, что на современном этапе для кризисного состояния общества характерен стихийный процесс активизации мифотворчества, без изучения которого невозможно понять происходящие политические события. Это направление представляется наиболее перспективным для исследований. Цель работы заключается в том, чтобы изучить мифологию древности и современности, показать место мифологии в системе культурной регуляции. Для этого необходимо решить следующие задачи: - вычленить исторические формы мировоззрения; - рассмотреть мифологию, ее сущностные характеристики; - определиться с тем, какое место мифология занимает в системе культурной регуляции. - рассмотреть трансформацию мифа и его применение на современном этапе в сфере политики. Данная работа имеет направленность в сторону более детального изучения именно современного мифотворчества, что представляется актуальным в условиях развития средств коммуникации и информатизации общества. Первые попытки осмысления мифологического наследства предпринимались уже в античности. Господствующим было аллегорическое толкование мифа, сохраняющееся в эпоху средних веков и Возрождения. Платон, придерживаясь данного направления, определил, что миф обладает воспитательной силой воздействия на сознание людей, и может быть целенаправленно использован для этих целей. В XIX веке, в связи с научным изучением этнических групп, находящихся на ранних стадиях развития, а также с исследованиями в области религии, сложилась антропологическая традиция изучения мифа. Видные представители этой традиции (Э. Тайлор, Д. Фрезер, Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм) внесли свой вклад в разработку социально-философских концепции мифа. Структурно-семиотический анализ мифа, рассматривал его как древнейшую знаковую форму, изучающую глубинную мифологическую семантику и фольклорные архетипы. Семиотический метод в исследовании мифа в нашей стране применяли О.М. Фрейденберг, В.Я. Пропп, Е.М. Мелетинский, а за рубежом, К. Леви-Строс, Р. Барт. В течение последних двух десятилетий стали появляться научные работы, рассматривающие проблемы политической мифологии. Многие из них были посвящены проблемам современного мифологического сознания, манипулированию общественным сознанием, отдельным аспектам политической мифологии. Возникло целое направление изучения мифологии в рамках концепции социокультурного кризиса. Рассмотрение политической мифологии связано с феноменом манипуляции сознанием. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. - М., 2003. 2. Бережнов А.Г. Мифы и мифология ХХ века: традиция и современное восприятие // Вестник Московского государственного университета. 2006. № 4. 3. Воеводина Л.Н. Мифология и культура: Учебное пособие. М., 2002. 4. Гайденко В. Природа в религиозном мировоззрении // Вопросы философии. - 2004. - №3. 5. Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием. М.: Эксмо, 2004 6. Касьянов В.В. История философии. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2003 г. 7. Кольев А.Н. Политическая мифология: Реализация социального опыта. М, 2003. 8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2004. 9. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2005. 10. Почепцов Г.Г. Имиджеология. М.-К., 2001 11. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М., 2001 12. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. Киев, 2001 13. Радугин А.А. Философия. Курс Лекций. - М.- 2004 14. Савельев А.Н. Политическая мифология. М., 2003 15. Философия. Учебник для ВУЗов. Под редакцией В.Д. Губина - М., 2002 16. Шатин Ю.В. Политический миф и его художественная деконструкция // Критика и семиотика. - Вып. 6. - Новосибирск, 2003. 17. Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желанная и реальная политико-психологический анализ) // Полис. 2002. № 4 Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru