Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Культурно-антропологическая проблематика творчества Ф. Ницше ID работы - 613153 культурология (контрольная работа) количество страниц - 52 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Культурно-антропологическая проблематика творчества Ф. Ницше. 1 2. "Протестантская этика и дух капитализма" М. Вебера как опыт социокультурного анализа. 3 3. Эволюционные концепции культуры. (Л.Морган, Э.Б.Тайлор,Дж.Дж. Фрезер) 5 4. Циклические концепции культуры (общая характеристика) 6 5. "Закат Европы" О. Шпенглера. 9 6. Концепция "Вызова-Ответа" А.Тойнби. 10 7. Культура и бессознательное начало человека: концепция З.Фрейда. 11 8. Культура и коллективное бессознательное: концепция К.- Г. Юнга. 13 9. Социокультурные концепции неофрейдистов: А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм (по выбору) 15 10. Смысл и ценность как основополагающие принципы культуры: концепция В.Франкла. 16 11. Экзистенциальные концепции культуры (общая характеристика) 17 13. "Эссе об абсурде", "Миф о Сизифе" А. Камю 18 «Сизифа следует представлять себе счастливым». 21 14. Проблема "личности и массы" в элитарной концепции культуры Х.Ортеги-и-Гассета. 21 Таким образом, масса рождает состояние духа, особый тип психологической направленности, весьма специфический, ни на что другое не похожий тип сознания. Человека массы «больше всего заботит собственное благополучие и меньше всего - истоки этого благополучия... средний человек и для себя не видит иной обязанности, как убежденно домогаться этих благ, единственно по праву рождения». Массовый человек - это как бы вывернутый наизнанку «естественный человек» просветителей, полагавших его врожденной особенностью устремленность к разуму, к объективному восприятию вещей, к преодолению предрассудков. XX столетие оказалось веком крушения просветительских идеалов и надежд. 22 15. "Дегуманизация искусства"- манифест новой эстетики (Х.Ортеги-и-Гассета) 22 Концепция Ортеги, отразившая впервые решающие шаги авангардистски-модернистского искусства в XX в. предполагала сохранение каких-то остатков исходной, обыденно-человеческой реальности. Последующее развитие и самого «нового искусства», и концепции дегуманизации искусства вело к устранению этих остатков из «эстетической реальности». 23 16. Игровая концепция культуры Й.Хейзинга. 23 Таким образом, игра, с точки зрения игровой концепции культуры Й. Хейзинги, это некоторая свободная деятельность, которая осознается как “ненастоящая”, несвязанная с обыденной жизнью, но, тем не менее, могущая полностью захватить играющего; которая не обуславливается никакими ближайшими интересами (материальными или доставляемой пользой); которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядочена и в соответствии с определенными правилами, и вызывает к жизни общественные объединения, стремящиеся окружить себя тайной или подчеркивает свою необычность по отношению к прочему миру своеобразной одеждой и обликом. 26 17. Типы культуры в работе М.Мид "Культура и преемственность" 26 Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации. 27 18. Школа "Анналов": понятие ментальности. 27 История ментальности позволила избавиться от механизма, игнорирующего человека, и наполнила конкретным содержанием тезис о том, что история есть история людей. Впрочем, и для «анналистов» интересен был не сам человек как центральный субъект истории, а история создаваемой им повседневной культурной среды. Достижение «Новой исторической науки» в том, что она обратила внимание на необходимость исследования двух типов реальности: реальности как таковой и представлений о ней людей 29 19. Культура постмодернизма: основные принципы и понятия. 29 Анализ культуры имеет значение, выходящее за рамки чисто теоретических исследований. Проблема культуры – реальная практическая проблема, которая остро встает перед мировой цивилизацией. Культурный нигилизм, пренебрежение к культурному наследию прошлого или к новаторству в культуре, недостаточное внимание общества и государства к созданию условий для расширения межкультурных контактов – все это может отрицательно отразиться на завтрашнем дне человечества. 30 20. Проблема "смерти автора" в работах М.Фуко и Р.Барта. 30 Однако и последнее прибежище "функции" Фуко оставляет Автору ненадолго: "Все дискурсы, каков бы ни был их статус, форма, ценность <<...>> разовьются в анонимное бормотание". Трудно не заметить переклички между этим оптимистическим прогнозом и знаменитой концовкой "Слов и вещей": "человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке". 31 21. "Симулякры и симуляции" как основа современной культуры: концепция Ж.Бодрийара. 32 Развернутую концепцию симулякров Ж. Бодрийар дал в работе «Симулякры и симуляции», в которой он обратил внимание на свойственное современному обществу явление симуляции - порождение абстракций, не имеющих связи с реальностью, замена реальности какими-то «знаками» реальности, или, как говорит jrob – текстами. Симуляция становится настолько всеобъемлющей, что исчезает различие между производимыми ею эффектами и реальной действительностью. Происходит вытеснение реальности и замещение ее виртуальной гиперреальностью, создаваемой симулякрами. В понимании Бодрийара симулякры представляют собой ложные понятия, получившие распространение и ставшие частью общественного сознания. Классический образец симулякра по Бодрийяру – международный терроризм. Благодаря некритичному подходу к этому явлению, в мировом сообществе сложилось «гиперреальное» представление о международном, глобальном, транснациональном терроризме. Будучи ложным понятием, этот симулякр обрел собственную форму бытия, стал частью знаний и представлений социума. Однако реакция на этот симулякр последовала самая что ни на есть реальная - антитеррористические операции, поведенческие поступки, доклады и выступления, законодательные и подзаконные акты, финансирование спецслужб и многое другое. Важнейшим результатом функционирования симулякра под названием «международный терроризм» стала борьба с международным терроризмом. 32 22. Футурологический подход к культуре. 32 Футурология - обобщенное название концепций о будущем человечества; в узком значении - область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов и явлений (в этом смысле Ф. синонимична прогнозированию и прогностике). Термин "Ф." был предложен немецким социологом О. Флехтхеймом как название "философии будущего", альтернативной всем предшествовавшим социальным учениям. В этом значении термин не получил распространения. С начала 1960-х под Ф. понималась "наука о будущем", "история будущего", ориентированная на познание перспектив всех явлений, и, прежде всего социальных. Такое понимание Ф. было связано с появлением в этот период специальных учреждений, разрабатывавших научно-технические и социально-экономические прогнозы, и содержало претензию на монополизацию прогностических функций существовавших научных дисциплин. Однако отсутствие у понятой таким образом Ф. собственного предмета и ограниченность понимания будущего по аналогии с прошлым выявило несостоятельность данного подхода, что к концу 1960-х привело к практическому выходу такого значения термина "Ф". из употребления. На смену ему пришла трактовка Ф. как комплекса широко понимаемого социального прогнозирования (тесно взаимосвязанной совокупности прогностических функций общественных наук и прогностики как науки о законах прогнозирования). С начала 1970-х ввиду многозначности и неопределенности термин "Ф". вытесняется термином "исследование будущего". Понятие Ф. преимущественно используется как образный синоним "исследования будущего". В 1960-е преобладающим в западной Ф. было технократическое направление Ф., апологизировавшее научно-технический прогресс как главное средство разрешения социальных проблем. Данным направлением была выдвинута концепция "постиндустриального общества", трактовавшая перспективы развития человечества со сциентистских позиций (Белл, Г. Кан, 3. Бжезинский и др.). В рамках леворадикального течения Ф. (А. Ускоу) научно-технический прогресс трактовался как катализатор неизбежного краха западного общества. В конце 1960-х - начале 1970-х в на первый план в Ф. выходит изучение глобальных проблем. Ведущей организацией данного направления стал Римский клуб (А. Печчеи, А. Кинг, Д. Медоуз, Э. Пестель, М. Месарович, Э. Ласло, Дж. Боткин, М. Эльманджра, М. Малица, Б. Гаврилишин, Г. Фридрихе, А. Шафф, Дж. Форрестер, Я. Тинберген и др.), инициировавший компьютерное глобальное моделирование перспектив развития человечества и "пределов роста" технологической цивилизации. В целом в рамках Ф. последней трети 20 в. можно выделить направления "экологического пессимизма" (Форрестер, Медоуз, Р. Хейлбронер), прогнозирующего негативные последствия наличных перспектив развития человечества, и научно-технического оптимизма (Тоффлер, Месарович, Ласло, Пестель), обосновывающего возможность реализации позитивных потенций технологического развития.М.Н. Мазаник. 32 23. М.Хайдегер: онтология культуры. 33 Хайдеггер всегда полагал, что проблематика мира и «другого» является важнейшей для рассмотрения человеческого существования, однако его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе Что такое метафизика? и во Введении в метафизику он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную «технологическую» интерпретацию природы. В своих проницательных работах о языке и литературе, таких как Гёльдерлин и сущность поэзии, Толкования поэзии Гёльдерлина, Отрешенность и Путь к языку, он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя или поэта. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие (Ereignis) бытия не только случается, оно находит возможность быть «сказанным» или «начертанным». 35 24. Концепция "осевого времени" К.Ясперса. 35 У Ясперса единая мировая история, но ее величина крайне мала на фоне доистории. 6-7 тысяч лет - история. Человек как вид существует два миллиона лет. Что было - нам неизвестно. 8-2 вв. до н. эры - начало нашей истории. В это время появляются философы и великие религии. Остальное было культурной пустыней. Ясперс: «Смысл и назначение истории», «Духовная ситуация времен». 35 25. Антропологическая концепция М.Шелера и А.Гелена. 36 В отличие от Шелера, позволившего себе резкий скачок от конкретных данных биологической и психологической науки в область метафизики. Гелен всячески подчеркивает свое осторожное отношение к выводам метафизического порядка, характеризует свою философию как эмпирическую науку, в рамках которой он довольствуется лишь высвечиванием различных новых феноменов человеческого бытия, высказывает некоторые связанные с ними гипотезы. Возможно, действительно таковы были его намерения, но выводы, делаемые Геленом на узкой почве биолого-психологических характеристик человеческого существа, носят необычайно широкий характер и полны неожиданно "глубокого" метафизического смысла. Основные тезисы его философско-антропологической концепции - "человек биологически недостаточное существо", "человек деятельное существо"-одновременно являются научно-фактическими констатациями и вместе с тем философско-метафизическими формулами, определяющими сущность человека. Вообще такое растяжение конкретной особенности человека в некое общефилософское его понимание представляет собой весьма распространенное в философской антропологии явление. Более того, этот метод познания человеческой целостности через конкретную его особенность в известном смысле составляет саму суть философско-антропологического метода. 37 26. Культурная антропология (школа "Культура и личность"): общая характеристика. 38 Кроме того, под К.и л. Понимается теоретико-методологическое направление в американской этнологии 1930-1950-х годов, представители которого полагали, что каждая культура обладает специфическим типом личности, ключ к которому, а тем самым и к национальному характеру дает изучение способов воспитания детей. Теория К. и л. Возникла из слияния двух течений: культурного детерминизма школы Боаса, согласно которой характер человека формируется исключительно в результате воспитания (Р. Бенедикт, М. Мид), и неофрейдизма, согласно которому разные культурные типы личности - результат ограниченных вариаций на основе всеобщих, инвариантных закономерностей индивидуального развития (А. Кардинер, Р. Линтон, К. Дюбуа, И. Халлоуэлл и др.). Расхождение обеих школ не были до конца преодолены, однако влияние неофрейдизма было сильнее. Главный постулат теории К. и л. - наличие у каждого народа специфической для него «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей его историю. Позже сущностное, «глубинное» понятие «базовой структуры личности» было дополнено эмпирическим понятием «модальной личности, что позволило разграничить «социально требуемую», оптимальную для данных условий структуру личности и реально наблюдаемые, статистически преобладающие у данного этноса конфигурации психических черт. Теория К. и л. Стимулировала применение в полевых исследованиях различных психологических методов (проективных тестов, изучения истории жизни, сновидений, фантазий) и оказала заметное влияние на социологию и и социальную психологию (А. Инкелес и др.). Однако ее многочисленные грубые упрощения (идея единой для общества структуры личности и приравнивание ее к национальному характеру; абсолютизация межкультурных и недооценка внутрикультурных различий между индивидами; фаталистическая трактовка роли детства в развитии личности и односторонняя психоаналитическая интерпретация возрастных процессов; сведение сложных процессов социализации к отдельных элементам ухода за ребенком - так называемый «пеленочный детерминизм» и т.д.) подверглись резкой критике со стороны как этнологов, так и психологов. В своем дальнейшем развитии изучение проблем К. и л. Отошло от этих теоретических спекуляций, уделяя больше внимания кросскультурным статистическим и полевым исследованиям (Д. Уайтинг, Р. Леваин и др.). 38 27. "Хризантема и меч Р.Бенедикт как эталон исследования "at a distance". 39 В концепциях Р. Бенедикт отчетливо проступает фрейдистский подход к толкованию социальных процессов: автор при характеристике психического склада японцев оперирует такими психоаналитическими моделями, как «культура вины» и «культура стыда». В целом правильно характеризуя японца как воплощение межличностных обязательств (семейных, групповых, общинных) и подмечая его оглядку на тех, с кем он находится в постоянном общении, Р. Бенедикт относит японскую культуру к «культуре стыда» (западную она называет «культурой вины») Утверждать как это делает автор, что «стыд» является практически единственной движущей силой японской нации, — значит закрывать глаза на социальную основу развития человеческого общества — способ производства. 39 28. Структурная антропология К.Леви-Строса. 39 Призывая вслед за Руссо, почитателем которого был Леви-Строс, восстановить нарушаемую цивилизацией гармонию человека с природой, французский философ писал: «Никогда на протяжении последних четырех веков существования западный человек не имел лучшей возможности, чем сейчас, чтобы понять, что, присваивая себе право устанавливать преграды между человеческим и животным миром, предоставляя первому все то, что он отнимает у второго, он опускается в некий адский круг. Ибо эта преграда, становясь все более непроницаемой, используется для отделения одних людей от других и для оправдания в глазах все более сокращающегося меньшинства его претензии быть единственной человеческой цивилизацией. Такая цивилизация, основанная на принципе и идее повышенного мнения о себе, является гнилой с самого своего рождения». 40 29. Герменевтический подход к культуре. Концепция Г.-Г.Гадамера. 41 Развивая идеи Дильтея, Гуссерля, Хайдеггера, Гадамер возводит герменевтику как философское учение к истокам человеческой жизни, к самой человеческой сущности. Можно по-разному отличать человек ка от животных, рассуждает Гадамер, но сам человек выделяет себя из животного мира главным образом благодаря "свободному выбору" (еще древние греки, напоминает философ, ввели для его обозначения понятие "прохерезис"). Но едва зафиксировав это качество человеческой сущности, о котором издревле размышляли философы, Гадамер истолковывает его нетрадиционно. О свободе философы имели обыкновение повествовать в торжественно-приподнятых тонах, отмечая, правда, что свободный выбор дается трудно и требует от человека особых практических и духовно-нравственных усилий; Гадамер же с самого начала расшифровывает свободный выбор через понятия Vorurteil, Vor-verstandnis, благодаря которым свобода сразу предстает в диалектическом единстве с не-свободой. 43 30. Диалогические концепции культуры М.Бубера и Э.Левинаса. 43 ВВЕДЕНИЕ: СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru