Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
КОНЦЕПЦИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ Х.ОРТЕГА-И-ГАССЕТА ID работы - 748376 культурология (курсовая работа) количество страниц - 26 год сдачи - 2010 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…..…………………………………………………………….2 ГЛАВА І. ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО ОБЩЕСТВА В КУЛЬТУРОЛОГИИ…………………………………………….5 1.1. Понятия "массовая культура", "массовое общество"…………….5 1.2. Современные направления массовой культуры…………………..8 ГЛАВА ІІ. КОНЦЕПЦИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ Х.ОРТЕГА-И-ГАССЕТА…………………………………..……………………………………..8 2.1. Взгляды на массовую культуру в книге Хосе Ортеге-и-Гассету "Восстание масс"…………………………………………………………..……14 2.2. История и причины теории масс (по Х. Ортега-и-Гассета)………16 2.3. Основные черты массового человека в теории Х. Ортега-и-Гассета…………………………………………………………………………...20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….25 ВВЕДЕНИЕ: Введение На рубеже веков и более того тысячелетий старый вопрос о судьбе человеческой цивилизации, культурного наследия остается одним из самих актуальных вопросов. Обострение кризиса цивилизации и культуры, кризис гуманизма привлекают внимание исследователей во всех странах мира. Оригинальная концепция кризиса культуры и его преодоления была предложена Х.Ортегой-и-Гассетом (1883-1955). Устойчивый интерес к наследию испанского философа обусловлен колоссальным влиянием его работ "Восстание масс" (1930) и "Дегуманизация искусства" (1924-1925). Эти работы взбудоражили умы западной общественности и сделали его философом европейского значения. Следует назвать и "Миссию университета" (1930), формальным поводом для написания которой послужила направленная Ортеге студенческой ассоциацией Мадридского университета просьба изложить свои взгляды на содержание, цели и специфику университета в системе общего образования. Представленный в этом произведении проект реформы высшего образования сохраняет, как нам представляется актуальность и в наши дни, в том числе и для нашей страны. Анализируя современную ему ситуацию, Ортега писал о назревшей необходимости радикальной мировоззренческой переориентации "западного человека" - от отдаленных исторических целей и монументально-политических программ к ценностям повседневной жизни. Что касается гуманистических реминисценций Ортеги, то они не отличаютсь большой длительностью по времени. Но, тем не менее, среди предков философа были и колониальные чиновники, и торговцы, и представители художественной интеллигенции, то есть выходцы из слоев, находившихся в постоянной, хотя и умеренной оппозиции ко всем тотальным режимам, которые сменяли в Испании друг друга. Сам Ортега является продолжателям и пропагандистом идей просветительского гуманизма, ведущих начало от либеральных мыслителей Испании XIX века М.Х.де Ларры и Х.Косты. Ортега принадлежит к философам, которые предчувствовали, что вступивший в историю XX век принесет и поставит перед человеком драматические проблемы, касающиеся самого его существования, проблемы, которые потребуют новых способов осмысления, над которыми Ортега работал. Целью данного исследования является анализ концепции массовой культуры Х. Ортега-и-Гассета. Исходя из этого были поставлены следующие задачи: -представить характеристику концепции массовой культуры Х.Ортеги-и-Гассета; -охарактеризовать концепцию поколения Х.Ортеги-и-Гассета как агента исторических изменений и как метод исторического исследования; -дать понятие исторического кризиса у Х.Ортеги-и-Гассета и его применение к анализу европейской истории начала XX века. -выявить особенности существования человека в эпоху кризиса (по Ортеги-и-Гассету); -проанализировать феномен восстания масс (Х.Ортега-и-Гассет). Объектом исследования является кризис культуры как сложный социально-исторический феномен. Предметом - концепция массовой культуры Х.Ортега-и-Гассета. Творчеству Ортеги-и-Гассета посвящены многочисленные исследования. Они представлены как работами учеников и последователей Ортеги Х.Л.Арангурена, Х.Гаоса, П.Гарагори, М.Гранеля, П.Лаина Энтральго, Х.Мариаса, так и работами других зарубежных авторов: Е.Горского, А.Добсона, Ш.Каскалеса, У.Казановы-Санчеса, С.Леви, С.Сеплечи. В целом в зарубежной литературе прослеживается эволюция от изложения общей системы взглядов испанского философа к анализу отдельных аспектов его учения. Философско-методологические проблемы учения, теоретические и социальные предпосылки его возникновения всесторонне раскрыты в трудах отечественных авторов П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдова, К.М. Долгова, О.В.Журавлева, А.Б. Зыковой, И.СКона, A.M. Руткевича. В работах К.М.Долгова А.С.Канарского, Ю.А.Мельвиля, И.А.Тертерян, Л.З.Чавчавадзе анализируются социально-культурные взгляды и теоретические основы эстетики Ортеги. Метод поколения, применяемый испанским философом к историческому исследованию, рассмотрен в работах Х.Мариаса и О.В.Журавлева. Концепция культуры Ортеги трактуется в работах К.М.Долгова, О.В.Журавлева, А.Б.Зыковой. Особый интерес у исследователей вызывает теория дегуманизации и концепция "восстания масс", которые рассматривались К.Г.Ашиным, Н.Д.Бондаренко, П.П.Гайденко, К.М.Долговым, Ю.Н.Давыдовым, А.Б.Зыковой, И.А.Тертерян. ГЛАВА І. ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО ОБЩЕСТВА В КУЛЬТУРОЛОГИИ 1.1. Понятия "массовая культура", "массовое общество" Теория "массового общества" - концепция социологии и философии, в которой утверждается, что современное общество характеризуется индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой коммуникации и "массовой культуры". Социолог Блумер так определяет массу людей: "Это не социальная организация, здесь нет общепринятых норм и традиций, нет установленной системы правил и ритуалов, нет организованных групп, нет структуры статусных ролей и более или менее постоянного лидерства. Это усредненная агрегация индивидов, которые разделены, разобщены, анонимны." [21, с. 217]. Следовательно, можно сделать вывод, что массовое общество - такое общество, в котором нормальные первично-групповые, общественные, традиционно-ориентированные взаимосвязи переходят во вторично-групповые, утилитарные. Для общества становятся характерными чертами являются анонимность, высокая степень социальной мобильности, специализация статусов и социальных ролей. Необходимо, однако, отметить, что это во многом идеальный научный тип, хотя черты массового общества преобладают в нашей повседневности. Рассматривая понятие "массовая культура", необходимо сказать, что оно охватывает многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992. - 426 с. 2. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур: Учебное пособие / Ин-т "Открытое о-во", Рос. гос. гуманит. ун-т. - М.: Изд-во РГГУ, 1998. - 239 с. 3. Бердяев Н. Человек и машина: Проблема социологии и метафизики техники //Вопросы философии. - 1989. - №2., - С. 125. 4. Библер В. Культура. Диалог культур //Вопросы философии. - 1989. - №6., - С. 339. 5. Гаспаров М. Л. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день //Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. - М.: Собрание; Наука. Т. 1, 2005, С. 26-29. 6. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. №4. - С.24-31. 7. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука,1994. С - 17. 8. Дубинин Б. Классическое, элитарное, массовое. /Б.Дубинин. Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. - М. - 2004. - 321 с. 9. Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 гг. М., 1976. - 319 с. 10. Ильин А. Н. Субъектность внутри массовой культуры // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 4. - С.28-33. 11. Костина А. В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С. 28-35. 12. Костина А. В. Популярная культура // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3. - С. 213-215. 13. Кузнецова Т. Ф., Луков Вл. А., Луков М. В. Массовая культура и массовая беллетристика// Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 4. - С. 33-37. 14. Культурология. Под редакцией Радугина А.А., Москва, "Центр", 1997,- 304 с. 15. Межуев В. М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1982г. N 10. - С. 73-77. 16. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация общества. М.: Радуга,1991. - 639 с. 17. Руднев Ч. П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. - 426 с. 18. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я., - Минск, Беларусь, 1991. - 472 с. 19. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции, Высшая Школа Культурологии, Москва, 1999. - 446 с. 20. Ерасов Б.С. Социальная культурология, Аспект-Пресс, Москва, 2000. - 358 с. 21. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с. 22. Свасьян К. А. Человек как творец культуры // Вопросы филосфии. 1987г. N 6. - 47-55. 23. Серебряный С.Д. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность, Средневековье, Возрождение. Курс лекций. М., 1998. - 429 с. 24. Ситников В. Массовая культура и духовность: что чему угрожает?, журнал "Альманах" - №6, февраль 1999. 25. Смольская Е.П. "Массовая культура": развлечение или политика? М.: Мысль, 1986. С.- 40-41. 26. Черняк М. Категория "автора" в массовой литературе // Черняк М. А. Феномен массовой литературы XX века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. C. 152-178. Цена: 1500.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru