Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Икона Андрея Рублева "Троица" : ее исторический, философский и эстетический смысл ID работы - 745574 культурология (реферат) количество страниц - 24 год сдачи - 2010 СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление: 1. Вступление. Об авторе стр. 3-5 2 сюжет иконы стр. 6-7 3. история создания иконы стр. 8 4 исторический, философский и эстетический смысл "Троицы" стр. 9-14 5. Отзывы историков, художников, писателей о святой троице стр. 15-18 6. Заключение стр. 19-21 7. список используемой литературы стр. 22 8. Приложение (Изображение иконы "Троица") стр. 23 ВВЕДЕНИЕ: "Поклоняясь главной местной иконе святой Троицы, я долго стоял перед ней, дивясь живописанию… Она являет в себе один из лучших и цельнейших памятников… искусства, ибо стиль рисунка и самого живописания кажет в ней цветущее время онаго. Она может почесться славою древнего русского искусства" Н.Д. Иванчин-Писарев Последние слова историка Н.Д. Иванчина-Писарева стали истинно пророческими. Они предвосхитили всеобщее воззрение 20 века на икону "Святая троица", как на одно из величайших произведений мировой живописи. Более половины тысячелетия миновало с тех пор, когда в городах и монастырях тогдашней Северо-Восточной Руси жил и работал монах-иконописец Андрей Рублев, прославленный теперь по всему миру как один из самых великих художников России. Он жил в эпоху возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории к культуре Руси. Подобно другим именам древнерусских художников, имя Андрея Рублева впервые стало известно русскому образованному обществу только в XIX в., когда появился, а затем начал быстро расти интерес к произведениям древнего искусства, в том числе и к русскому иконописанию4. Не будет ошибкой утверждать, что первые коллекционеры и знатоки древнерусской иконописи услышали это имя от старообрядцев. В среде "древлего благочестия", собиравшей предметы старины до-никоновской эпохи, - рукописные и старопечатные книги, реликвии, мощи, иконы, облачения, утварь церковного обихода, - имя Андрея Рублева произносилось с почтением, поскольку его авторитет был утвержден "самим" Стоглавым собором 1551 г., чьи постановления для старообрядцев были столь же непререкаемы, как и писания отцов Церкви. О жизни его сохранилось крайне мало сведений. Неизвестно где и когда он родился. Вероятно Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал иегуменом после смерти Сергея Радонежского (1392), здесь ж, скорее всего, он и был пострижен в монахи. Первое летописное упоминание о "чернеце Андрее Рублеве" относится к 1405 году, сообщается, что в это время он "подписывает"1 Благовещенский собор Московского Кремля ___________________________________________________________________________ 1 украшает иконами и фресками совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца. Имя Андрея на тот момент стоит на последнем месте в списке мастеров, как имя самого младшего по чину (просто чернец) и по возрасту. Далее имя художника появляется в летописях в 1408 году. Вместе с Даниилом Черным он делает роспись Успенского собора во Владимире. Наиболее ценные иконы, восходящие к тому времени: три иконы из Деисуса и одна из праздничного ряда (2). В 1425-1427 годах художник работает в храме Святой Троицы и Троицком монастыре. После смерти Даниила Андрей прибыл в Московский Андроников монастырь, где в 1428 году исполнил свою последнюю работу - росписи церкви Спаса. В наше время от них остались лишь небольшие фрагменты орнамента. Большинство из документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло. Исключения составляют две иконы из Деисуса и семь икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора; часть фресок Владимирского Успенского собора (3): знаменитая икона "Троица" из Троицкого храма одноименного монастыря, изначально стоявшая над гробницей Сергея Радонежского, она явилась лучшим памятником великому спасителю, с традициями которого искусство Рублева органически связано (4). Кисти Рублева приписывается так же ( на основании уже не исторических свидетельств, а стилистического анализа) миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (5) (нач. 15 в) Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (6), т.н. Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы с Христом (Спасом), архангелом Михаилом и апостолом Павлом (7); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино - Сторожевском монастыре близ Звенигорода. Большое число икон принято относить к "кругу Рублева", поскольку нет возможности подтвердить их авторство. В искусстве Рублева органически соединились две традиции - возвышенный аскетизм и величавая классическая гармония византийской манеры, которую он имел возможность изучить по работам греческих мастеров, в том числе Феофана Грека, и особая душевная мягкость стиля, свойственная московской живописи 14 века. ___________________________________________________________ 2 хранятся в настоящее время в "Третьяковской галерее" 3 композиция с шествием праведников в рай 4 ныне находится в Третьяковской галерее 5 Российская государственная библиотека, Москва 6 ныне во Владимирском Музее - заповеднике 7 Третьяковская галерея Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность можно увидеть во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, искалеченные болезнями современности, заставляют хотя бы на миг забыть о нынешних проблемах человечества, и окунуться в мир вечного покоя, благости и любви. В творчестве Рублева отчетливее всего выразились мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. Всем известна икона Святой Троицы Андрея Рублева. Рублев взял краски для своей иконы не из сумрачной Византийской палитры, а из окружающей его природы с ее белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками. Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой! Сколько иконописцев пытались повторить чудный образ?! Несомненно, "Троица" Рублева - одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой живописи. Весной 1905 г. в художественной жизни России произошло событие, последствия которого трудно переоценить. По приглашению отца-наместника Троице-Сергиевой лавры в самом ее "историческом сердце" - Троицком соборе, иконописец и реставратор В.П.Гурьянов, сняв перед этим золотой чеканный оклад, впервые освободил от позднейши . К этому времени мысль, пошедшая с легкой руки И.М.Снегирева, что икона принадлежит кисти Андрея Рублева8, одного из немногих известных по имени русских иконописцев, была уже господствующей. Таким, как мы его знаем сейчас, это величайшее произведение мирового искусства предстало взору реставраторов в 1919 году. __________________________________________________________________________ 8 Подробнее об истории атрибуции "рублевских" икон см.: Анисимов А.И. Научная реставрация и "Рублевский вопрос". /'/ Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. М., 1983, с. 105-134. Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается о явлении бога Аврааму и его жене Сарре под видом трех мужей; об угощении, приготовленном для них пожилыми супругами под сенью дуба и состоявшем из заколотого тельца, лепешек, молока и сливок; о предсказанном Аврааму рождении сына. Старинная легенда рассказывает: "Жил старый кочевник Авраам, и давно было ему дано обетование, что станет он родоначальником целого народа. Проходили года, состарились и он и его жена, и уже по законам естества не могло быть у них потомства. И вот однажды, когда сидел он на пороге своего дома в Маврийской дубраве, в СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы: 1. Алпатов М. Андрей Рублев, - М.: "Искусство", 1985. 3. Атеистический словарь,- М., 1986. 4. Барламова Е. Н. Русская икона. - М: "Изобразительное искусство", 1994. 5. Гаврюшин Н. К. Философия русского религиозного искусства XVI - XX вв. М.: изд. группа "Прогресс", "Культура", 1993. 6. Гусева Э.К. "А.Рублев. Из собрания государственной Третьяковской галереи М., 1990. 7. Ю.А. Козлова "Шедевры Государственной Третьяковской галереи" 1994 8. Ильин М. А. Искусство московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. - М.: "Искусство", 1976. 9. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. - М.: Искусство, 1966. 10. Малков Ю. Русские иконы XII-XIX в.в., - М.: Искусство, 1988. 11. А.Б. Иванов "Рассказы о русских художниках" Цена: 1050.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru