Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Соотношение понятий «культура языка» и «культура речи» ID работы - 615299 культура (контрольная работа) количество страниц - 25 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 2 1. Возрождение к риторике в постиндустриальном обществе 3 2. Достижение риторики в метаязыковом аспекте 7 3. Соотношение понятий «культура языка» и «культура речи» 18 Заключение 23 Список литературы 25 ВВЕДЕНИЕ: Введение В качестве предварительного определения ри¬торики нам сейчас послужит наиболее распространенное, обще¬принятое: риторика – теория, мастерство и ис¬кусство красноречия. Так или примерно так определяет¬ся риторика в существующих общих и специальных словарях, энциклопедиях, справочниках. Дело только в том, что ключевое понятие этого определения – красноречие – само требует расшифровки и пояснения применительно к нашему времени, к современной нам речевой и социальной среде. Для большинства современных людей сейчас слово «ри¬торика» звучит загадочно. В обиходном языке оно означает ско¬рее «краснобайство», чем красноречие, т.е. умение с помощью пус¬тых фраз скрыть суть дела, увести от истины. Образованные лю¬ди, помня о прошлом, связывают риторику именно с ним: для них это наука древних, потерявшая свою значимость и действен¬ность в наши дни, – нечто забытое и привлекательное лишь как предмет ушедшей культуры, воспоминание о ней. Современный человек с его напряженным жизненным ритмом, как считают многие, не нуждается ни в особой науке о красноречии, ни в обу¬чении этому мастерству. Некоторые понимают риторику как ис¬кусство публичного выступления, необходимое оратору, пред¬ставляющее интерес только для тех, кто нуждается в нем про¬фессионально. Итак, что же такое современная риторика и совре¬менное красноречие? Существуют ли она? Таковы вопросы, на которые, прежде всего, нужно ответить и к которым мы сейчас обратимся. Нам необходимо увидеть, что эти пробле¬мы отнюдь не узко-филологические, а общекультурные, общегуманитарные, философские и социологические. Целью данной работы является исследование современного состояния риторики. 1. Возрождение к риторике в постиндустриальном обществе В постиндустриальном обществе XX в. в государствах Западной Европы США и Японии – странах, где бурно развивалась теория информации, – возрож¬дение риторики началось с середины столетия. Данный процесс связан с тем, что к этому времени науки гуманитарного круга, пережившие уже «оккупацию» ма¬тематическими методами и математической логикой, стали остро нуждаться в единой, обобщающей теории, в особой логике гуманитарного познания. Ни одна из обособившихся об¬ластей филологии выполнить такую роль не могла. К тому же филологи вновь остро заинтересовались живым устным речевым общением. В середине XX в. ученые-гуманитарии обратились к истории своих наук, к этому времени риторика уже давно выпала из состава научного знания, т.к. представляла собой тогда в основном теорию создания устной речи, тогда как фило¬логия была занята анализом письменных текстов. Риторика вос¬принималась с начала XX в. как устаревшая система средств речевого воздействия, которые ни на кого не воздействуют. Однако когда с этой забытой дисциплины стряхнули пыль веков и присмотрелись к ее классическому облику, выяснилось, что он внушает надежды и уважение, настолько актуальной, глу¬боко и тонко разработанной оказалась система риторических по¬нятий. Многие научные направления своим возникновением обя¬заны именно классической риторике – среди них герменевтика и структурализм, лингвистика текста и особая область филоло¬гии, получившая название «неориторика», т.е. «новая ритори¬ка». Вот как говорит об этом известный французский литерату¬ровед, структуралист Ролан Барт (1915-1980) в работе «От нау¬ки к литературе»: «У литературного структурализма есть слав¬ный родоначальник, чью историческую роль обычно недооцени¬вают и очерняют по мотивам идеологического характера, – Ри¬торика, эта впечатляющая попытка целой культуры проанализи¬ровать и упорядочить формы речи, сделать мир языка понятным для ума». Заметим неслучайное написания слова «риторика» в приведенном отрывке с заглавной буквы: преклонение перед риторикой во второй половине нашего ве¬ка – такая же норма, как пренебрежительное невнимание сто¬летие ранее. Совершенно особое положение занимает сейчас современная риторика среди гуманитарных наук в США. Ей принадлежит центральное место и в системе теоретического гуманитарного знания, и в системе учебных предметов (от школы до универси¬тета включительно). Американскую риторику называют «самым совершенным инструментом манипуляции общественным мнени¬ем». Она насущно необходима в культуре мас¬совой информации и массовой коммуникации, в мире масс-медиа, и, естественно, занимает там самый верх «пи¬рамиды знания». Риторика в США не просто наука, но как бы предмет государственной идеологии, а потому насаждается, на¬правляется и охраняется. Риторика в американской школе как общее учение о целесообразном построении речи включает зна¬ния о нормативности речи (орфографию и орфоэпию в том числе) и грамматику. Центральный предмет подготовки по родному языку в США — именно риторика. В американских учебных за¬ведениях, как и в теоретической американской филологии, рито¬рика понимается (как и в античности) как наука (science) и как искусство (art) — знание, превращающееся в действенное уме¬ние (skill). Соответственно ведется и риторическая подготовка. Распространены специальные курсы практически-подготови¬тельного содержания и определенные формы учебных занятий и досуга студентов колледжей и университетов. Так, например, в Калифорнийском университете (Беркли) предусматриваются постоянные (во время уик-эндов) встречи студентов с преподава¬телями и администрацие СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэти¬ка. – М.: Дидактика Плюс, 1994 2. Бороздина Г.В. Психология делового общения М, 1999 3. Браим М. Н. Этика делового общения. – Минск, 1996 4. Брынская О. Риторика и культура языковой коммуникации – М.: Художественная литература, 1992 5. Кохнев Н.Н. Риторика – М.: Просвещение, 1996 6. Культура русской речи // под ред. Граудиной Л.К., Ширяевой Е.Н. – М.: НОРМА–ИНФРА-М, 2001 7. Миримский Л.Ю., Мозговой А. М., Пашкевич Е. К. Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. – Симферополь, 1996 8. Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово – М.: Просвещение, 1996 Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru