Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Массовая культура в современной России ID работы - 614328 культура (контрольная работа) количество страниц - 14 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Влияние процессов общесоциального плана на массовую культуру последних лет 4 2. Крах системы культурного воспроизводства: пример книгоиздания 6 3. Динамика культурных предпочтений у основных социальных групп 9 Заключение 13 Список литературы 15 ВВЕДЕНИЕ: Введение Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э.Орловой. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Подобный подход к феномену Российской культуры представляется весьма эвристичным. С этой точки зрения весьма интересным представляется рассмотрение особенностей массовой культуры современной России. 1. Влияние процессов общесоциального плана на массовую культуру последних лет Общую рамку, контекст для активности населения, его основных контингентов в сфере восприятия культурных образцов составляют, среди прочего, некоторые процессы общесоциального плана. Применительно к 1990-м гг. можно ограничиться из них тремя. Распад советской государственной системы организации культурного тиражирования и распределения. В данном случае имеются в виду социализирующие и репродуктивные институты советского и постсоветского общества: среднюю школу, книгоиздательскую систему, т.н. учреждения культуры - библиотеки, театры, музеи. Говоря о распаде, нельзя сказать, что общее количество тех или иных из соответствующих учреждений и ведомств либо число их работников обязательно и резко сократились. Речь идет о падении их авторитета у значительной части населения, об утрате ими как институтами широких кругов заинтересованной и подготовленной публики. Так, согласно данным мониторингов ВЦИОМ 1993-1997 гг., доля тех, кто стал за последнее время, по их оценкам, реже бывать в театрах, музеях, библиотеках, от опроса к опросу продолжает оставаться максимальной именно среди более молодых россиян (до 29 лет); людей с высшим образованием; жителей Москвы и самых крупных городов; учащихся (студентов) и специалистов с высшим образованием. Важно отметить, что "стоячая волна" подобных негативных оценок воспроизводит не только результат воздействия различных неблагоприятных социальных, экономических и т.п. обстоятельств, но и стабильную установку на понижение активности в обозначенных областях (то есть культурный стандарт с определенным расчетом на перспективу). Причем демонстрируют подобный автостереотип в ситуации опроса (ролевого взаимодействия, диалога) как раз наиболее образованные, квалифицированные группы, потенциально активные в сфере культуры. А это уже связано с двумя другими социальными процессами. Изменение роли образованных слоев в российском обществе на протяжении последних семи-восьми лет. Дело здесь не ограничивается простым снижением культурной активности данной группы (например, падением ее интереса к музыке, театру, чтению, массовизацией вкусов, о чем речь пойдет дальше). Главное, видимо, в другом - в утрате интеллигенцией, "образованными" своего, казавшегося долгое время монопольным, места в обществе, устойчивого социального статуса и лидерского самоощущения в культуре, в потере привычных социальных партнеров и оппонентов, а отсюда - в растущем недоверии и равнодушии к современности (характерны высказывания типа "Это не мое время", "Нас обокрали, обманули"), в спаде креативного потенциала, самого импульса к смысловому поиску и культуротворчеству, укреплении ностальгических настроений и рутинных культурных практик. Это, в свою очередь, во многом влечет за собой дальнейшее падение значимости и привлекательности - особенно для наиболее молодых, социально активных групп - тех идей, представлений, конкретных имен и образцов (всей огосударствленной и классикализированной идеологии "высокой культуры"), которые раньше связывались с интеллигенцией в более широких кругах общества. Сегодня - и это особенно ощутимо в сравнении с концом 1980-х - самым началом 1990-х гг. - можно говорить о крайней раздробленности и разрыхленности самого образо СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Левада Ю. Индикаторы и парадигмы культуры в общественном мнении// Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2004. № 3. 2. Зоркая Н. Тенденции в чтении россиян в 90-е годы // Там же. С. 44-49 3. Дубин Б. Конец века // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 4. С. 13-14. 4. Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. М., 2004. С. 99-151; Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru