Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Культурная глобализация: медиа среда российской молодежи в аспекте влияния глобальных СМИ ID работы - 606728 культура (дипломная работа) количество страниц - 77 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 1. Культурная глобализация в условиях нового информационно-коммуникационного пространства 10 1.1. Развитие культурной глобализации. Исторический аспект 10 1.2. Средства массовой информации как инструмент влияния на массовое сознание 28 1.3.Изменение информационного пространства молодежной культуры 34 2. Современная культура российской молодежи 44 2.1 Портрет современной молодежи. 44 2.2. Новое информационно-коммуникационное пространство для российской молодежи. 53 2.3. Основные проблемы нового молодежного информационного пространства и пути их решения 62 Заключение………………………………………………………………………73 Библиография………………………..…………………………………………..76 ВВЕДЕНИЕ: Введение Термин "глобализация" употребляется уже довольно давно и широко распространен как в среде мировой научной общественности, так и в читательской аудитории. Литература по данной проблематике огромна. Это многие десятки, если не сотни книг, тысячи статей научного и публицистического характера. Однако общепринятого определения понятия глобализация не выработано до сих пор. Отчасти это объясняется очень широким диапазоном явлений в экономической, политической и социокультурной сферах общественной жизни, к которым применяется данный термин. Следствием этого является возникновение новых понятий, описывающих те или иные изменения современного этапа развития человеческого сообщества, - финансовая глобализация, культурная глобализация, информационная глобализация. Данная работа посвящена именно культурной глобализации, под которой следует понимать, прежде всего, изменения контекста конструирования значения, изменения идентичности, ощущения места и самости по отношению к данному месту, общих представлений, ценностей, устремлений, мифов, надежд и опасений. Некоторые авторы оспаривают утверждение, что глобализационные процессы в обществе являются принципиально новым неизученным явлением. Бесспорно, что глобализация с точки зрения интернационализации хозяйственных и иных связей между странами и континентами имеет свою давнюю историю. Более того, для ряда современных развитых стран (Великобритания, Бельгия, Франция) доля внешней торговли и экспорта капитала по отношению к ВНП сегодня значительно сократилась по сравнению с началом XX века. Тем не менее, есть основания утверждать, что с появлением и активным внедрением в повседневную практику информационно-коммуникационных технологий глобализационные процессы начинают приобретать качественно новое содержание. Последние десятилетия XX века прошли под знаком революционных инноваций в сфере информационно-телекоммуникационного оборудования. Прямым следствием научно-технического прогресса явилось сжатие, уплотнение пространства - времени в рамках становления единой глобальной международной системы планетарного масштаба. На современном этапе развития общества люди, государства связаны между собой сложными системами информационно-коммуникационных потоков, для которых расстояния, территориальные границы, географические преграды более не имеют существенного значения. Активное внедрение в повседневную жизнь информационно-телекоммуникационных технологий несоизмеримо расширило и ускорило процесс интернационализации не только экономических и хозяйственных, но также политических и социокультурных связей. Экран телевизора или монитора позволяет отдельно взятому человеку независимо от его географического местоположения получить доступ к социальному и культурному опыту других народов, познакомиться с традициями и обычаями иных культур. Таким образом, формы видения мира становятся значительно более многообразными, нежели в совсем недавнем прошлом. Несомненно, подобное соприкосновение с иными культурными традициями накладывает свой отпечаток на национальные и религиозные основы жизнедеятельности, стимулирует эрозию традиционных местных, этнических, национальных начал, корректирует восприятие культурных архетипов, на которых основано каждое общество. "Связывая людей в громадные наднациональные сообщества с гигантскими ядрами городов и рынками в миллионы человек, информационно-коммуникационные сети побуждают жить и потреблять однотипным образом" . Так или иначе, но подобные процессы, получившие название информационной и культурной глобализации, формируют в сознании каждого отдельного человека чувство принадлежности к глобальному мировому сообществу. Оценка подобных тенденций развития человеческого сообщества весьма неоднозначна. С одной стороны, раздается множество восторженных оптимистических прогнозов о возникновении единой великой культуры человеческой цивилизации на основе общепринятых законов политического и экономического развития. Тезис о необходимости стержневой идеи для успешного развития любой цивилизации или государства не нуждается в доказательствах. При всей множественности моральных норм, обычаев, привычек, форм поведения, люди, живущие в едином политико-культурном пространстве, нуждаются в неких общих ценностях и законодательных и поведенческих нормах, которые регулируют их жизнь. С другой стороны, эти же процессы порождают весьма пессимистические отзывы о начале культурной гомогенизации человеческого сообщества, так как невозможно гарантировать, что при создании "всеобщих ценностей", по которым будет развиваться человечество, будет налажен равноправный взаимовыгодный культурный диалог. До недавнего времени на мировой арене господствовала европоцентристская или западноцентристкая общественно-политическая парадигма. Формирование индустриального общества, пришедшего на смену феодализму, в первую очередь имело следствием зарождение и активное распространение новой ценностно-мировозренческой системы. В ее основе лежат западная христианская религиозная традиция, ренессансные и реформационные культурные потрясения, огромное богатство социально-философских и общественно-политических учений эпохи Просвещения. Стержневой идеей европоцентристкого мира стала концепция модернизации, научно-технического прогресса, которая была принята и подтверждена всем спектром социальных, гуманитарных и естественных наук как неизбежный неотвратимый путь ступенчатого развития человеческой цивилизации. Верх одержал рационалистический тип мышления и рационалистический подход к решению основных онтологических проблем человеческого существования. "Если обратиться к анализу западной культуры, оказавшей и продолжающей оказывать в последнее время сильнейшее влияние на умы и сердца многих образованных россиян, то трудно не заметить в ней противоречивого синтеза космоцентрической и эгоцентрической культур при безусловном приоритете последней" . Эгоцентрическая культура, по мнению Иосифа Дзялошинского, характеризуется стремлением личности к самоутверждению, свободе мыслей, эмоций, действий, творчества. В центре - фаустовский человек, способный изучить и подчинить своей воле любые природные явления и процессы. Однако конец холодной войны одновременно ознаменовал закат европоцентристкой модели мира. Преимущественный характер европейского баланса сил подорвала еще Первая мировая война, когда великие европейские державы были вынуждены принять де-факто равноправное участие в решении международных вопросов таких стран, как США и Япония. Игнорировать такие страны, как Китай, Индия, Пакистан, Иран, Ливия и т.д., более не представляется возможным. В настоящее время международная обстановка характеризуется столкновением двух ценностно-мировоззренческих парадигмальных установок, которые на геополитическом уровне укладываются в классические представления однополярной и многополярной систем международных отношений. Конец европоцентристкого мира в пространственно-территориальном отношении не означает исчезновения западной рационалистической цивилизации. В условиях становления принципиально нового типа общественного обустройства, постиндустриального (информационного) общества происходит борьба ценностно-мировоззренческих установок, которые в своем комплексе отражают направление и развитие общественного сознания и общественно-политической мысли. С одной стороны, это использование глобализационных процессов в социокультурной сфере для активизации равноправного мультикультурного диалога между различными обществами в рамках формирования глобальной полицентричной цивилизации, включающей в себя важнейшие базовые компоненты культурного многообразия человеческой цивилизации. Это выражение воли человека к бытию, реализация полноценной жизни в обществе и ее соответствие с накопленным опытом всего человечества в целом. Противовесом создания полицентричного мира на геополитической парадигме многополярного мира является стремление искусственно удержать доминирующие позиции западноцентричного мира путем насильственного внедрения единых унифицированных моделей в политику, экономику, социальную сферу, науку, образование и другие аспекты общественного развития, распространяя архетипы западной культуры в глобальном масштабе. Следует признать, что информация наравне с пищей и стремлением к безопасности является одной из базовых потребностей человека. Целенаправленное негативное информационное воздействие на систему сознания и психики человека вызывает серьезные психические заболевания, требующие длительного лечения. Враждебное информационно-психологическое вмешательство в систему общественного сознания и психики может вызвать дестабилизирующие последствия и угрожать национальной безопасности страны. Цель этого вмешательства состоит в разрушении сложившегося восприятия базовых архетипов, на которых формируется культурная идентичность нации, ее духовно-ценностные основы, традиции, обычаи - то, что составляет особость, самобытность народов. Таким образом, противоречивой составляющей глобализации является угроза культурному многообразию человеческого сообщества, которая выражается в развязывании информационно-психологических войн как наиболее эффективного метода решения геополитических противоречий на современном этапе мирового развития. Сохранение культурного плюрализма - одна из приоритетных задач как международных организаций, так и каждого отдельного государства. Сбалансированная государственная политика, способная наладить и поддержать равноправный диалог национальной культуры в процессе интеграции в глобальную систему международных отношений, является составляющей национальной безопасности современного государства. Причем в качестве одного из важнейших аспектов государственной политики в культурной и информационной сферах является налаживание механизма контроля над СМИ. Возможность регулирования СМИ в ситуациях информационно-психологического давления является не нарушением демократических принципов свободы слова и свободы информации, но насущной необходимостью современных условий отстаивания национальных интересов на поле геополитической конкуренции. Итак, под влиянием глобализации сформировалось новое информационно-коммуникационное пространство, что влечет за собой изменения, в первую очередь, в культурной и социальной сферах. Результатом глобализационных процессов может быть культурная гомогенизация или уменьшение культурного разнообразия в мире, глобализация вполне способна привести к росту униформности различных культур. Именно данный факт обуславливает актуальность рассматриваемой темы. Изменения социального положения различных групп населения в период перехода к рыночным отношениям коснулись и тех групп, которые традиционно считались носителями передовых идей, в том числе и молодежи. Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определяется социально-экономическим состоянием общества. Молодежь является зеркалом, в котором отражается та социальная действительность, в условиях которой она живет. Структура работы Цель написания дипломной работы – анализ информационно-коммуникационного пространства в условиях глобализации культуры на примере современной культуры молодежи России. Основные задачи работы - оценить влияние глобализационных процессов, в частности глобальных СМИ, на современную культуру; определить место российской молодежи в новом информационно-коммуникационном пространстве. Объект исследования – культура в аспекте глобализации. Предмет исследования - современная культура российской молодежи. Первая глава данной работы посвящена проблеме развития культуры в историческом аспекте, ее места и значимости в информационно-коммуникационном пространстве. Определяется роль и значение глобальных СМИ как инструмента влияния на массовое сознание и, следовательно, на культурные приоритеты. Далее в условиях глобализации рассматривается информационное пространство молодежной культуры в целом. Во второй главе рассматривается частное проявление глобализации культуры на примере российской молодежной культуры. Дан анализ российских молодежных СМИ и их влияние на основные ценности и приоритеты современной молодежи, а также приведены основные проблемы и задачи молодежной политики в условиях нового информационно-коммуникационного пространства. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список использованных материалов: 1. Алешина И. Постиндустриальное общество и международные коммуникации // Международное сотрудничество. 2000. №1. 2. Глядя на Запад: Культурная Глобализация и российские молодежные культуры/ под ред. СПб.: Алетейя, 2004. 3. Демидов Ф.Д. Глобализация и нелинейный мир. – М, 2003 4. Дзялошинский И. Культура, журналистика, толерантность. // Материалы научно-практической конференции "Пресса, государство, культура: мультикультурализм как новая философия взаимодействия". - М., 2002. 5. Доклад Министра образования Российской Федерации Владимира Филиппова, 2001 6. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. 7. Землянова Л.М. Глобализм и антиглобализм в эпоху формирования информационного общества. // Вестн. Моск. Ун-та. Журналистика. 2001. Сер.10. N6. C.56-65 8. Ковалева И.А.. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория//СоцИс.- 2003.-№ 1. 9. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России// Социс. - 2002. - № 10. 10. Материалы научно-практической конференции «Стратегия развития России» от 12 октября 2004г. Доклад к.ф.н. Петрова В.Б. «Информационная геостратегия России» 11. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире/под ред. П. Бергера и С.Хангтингтона; Пер. с англ. В.В.Сапова под ред. М.М.Лебедевой// М.: Аспект Пресс, 2004. 12. Омельченко Е. Молодежь России между активностью и пассивностью М. 2001 (www.prpc.ru) 13. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан// Социс. - 2002. - № 10. 14. Покровская Н.Н. Глобализация и культурный плюрализм. – СПб.: Журнал «Личность и культура», 2003 15. Полищук Ю.Л. Межрегиональная интеграция Российской Федерации. Журнал «Эксперт», 2004 №12 16. Психология масс. Хрестоматия.// М., 2001. 17. Рожков И. Я. Цивилизованная реклама – насущная необходимость цивилизованного рынка// Реклама № 5 (1994) 18. Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи// Социс. - 2002. - №5 19. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999 20. Ученова В.В. Исторические этапы формирования рынка рекламы в России. - М., 2003 21. Чугунов А.В. Теоретические основания концепции "Информационного общества": Учебно-методическое пособие по курсу "Интернет и политика" // Каф. политологии философского ф-та СПбГУ. СПб, 2000 22. Технологии социальной работы/ Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М., 2001 23. Известия.RU 24. Harter S. Life on planet.ru Cambridge, 2000 25. Zakon R.H. Hobbies’ Internet Timeline // www.isoc.org 26. www.inache.net 27. www.energiavita.ru 28. www.monitoring.ru 29. www.mhg.ru 30. www.nasledie.ru 31. www.arctogaia.com Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru