Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Жизнь и деятельность митрополита Филиппа в различных редакциях "Жития..." ID работы - 712870 история (дипломная работа) количество страниц - 66 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Особенности исторической ситуации на Руси в период создания "Жития митрополита Филиппа" 7 1.1. Правление Иоанна Грозного 7 1.2. Опричнина 14 1.3. Положение церкви в период правления Иоанна Грозного 20 Глава 2. Жизнь и деятельность митрополита Филиппа в различных редакциях "Жития..." 27 2.1. Источники "Жития митрополита Филиппа" 27 2.2. Биография митрополита в "Тулуповской" редакции "Жития..." 35 2.3. Широкое описание соловецкой жизни в "Колычевской" редакции 45 Глава 3. Светская и церковная власть в контексте "Жития..." 49 3.1. Светская власть в оценках различных редакций "Жития митрополита Филиппа" 49 3.2. Характерные особенности церковной власти 17 в. 57 Заключение 61 Библиография 65 ВВЕДЕНИЕ: Для получения исторических сведений используются самые различные источники, среди которых немаловажное место занимают литературные, в частности, житийная литература. Изучение житий с источниковедческой точки зрения большинство ученых 18 - 19 вв. признавали малоперспективным. Так, например, фундаментальное исследование древнерусских житий, предпринятое Ключевским В.О., привело его к весьма скептическим выводам относительно полезной информации, которую может почерпнуть исследователь прошлого из агиографических произведений. Современное состояние источниковедения позволяет более оптимистично взглянуть на возможности использования агиографии в исторических исследованиях. Нам кажется, что можно шире использовать формулярный анализ при изучении житийной литературы. Это, в частности, позволит точнее воспроизвести представления о святости в древней Руси. Следует больше внимания уделять тем нравственным нормам, которые пропагандируются в житиях. Важно подчеркнуть, что в ряде случаев авторы повестей о подвижниках - иногда в неявной форме - утверждали возможность девиантного (отклоняющегося от общепринятых норм) поведения, в том числе неподчинения светским властям, а также определяли условия, при которых подобные поступки были не только возможными, но и желательными, Несмотря на абстрактно-трафаретное содержание каждого жития, на то, что многие агиографические повести были написаны спустя десятки, а то и сотни лет после смерти святого, те из житий, которые принадлежали перу современников, сохранили ценные исторические свидетельства. Часто они рассказывают о повседневной жизни монастырской братии, крестьян и горожан, отношении их к светской власти. Сочинения Курбского А.М. и немцев-опричников, несмотря на их пристрастность, уже давно используются как источник в исторической литературе. Наряду с ними в научную литературу вошло "Житие Филиппа, митрополита Московского". Время составления этого памятника точно не установлено, все его известные редакции относятся к XVII веку. Предположительно, первый вариант "Жития" был создан вскоре после перенесения мощей митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь (1591). Несмотря на то, что "Житие Филиппа" использовалось еще в трудах Карамзина Н.М., полностью оно было издано лишь в 1928 году в Париже Федотовым Г.П. Такой долгий период забвения не был случайным. "Житие Филиппа" по своему содержанию выходит за рамки произведений житийного жанра. Митрополит Филипп принадлежит к ряду исторических личностей, которые воплотили нравственный идеал не только своей эпохи, но и последующих поколений. Почти для всех ученых, занимавшихся Житием, оно было материалом для исторического анализа противостояния Ивана Грозного и митрополита Филиппа, источником по истории опричнины (шире - всей эпохи Иоанна IV). Потому главной для них была проблема степени достоверности сообщаемых в Житии фактов реальным событиям. Мы же попытаемся изучить тексты двух редакций "Жития", чтобы на их основании описать состояние светской и церковной власти времен Иоанна Грозного. Отсутствие подобных описаний указывает на актуальность проводимого исследования. Актуальность темы исследования подтверждается и тем фактом, что особенно много споров в настоящее время вызывают исключительно важные проблемы взаимоотношения Церкви и государства, личности и государства... В разделе "Церковь и государство" указано: "Государство, как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом... Господь призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13. 3-4)". "Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее. (1 Тим. 2. 2)".. Вместе с тем очень важно правильно обозначить пределы компетентности государственной власти, поэтому тут же записано: "Христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания". Государство ни в коем случае не должно превращаться в самодовлеющий институт. Мы знаем, что такая тенденция неоднократно проявлялась в истории, знаем и то, к каким опасным последствиям она может приводить. Пример тому - отношение церкви и государства во времена правления Иоанна Грозного. Проблема данного исследования заключается в том, чтобы установить, каким образом отражены светская и церковная власть времен Иоанна Грозного в текстах "Жития". Решения поставленной проблемы составило цель данной работы. Объект исследования - различные редакции текста "Жития Филиппа, митрополита Московского". Предметом исследования явились светская и церковная власть в контексте "Жития". Проблема, цели и предмет исследования предопределили следующие его задачи: - показать особенности исторической ситуации на Руси в период создания "Жития митрополита Филиппа"; - рассмотреть, каким образом представлены жизнь и деятельность митрополита Филиппа в различных редакциях "Жития"; - на основе текстов двух редакций "Жития" показать состояние Светкой и церковной власти времен Иоанна Грозного. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: - текстологический анализ; - изучение и анализ монографических исследований и отдельных статей по теме работы. Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: особенности характеристики светской и церковной власти времен Иоанна Грозного в контексте "Жития Филиппа, митрополита Московского" предопределяются - позицией авторов редакций по отношению к деятельности царя; - позицией авторов редакций по отношению к деятельности митрополита. Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. - Л.: Наука, 1989. 2. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: историко-библиографические очерки. Книга первая. IX-XVI вв. - М.: Политиздат, 1991. 3. Вернадский Г.В. Московское царство. Тверь: ЛЕАН, М.: АГРАФ, 2000. 4. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI - первой половины XVII века. Тексты. - Л., 1986. 5. Зимин А.А. Опричнина. - М.: Территория, 2001. 6. Зуев М.Н. Отечественная история. - М.: ОНИКС 21 век, 2003. 7. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юрист, 1993. 8. История и культура Отечества/Под ред. В.В. Гуляевой. - М.: Академические проект; Трикста, 2005. 9. Каштанов С.М. К изучению опричнины Ивана Грозного // История СССР. - 1963. - № 2. 10. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. - М.: Православная энциклопедия, 2002. 11. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М.: Моск. Рабочий, 1989. 12. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М.: Политиздат, 1987. 13. Кобрин В.Б. Иван Грозный. Избранная Рада или опричнина?// История Отечества: люди, идеи, решения. - М.: Проспект, 2001. 14. Колобков В.А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия. - СПб. 2004. 15. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее исторических деятелей. - СПб., 1874. Отд. 1, вып. 2. 16. Латышева Г.Г. Публицистический очерк по истории опричнины // Вопросы истории и источниковедения отечественной истории. - М.: Высш. шк., 1984. 17. Латышева Г. Г. Публицистический источник по истории опричнины: (К вопросу о датировании) // Вопросы историографии и источниковедения: Сб. трудов МГПИ им. В. И. Ленина. - М.: Изд-во МГУ, 1984. 18. Лобакова И. А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 19. Лобакова И. А. Два вида Колычевской редакции "Жития Митрополита Филиппа"// ТОДРЛ. - СПб., 2003. Т. 53. 20. Ляшенко Л. Грозный царь. - М.: Молодая гвардия, 2004. 21. Манягин В. Без вины виноватый //Правая.ru: Православно-аналитический сайт// http://www.pravaya.ru/govern/391/84 22. Митрополит Макарий и его святые современники //. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. - М.: Альфа и Омега, 1996. - Вып. 4 (11). 23. Нефедов С. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние//Вопросы истории. - 2002. - № 11. 24. Новикова О. Л. О второй редакции так называемого Соловецкого летописца//Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. - СПб., 2001. 25. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. 26. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Подготовка текста Я. С. Лурье и Ю. Д. Рыкова. Л.: Наука, 1979 27. Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь: 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа посвящается/ Под ред. патриарха Моск. и всея Руси Алексия II. - М.: Православная энциклопедия, 2000. 28. Платонов С.Ф. Иван Грозный//http://www.tbumm.org/Library/IvanIV.htm 29. Сапожникова О.С. Записка об обретении и перенесении мощей митрополита Филиппа (Колычева)//Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. - СПб., 2001. 30. Скрынников Р. Г. Царство террора. - СПб.: Наука, 1992. 31. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. 32. Скрынников Р.Г. Лихолетье: Москва в XVI-XVII веках. - М .: Моск. Рабочий, 1989. 33. Скрынников Р.Г., Каппелер А. Забытый источник о России эпохи Ивана Грозного//Отечественная история - 1999. - № 1. 34. Скрынников Р.Г. Филипп Колычев//Скрынников Р. Г. Святители и власть. - Л.: Знание, 1990. 35. Толстой М. В. История русской Церкви. Издание Валаамского монастыря, 1991. 36. Фроянов И.Я. О возникновении русского абсолютизма// Начала Русской истории. Избранное. - М.: Издательский дом "Парад", 2001. 37. Флоря Б.Н. Иван Грозный. - М.: Молодая гвардия, 2002. 38. Филюшкин А. Избранная Рада - исторический миф?// Родина. - 1995. - №7. 39. Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. - М.: Слово, 1999. 40. Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. - М.: Знание, 1973. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru