Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Жилище в Сибири Восточно-Славянских переселенцев ID работы - 661685 история (курсовая работа) количество страниц - 29 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1. Представление Восточно-Славянских переселенцев о жилище 1.1. Общее представление о жилище 1.2. Структурирование жилого пространства и внешние границы жилища 1.3. Внутренние элементы жилища 2. Отдельные элементы декора жилища восточно-славянских переселенцев Заключение ВВЕДЕНИЕ: Восточно-славянские переселенцы всюду оставили они следы крупных археологических культур железного века, связанных с земледелием, скотоводством, ремеслами. Раскопки свидетельствуют, что на рубеже нашей эры славяне жили соседскими общинами в небольших поселениях по берегам крупных рек, на укрепленных рвами и валами возвышениях. Их небольшие жилища, размером 16-24 м2, нередко были углублены в землю, стены делались из бревен, укрепленных на вкопанных столбах. Пищу славяне хранили в ямах, готовили ее на каменных очагах или в глинобитных печах. Все основные орудия труда, оружие и конское снаряжение изготовляли из железа. Многочисленные украшения (бронзовые витые браслеты, хитроумные фибулы, подвески, цепочки, булавки, стеклянные бусы) говорят о внимании предков к своей внешности; красотой форм отличаются и древнейшие лепные глиняные сосуды. Основой хозяйства было подсечное земледелие. Славянские селения имели и все виды домашнего скота. Сети и удочки приносили жителям рыбу, охотники добывали оленей, лосей, зубров, косуль, кабанов, медведей, бобров и других зверей. В одежде шкуры были уже заменены тканями из льна и шерсти. О славянах упоминают античные авторы: Плиний Старший, Тацит, Птолемей. Во II веке Тацит пишет об энергичных славянских племенах, совершавших походы на римские области в низовьях Дуная (римская дорожная карта IV века уже показывает в этих местах славянские поселения). В V веке путешествовавший на север от Дуная Приск Понтийский писал, что в деревнях им "доставлялось продовольствие, притом вместо пшеницы - просо, а вместо вина так называемый по-туземному мёд". В конце V века, после исчезновения гуннов, славяне двинулись дальше на Балканы и в византийские владения Северо-Западного Причерноморья (анты и склавины). От VI века до нас дошли сведения о "неизмеримых пространствах", занятых "многолюдным племенем" славян, "мощным своей численностью". О силе и единстве славянских племен писал в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский. В те времена славяне жили уже в широко раскинувшихся неукрепленных поселениях, соседскими общинами, в домах из одного-двух помещений с печами. Они владели железным плугом, ручными мельницами, серпами и косами, имели ключи-запоры, долота и иглы, разнообразнейшую лепную и гончарную посуду, сделанную специальными мастерами. Дом относится к числу основополагающих, всеобъемлющих архетипических образов, с незапамятных времен функционировавших в человеческом сознании. Эквиваленты славянского слова "дом" обозначали широкий круг понятий: кров, семью, строение, некое определенное место. А также явления, связанные с культурной организацией жизни: хозяйство, быт, иерархию, порядок. Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время отмечается повышенный интерес в научной среде к исследованию народной культуры. Значительное внимание исследователей уделяется культуре регионов. Не все регионы в этом отношении исследованы одинаково. Цель работы - рассмотреть жилище в Сибири Восточно-Славянских переселенцев. Территория Сибири, в силу ряда причин, часто выпадала из внимания этнографов. Задачей работы в связи с этим становится показать образ жилища в традиционной картине мира переселенческих славян, его значение в представлении далеких предков, что в свою очередь требует выяснения особенностей внутреннего пространства восточнославянского жилища, знаковой роли отдельных его частей, изучение семантики жилища и его ценностной акцентировки. При рассмотрении данной темы были использованы материалы по славянской мифологии, обрядам и фольклору, поскольку именно в этих источниках и нашел свое отражение образ интересующего нас объекта. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Лениздат, 1983. 2. Байбурин А.К. Жилище восточных славян. М.: Просвещение, 1983. 3. Бардина П.Е. Теория и история художественного творчества народов Сибири. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 4. Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белоруссов (поселения, жилища и хозяйственные строения): Восточнославянский этнографический сборник. М: Наука., 1956. С. 323. 5. Даль В. Пословицы. М.: Мысль, 1904. Т.5. 6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Просвещение, 1955.Т. 2. 7. Древнее жилище народов Восточной Европы / Под ред. М.И. Сухорукова. М.: Просвещение, 1975. Садовникова Д. Загадки русского народа. СПб.: Питер, 1996. С. 97. 8. Дынин В.И. История художественного творчества. М.: Издательство "НОРМА", 2000. 9. Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии. М.: Просвещение, 1991. С. 88. 10. Иванов П. Народные обычаи, поверья, приметы, пословицы и загадки. Харьков: ГРУТТУ, 1999. 11. Лотман Ю.М. Статьи и типологии культуры. М.: Просвещение 1970. 12. Ляпушкин И.И. История художественного народного творчества. М.: Просвещение, 1991. 13. Маркс К; Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 159. 14. Минх А. Н. Народные обычаи, обряды, суеверия и предрассудки крестьян Саратовской губернии. СПб.: Питер, 2000. 15. Подвысоцкий А. Словарь областного архангельского наречия. СПб: Питер, 1995. 16. Седов В.В. История художественного народного творчества. М.: Просвещение, 1991. 17. Серебрянников Ф. Обычаи и обряды крестьян Себежского уезда при крестинах, свадьбах и похоронах: Памятная книжка Витебской губернии. СПб.: Питер, 1995. 18. Сумцов Н.Ф. Культурные переживания. Киев: КГУ. 1990. 19. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. Л.: Лениздат, 1974. 20. Чижикова Л.Н. Сельские жилища в 18-начале 20 вв.// Русские: народная культура (история и современность) Т.2,М.: Издательство "НОРМА", 1998. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru