Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Замок в средневековом городе ID работы - 606086 история (дипломная работа) количество страниц - 104 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 1. Замок как оборонительное сооружение 8 1.1. Возникновение замков в Европе 8 1.2. Оборона замков 11 2. Функции замка 28 2.1. Топография замков 30 2.2. Заградительные замки и контр-замки 31 2.3. Гарнизонные и оккупационные замки 33 2.4. Замковая политика 34 2.5. Символы силы: бергфрид, башни и ворота 37 2.6. Символы обороноспособности: бойницы, зубцы и подъемный мост 43 2.7. Замок в войне 46 3. Средневековые города 52 3.1. Генезис города 52 3.2. Эволюция средневекового города 62 4. Жизнь в замке 76 4.1. Обитатели замков 76 4.2. Свет и тепло 78 4.3. Интерьер и мебель 80 4.4. Санитария 82 4.5. Водоснабжение 84 4.6. Ежедневная пища 86 4.7. Одежда 88 4.8. Годовой цикл 91 Заключение 94 Список литературы 98 ВВЕДЕНИЕ: Введение Цель данной работы – изучение истории замков и их роли в возникновении городов в Средневековье. Первые опыты упорядочения городов и поселений относятся к середине III - началу II тысячелетия до н. э. В Древнем Египте и Двуречье применялась разбивка города на геометрически правильные кварталы. В Древней Греции и Риме приемы регулярной планировки сложились в стройную систему - так называемую Гипподамову систему. Средневековые города, опоясанные мощными стенами, имели кривые и узкие улицы вокруг замка, городского собора или торговой площади. Жилые районы за пределами городских стен окружались новым кольцом стен, а иногда на их месте образовывались кольцевые улицы, которые в сочетании с радиальными улицами определили формирование характерной радиально-кольцевой (реже веерной) структуры городов. Города оказали значительное воздействие на экономику средневекового общества, сыграли очень важную роль в его социально-политической и духовной жизни XI столетия — время, когда в большинстве стран Западной Европы в основном сложились города, как и все главные структуры феодализма, — является хронологическим рубежом между ранним средневековьем (V—XI вв.) и периодом наиболее полного развития феодального строя (XI— XV вв.), средневековой цивилизации в целом. Средневековый город, сыгравший такую важную политическую роль в средние века, сделал много и для развития культуры. В городе делала быстрые успехи светская литература, рано обнаружившая свои антифеодальные черты. В городах уже в XII— XIII веках начали появляться сатирические произведения в форме так называемого фаблио (у французов) или швенков (у немцев), в которых содержались остроумные нападки на феодалов. Много сатирических моментов, направленных против феодалов, содержали и итальянские повести-новеллы. Общеевропейскую известность получил сложившийся во Франции окончательно в XIII веке «Роман о Лисе», в котором феодалы представлены в образе голодного и жадного Волка, постоянно обманываемого пронырливым Лисом. В городе зародился и средневековый театр, сначала в виде мистерий, т.е. драматических сцен на различные библейские сюжеты. Потом в них постепенно включался светский бытовой материал, часто также получавший комически-сатирический характер в форме фарса. Горожане, подобно рыцарям, но только в другом роде, имели свои любимые массовые развлечения. Одним из них были карнавалы, уличные шествия с музыкой и в масках, устраивавшиеся в конце зимы в промежуток между праздником Рождества и началом Великого поста. В городах Италии уже в конце XIII — начале XIV века зародилась новая культура Возрождения. Исследователи городской культуры различают два основных алгоритма возникновения города в средние века. Первый - спонтанное возникновение поселения под воздействием благоприятных факторов - чаще имел место в ранний период. В эпоху же классического развитого Средневековья преобладает другой путь появления городского поселения, а именно его планируемое "создание" по воле и под наблюдением какой-либо организации или даже отдельного лица. В то же время, несмотря на своеобразие и индивидуальность застройки и внешнего вида города, места и времени его основания, отдельные общие черты организации городского пространства все же наблюдаются. Как правило, в городе кафедральный собор, один или несколько рынков, укрепленный центр (бург, сите), здания городской администрации (ратуша, мэрия, синьория), дворцы-замки знати, система фортификаций. К городу примыкали торгово-ремесленные предместья и сельская округа, включавшая в себя земли и угодья отдельных горожан и городской общины в целом. Нередко и внутри городских стен имелось место для небольших пахотных участков, виноградников и огородов. Несмотря на хаос узких, кривых и перепутанных улочек и тупиков, беспорядочный разброс зданий, словно наобум понатыканных, где попало, в построении города присутствует некоторая логика: она выражается в концентрации вокруг определенных центров и на определенной территории проживания отдельных групп населения, отличающихся по социальным, профессиональным, этнико-конфессиональным характеристикам. Отсутствие системы и хаотичность в застройке всегда тесно переплетались со всевозможными правовыми нормами, регулирующими строительство в городе. Так, например, рыночная площадь, главное место общественной жизни города, складывалась в ансамбль из обрамляющих ее частных бюргерских домов. Их внешний вид и особенно размеры жестко ограничивались властями города. Одной из основных причин подобного контроля становилась чрезмерная дороговизна земли в городе. Важнейшими факторами, определяющими облик городов, были, укрепленный центр города (замок), собор и рынок. То, что оборона долгое время играла важнейшую роль при возникновении города, определило особый статус укрепленного городского ядра (замка). Первоначально это ядро представляло собой защиту для предместий, но с течением времени его статус коренным образом видоизменялся: из покровителя центр превратился в силу, противостоящую возникающему из предместий новому городу и его торгово-ремесленному населению. Такому обособлению нередко способствовало изначально более выгодное расположение первичных укреплений - на острове, полуострове, холме, скале и т.п. В том случае, если укрепление располагалось на возвышенности, оно становилось так называемым "верхним городом" по отношению к расположенному у его подножия торгово-ремесленному поселению - "нижнему городу". Часто пространство перед укреплением со стороны внешнего города намеренно не застраивалось во избежание неожиданных действий атакующих (в том числе и разгневанных горожан). Положение замка могло меняться в зависимости от алгоритма возникновения города, о чем уже говорилось выше. В старых городах, возникавших спонтанно, замок, как правило, оказывался в центре города. В городах же, "созданных по чьей-либо инициативе, он чаще всего занимал обособленное положение, поскольку это предоставляло большие возможности для организации обороны от нападения горожан в случае необходимости. В старых городах внутри укрепленного ядра строились и соборы. Соборы разделяли судьбу прочих укрепленных центров городских поселений и враждебно обособлялись от торгово-ремесленной округи. По мере усиления самого торгово-ремесленного поселения, соборы начинают появляться и непосредственно на его территории, поскольку развитие крупного средневекового города просто не мыслилось без собора. Укрепление поселений и земляные работы использовались для обороны еще с каменного века. Однако настоящие замки появились в Европе только в 9 век, частично в ответ на участившиеся рейды по XV век в Европе было построено несколько десятков тысяч замков. Перепись национальных ценностей во Франции в 1905 году показала, что только в этой стране насчитывается 10000 остатков средневековых замков. Во время феодального периода, местная знать была главой локальной властью, диктовавшей законы и правила, а также обеспечивающей защиту от разбойников и викингов. Феодалы строили замки для собственной защиты и для обеспечения безопасного места для дислокации армии и удобного выступления в боевые походы. Оборонительная ценность замков скрывает тот факт, что создавались они в основном для агрессии. Они были базой для профессионального войска, в основном кавалерии, которое держало в подчинении близлежащие деревни. Во времена, когда по многочисленным причинам централизованная власть короля была ослаблена, замки и поддерживаемые ими войска обеспечивали относительную политическую стабильность. Исходя из всего вышесказанного, актуальность темы на современном этапе развития общества – очевидна. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте. – М.: Молодая гвардия, 2004 2. Афанасьев Ф.Г. Из Берлина в скальный город Средневековья. Журнал «Эксперт» 2002 №12 3. Бордонов Ж. Повседневная жизнь томплеера 13 века. - М.: «Молодая гвардия», 2004 4. Блейлер Е. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. – СПб, 1997 5. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.Энциклопедический словарь. – М, 2001 6. Велихов Л.А. Генезис города. Журнал «Городское управление», 1999 г. №5 7. Герч Р. Мир замков. – СПб, 1997 8. Жан Брюнель Лабуршион "Повседневная жизнь во времена трубадуров. М.: Молодая гвардия, 2003 9. Забытов М.А. Влияние зонирования жилой среды на уровень комфортности проживающих. Журнал «АВОК», 2003 №5 10. Игнатьев Л.Д. Средневековый город в Западной Европе. Журнал «Ролевые игры». 2004 №2 11. Мишо Г. Крестоносцы.- М.: Росмэн, 2000 12. Лео Мулен. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы. X-XV вв. Перевод Татьяны Чесноковой. – М, 2000 13. Пастуро Мишель "Повседневная жизнь Англии, Франции во времена рыцарей круглого стола. Пер. с фр. М.О.Гончар; Науч. ред., коммент. и послесл. Т.Д. Сергеевой;- М.: Молодая гвардия, 2001. 14. Поньон Эдмон. Повседневная жизнь Европы в 1000г. – М, 2000 15. Риттер Д. Культура Средневековой Германии. – М, 1996 16. Розов А.Л. Солнце в парусах. Журнал «Вокруг света», 2001 №5 17. Сергеенко Н.Е. Темные века Средневековья. – М, 2003. 18. Цейн И. Замок: укрытие или ловушка? Журнал «Вехи истории», 1999 №3 19. Шаталов В.Р. История города. Журнал «Вокруг света», 1998 № 12 20. Яковлев В.А. История крепостей. – М: Полигон, 2000 21. Яковлев Р.О. Градостроительство в древнем Египте. Журнал «Деньги», 2002 № 9 Обзор литературы 1. Жан Брюнель Лабуршион "Повседневная жизнь во времена трубадуров. М.: Молодая гвардия, 2003 Трубадуры - певцы Любви и Прекрасной Дамы - создали не только замечательную поэтическую культуру, но и своеобразную культуру любви, возвысили любовное переживание до степени искусства. Главной темой, содержанием и сутью поэзии трубадуров является любовь к Даме, любовь, которую принято называть `куртуазной`. Книга Женевьевы Брюнель-Лобришон и Клоди Дюамель-Амадо дает основание для размышлений на самые разные темы, так или иначе связанные с трубадурами и их эпохой: `трубадуры и катары`, `трубадуры и Церковь`, `куртуазия и служение`... Для более полного представления `повседневной жизни во времена трубадуров XII-XIII веков` книга дополнена переводами из староокситанской поэзии. 2. Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте. – М.: Молодая гвардия, 2004 Книга известного французского историка Пьера Антонетти освешает разнообразные стороны жизни Флоренции на рубеже XIII-XIV веков, в один из самых драматических периодов ее развития, когда рушились прежние устои и традиции, а на смену христианскому и рыцарскому Средневековью шло жесткое и рациональное Новое время. Именно в эту эпоху жил и творил величайший флорентийский поэт, автор "Божественной комедии", Данте Алигьери. 3. Лео Мулен. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы. X-XV вв. Перевод Татьяны Чесноковой. – М, 2000 Мир монахов на протяжении столетий вдохновлял и формировал цивилизацию европейского Средневековья. Что же известно нашим современникам о повседневной жизни монашества, о том, как они молились, как готовились к смерти, что читали, чем питались, как спали? Лео Мулен - признаный специалист в области истории и социологии религии. Он изучил множество самых различных источников: хроник и сборников обычаев, посланий основателей орденов и житий святых, а также научных трудов, посвященных этой проблематике. Автор убедительно и живо показывает, как, уповая на Промысел Божий, жили в эпоху Средневековья эти люди огня, железа и веры. 4. Бордонов Ж. Повседневная жизнь томплеера 13 века. - М.: «Молодая гвардия», 2004 Перед нами действительно серьезное исследование феномена «бедных рыцарей Христовых из храма Соломона». Порою даже слишком серьезное. В то время как любители жареного до хрипоты спорят, целовали ли вступавшие в орден задницу великого магистра (варианты: «да», «нет», «да, но только для проверки преданности неофита»), Бордонов занят другими вещами. Он пытается разобраться, как же так случилось, что группа из девяти небогатых рыцарей во главе с французским дворянином средней руки Гуго де Пайеном выросла в орден монахов-воителей, чьей военной и экономической мощи могло только позавидовать большинство европейских государств. Для этого он подробно разбирает и уставы ордена, и социальное, и экономическое устройство его командорств на Западе и на Востоке, скрупулезно перечисляя количество молитв и расписание постов и инвентаризируя хозяйство какого-нибудь сельского командорства Соммрё до последней телеги и курицы. Подобная скрупулезность не может не приправить книгу изрядной толикой занудства, однако автор частично нейтрализует его нетривиальным ходом. Он, что редкость для «нон-фикшн», вводит в книгу придуманного главного героя, небогатого дворянина по имени Жослен. 5. Риттер Д. Культура Средневековой Германии. – М, 1996 Признавая духовное руководство церкви, каждый класс германского средневекового общества, тем не менее, развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующий класс светских феодалов — рыцарство в широком смысле слова — выработал к XIII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений. Из последних в средние века особенно большое распространение получили так называемые рыцарские турниры — публичные состязания рыцаря в уменье владеть оружием, отражавшие военную профессию феодала. 6. Герч Р. Мир замков. – СПб, 1997 В книге проведено исследование светской архитектуры раннего и высокого средневековья обратилось к замкам, при этом на передний план выступил вопрос возникновения этого столь важного для европейской истории типа построек. Вместе с исследованием построек на первом месте стояла археология, позволившая с помощью целенаправленных раскопок получить важные сведения о внешнем виде и развитии оборонительных сооружений и замков раннего и высокого средневековья. 7. Блейлер Е. Религиозные представления – СПб, 1997 Е.Блейлер выделяет религиозное помешательство - mania religiosa, подчеркивая, что это может быть «любая душевная болезнь с религиозными бредовыми представлениями, чаще всего dementia praecox». 8. Сергеенко Н.Е. Темные века Средневековья. – М, 2003. В книге Сергеенко Н.Е. рассматривается процесс возникновения и развития строительства замков в Европе. Даются краткие исторические примеры событий того времени. В книге охвачен период с IX по XVI века. 9. Эдмон Поньон. Повседневная жизнь Европы в 1000г. – М, 2000 В данной книге история раскрывается через повседневность, через быт, история, которая становится по сути культурологией, если не антропологией; все это – при условии, что она не становится простым бытописательством. От того времени, увы, немного сохранилось письменных источников и естественным образом получается перекос в жизнь монахов - кто же больше них писал тогда?! Попутно автор естественным образом проходится по «Проблеме 1000», разбирая и оспаривая писания одного-единственного человека – историка 19в. Жюля Мишле. По словам Поньона и судя по приводимым цитатам – большой романтик со страстью рисовать «широким взмахом кисти» обширные полотна художественных описаний, не утруждая себя фактической стороной дела. Поньон скрупулезно проходится по всему, что связанно у Мишле с «паникой 1000 года» и периодом в целом, уличая каждую строчку в противоречии заявленным источникам. Вообще, по словам Поньона, защитники теории ссылаются всего на 12 письменных источников. Из них 4 – написаны страшащимися конца света, но живущими много позже 1000 года, 4 других – попросту не упоминают 1000 год, в одном тексте (Рауль Глабер, 1040г.) присутствует и конец света и 1000 год, но они никак не связываются, один источник (Адсон, аб. Монтерадье, 954г.) говорит о дате конце света, как принципиально не известной, еще один источник (Аббон, аб. Флери, 998г.) рассказывает, как автор слышал проповедь о пришествии антихриста в 1000г., но рассказывает, как о давно минувшем и ныне не важном деле, и последний источник (Тритгейм, 1559) содержит одну строчку о панике 1000 года, Поньон обявляет эту строчку позднейшей вставкой. 10. Мишель Пастуро "Повседневная жизнь Англии, Франции во времена рыцарей круглого стола. Пер. с фр. М.О.Гончар; Науч. ред., коммент. и послесл. Т.Д. Сергеевой;- М.: Молодая гвардия, 2001. Книга известного современного французского историка рассказывает о повседневной жизни в Англии и Франции во второй половине XII - первой трети XIII века - `сердцевине западного Средневековья`. Именно тогда правили Генрих Плантагенет и Ричард Львиное Сердце, Людовик VII и Филипп Август, именно тогда совершались великие подвиги и слагались романы о легендарном короле бриттов Артуре и приключениях рыцарей Круглого стола. Доблестные Ланселот и Персеваль, королева Геньевра и бесстрашный Говен, а также другие герои произведений `Артурианы` стали образцами для рыцарей и их дам в XII-XIII веках. Но насколько обыденная жизнь этих людей в дни мира и войны, их поведение на пиру и рыцарском турнире, во время охоты и в супружеской опочивальне соответствовали этому образцу? Об этом читатель узнает, прочитав книгу. В сборник входят: Анатолий Левандовский. "Об Артуриане, рыцарях Круглого стола и просто рыцарях"; Мишель Пастуро. "Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола"; Т. Сергеева. "Новый опыт исторической реконструкции западного Средневековья второй половины XII - первой трети XIII века". 11. Мишо Г. Крестоносцы.- М.: Росмэн, 2000 Одна из книг серии «Всемирная история сражений», которая в увлекательной форме рассказывает об истории крестовых походов, быте и нравах средневековой Европы и арабского Востока. Книги чрезвычайно богаты иллюстративным материалом. В оформлении, кроме великолепных иллюстраций художника Игоря Дзыся, впервые почти полностью использованы гравюры гениального французского графика Гюстава Доре (1832 - 1883), а также средневековые миниатюры, картины мастеров, исторические портреты и пейзажи. Отзыв Рубикона: Книга вся в картинках, чем создает ощущение полной детскости. Вместе с тем, это впечатление обманчиво, так как и вполне взрослый исследователь может найти там для себя интересные факты и хорошо выполненные схемы сражений. 12. Яковлев В.А. История крепостей. – М: Полигон, 2000 Книга известного специалиста-фортификатора В.В.Яковлева `История крепостей` посвящена мало освещенному аспекту военного искусства - развитию оборонительного зодчества с древних времен до начала XX века, а также исследованию средств осады и обороны сухопутных крепостей в этот период. Книга представляет интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru