Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Этическая концепция Аристотеля ID работы - 759812 история (дипломная работа) количество страниц - 74 год сдачи - 2007 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Начала этики у Платона и Аристотеля 9 § 1.1. Предмет и задачи этики Аристотеля 9 § 1.2. "Поэтика" Аристотеля в теории этики 13 § 1.3. Высшее благо эпохи Аристотеля 17 Глава 2. Концепции этики Аристотеля и других философов 24 § 2.1. Формирование этических добродетелей в концепции Аристотеля 24 § 2.1.1. Нравственные добродетели 31 § 2.1.2. Отдельные добродетели 35 § 2.1.3. Идеализация умственно-созерцательной деятельности 36 § 2.2. Понятие моральной личности 38 § 2.3.Справедливость и дружба в этики Аристотеля 43 Глава 3 Влияние и систематизация античной этики 50 § 3.1. Учения о середине в рамках этики Аристотеля 53 § 3.2. Эффективность этики Аристотеля 59 § 3.3 Классовый характер этических концепций Аристотеля 65 Заключение 69 Список литературы 74 ВВЕДЕНИЕ: Античная этика оказала значительное влияние на развитие мировой эстетической мысли. Не будет преувеличением утверждать, что ее влияние ощущается вплоть до наших дней. Мы до сих пор пользуемся терминологией, выработанной античной этикой и, занимаясь различными вопросами современной теории искусства, постоянно обращаемся к этическим теориям Древней Греции. Причины этого непреходящего значения античной этики объяснил Ф. Энгельс, который указывал на то, что "в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений". В античной этике с классической ясностью был поставлен целый ряд проблем, имеющих значение для всей мировой эстетической мысли: a. о сущности искусства, b. о природе эстетического восприятия, c. о содержании, d. средствах и целях этического воспитания, e. о содержании основных категорий этики и т. д. Цель дипломной работы - не вдаваясь в анализ развития отдельных школ и направлений классической этики, попытаться дать систематическое изложение тех проблем, которые являются общими для всего античного сознания, познакомиться с этическими концепциями Аристотеля, раскрыть основные понятия учения: благо, добродетель, нравственность, показать отличие концепций Аристотеля от других учений. Прежде всего - вопрос о сущности искусства. Разрабатывая этот вопрос, античная этика выдвинула так называемую теорию подражания, которая оказала значительное влияние на развитие всей европейской этики. Идея о том, что искусство представляет собой подражание природе, космосу и деятельности людей, высказывалась уже пифагорейцами, которые видели в музыке подражание "гармонии сфер". У Аристотеля теория мимезиса явилась средством обоснования реалистических принципов искусства и материализма в эстетике. Согласно Аристотелю, подражание, которое по природе свойственно людям, объясняет и само происхождение искусства: "Подражание присуще людям с детства и они том отличаются от других существ, что в высшей степени склонны к подражанию". Теория мимезиса Аристотеля оказала большое влияние на все дальнейшее развитие античной этики. Разрабатываемая в многочисленных трактатах, она сохраняет свое значение и в эстетике эллинизма. Об этом свидетельствуют приводимые нами тексты Лукреция, Плутарха, обоих Филостратов. Детально разработанная, эта теория оказала значительное влияние на всю мировую эстетику. Теория катарсиса получает завершение в эстетике Аристотеля, который применил ее к анализу трагедии. Знаменитое определение трагедии Аристотелем основано на понятии катарсиса. "Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов". Теория трагедии, лаконично изложенная в этом определении, вызывала и до сих нор вызывает многочисленные споры. Она истолковывалась в этическом, психологическом, медицинском и даже религиозном смысле. Однако если взять теорию катарсиса Аристотеля в общем контексте всей античной эстетики, то становится очевидным, что она вовсе не имеет тех метафизических сложностей, которые ей приписаны в позднее время. Трагическое очищение, понимаемое Аристотелем предметно, пластично, телесно, означало не что иное, как удаление из души аффектов и страстей, подобно тему, как лечение - это устранение болезней и физических недостатков. Объектом исследования является античная эстетика Аристотеля, которая придавала огромное социальное значение искусству, рассматривая его как необходимый элемент общественной и государственной жизни, средство воспитания и образования граждан. Теория общественного воспитания так же тесно связана с практикой воспитания в демократических полисах, основывалась на эстетическом воспитании. В античной эстетике получили глубокую разработку эстетические категории и термины. Особое внимание все крупные мыслители древности и в том числе Платон, Аристотель, а позже Плотин уделяют категории прекрасного; они анализируют природу прекрасного, его проявление в искусстве и действительности. Излагая теорию трагедии и комедии, Аристотель в своей "Поэтике" отразил взгляды древних на трагическое и комическое. Все вышеприведенное свидетельствует о том, что античная эстетика обладает специфическими чертами, отличающими ее от позднейших эстетических теорий. Прежде всего, категории античной эстетики универсальны, они в равной степени относятся к самой действительности, к законам строения и развития вещей, к процессам познания. Вместе с тем эти категории античной эстетики являются и категориями этики, диалектики, натурфилософии и т. д. Тем самым вся действительность, все формы общественной деятельности выступают как предмет эстетического познания. Специфические особенности античной эстетики обусловливаются во многом той особой ролью, которую играло в общественной жизни Древней Греции искусство. Характерно, что искусство у греков еще не выделилось в самостоятельную область. Оно еще тесно связано с ремеслом, воспитанием, гимнастикой, политикой и даже медициной. Поэтому греки смотрели на искусство менее духовно, придавали ему такое значение, которое мы, пользуясь современной терминологией, не можем назвать иначе, как прикладное. Но если в современном смысле "прикладное" значит несамостоятельное, то античная этика, напротив, считала основной именно утилитарно-практическую функцию искусства, так как прекрасное для греков означало то, что целесообразно, добротно, полезно. Характер античной этической терминологии позволяет восстановить особенности эстетического восприятия древних греков, специфику античного типа эстетической чувственности. Греческая культура - это культура обозримого пространства. Не случайно, определяя красоту, Аристотель требовал, чтобы все прекрасное было обозримо "...прекрасное и животное, и всякая вещь состоящее из известных частей, должно не только иметь последние в порядке, по и обладать не какою попало величиной: красота заключается а величине и порядке, вследствие чего ни чрезмерно малое существо не могло бы стать прекрасным, так как обозрение его, сделанное г, почти незаметное время, сливается, ни чрезмерно большое, так как обозрение его совершается не сразу, но единство и целостность его теряются для обозревающих". Согласно Аристотелю, все прекрасное - одушевленные и неодушевленные предметы, и искусство и целом, и фабула трагедии, и образы скульптуры - должно иметь четко обозреваемую, легко запоминаемую величину. Другая характерная особенность античного сознания - его пластический и телесный характер. Античная эстетика, утверждая принцип соизмеримости и соразмерности, имеет в виду не абстрактную соизмеримость, а соизмеримость с реальным человеческим телом. Этот принцип пронизывает все античное сознание, все представления об искусстве, гармонии и даже космосе. Не случайно поэтому греческая астрономия представляла Вселенную не в виде бесконечного пространства, а в виде определенной телесной субстанции-космоса, и космос пифагорейцев, Платона, Аристотеля - это, как мы видели не что иное, как музыкально звучащее тело. Актуальность работы выражена в том, что разрабатывая этические концепции, Аристотель выдвинул ряд глубоких эстетических и философских идей, которые не нашли свое воплощение в столь популярном ныне понятии как "картина мира", представляющем собой не что иное, как ту же упорядоченность представлений о мироздании на максимально широком уровне. Таким образом, в эстетике классической античности было высказано множество догадок, наблюдений и концепций, которые дали толчок всем последующим европейским теориям искусства и художественного творчества: 1. Как толкование Платоном природы прекрасного в искусстве влияет на выявление социальных возможностей художественного творчества? 2. В какой мере, по мнению Аристотеля, возможно достижение художественного совершенства на негативном материале; как решается им проблема "искусство и зло"? 3. Какое значение имеет понятие энтелехии для уяснения природы художественного творчества? Практическая значимость дипломной работы - это воссоздать содержание художественного сознания Древней Греции и формы его функционирования. Недостаточно знакомства лишь со взглядами на искусство, выраженными философами того времени. Необходимо понять реальную социокультурную почву, на которой выросли эти мыслители, художественную среду, в которой шлифовались их воззрения. В этом случае мы увидим, что далеко не все тенденции искусства античности нашли выражение в художественных теориях своего времени. Примечательно в связи с этим, что все искусства, и даже такие, как поэзия, музыка и ораторское мастерство, воспринимались в эту эпоху скульптурно, предметно, телесно. Эти особенности греческого эстетического восприятия объясняют специфические особенности античного искусства, его историческую неповторимость и эстетическое своеобразие. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Аристотель. Сочинения: В 4 т.- Т. 4.- М., 1984 2. Аристотель. Метафизика.- М; Л., 1934 3. Аверинцев С. С. Поэтика ранней византийской литературы. М., 1976. 4. Аристотель. Об искусстве поэзии (Поэтика). М., 1957. 5. Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1. М., 1975. 6. Аристотель. Поэтика, Пер. В. Аппельрота. Платон и Федр, Пер. С. Жебелева. 7. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. 8. Борев Ю. Эстетика. В 2 т. Смоленск. 1997. 9. Бычков В. В. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма // Философия искусства в прошлом и настоящем. М., 1981. 10. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М-: Мысль, 1987 11. История эстетической мысли. В 6 т. М., 1985-1987. 12. Леопарди Дж. Этика и эстетика. М., 1978. 13. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1979. 14. Маркс К. и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, 15. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. 16. Разин А.В., Этика: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб.- М.: Академический Проект, 2004 17. Самсонов Н.В. История эстетических учений. В 3 т. М., 1975. 18. Шестаков В. П. "Поэтика" Аристотеля и теория поэзии М., 2000 19. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. 20. Эко У. Эволюция средневековой эстетики, М., 1975. Цена: 3750.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru