Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Теория общественного развития ID работы - 708506 история (реферат) количество страниц - 18 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 3 ШПЕНГЛЕР О. 3 ТОЙНБИ А. 4 МАРКС К. 6 ПЕРЕХОД К ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ С КОНЦА 17 ВЕКА 9 НОВОЕ ВРЕМЯ 9 КАПИТАЛИЗМ И МОДЕРНИЗАЦИЯ 9 АНАТОМИЯ РЕВОЛЮЦИЙ 10 "ЖЕЛЕЗНЫЙ" ВЕК 13 РОЖДЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 13 НАУКА И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС 15 ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ 16 ЛИТЕРАТУРА 18 ВВЕДЕНИЕ: Освальд Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ и историк культуры, автор сенсационного в свое время труда "Закат Европы" (1921-1923). Необычна творческая биография немецкого мыслителя. Сын мелкого почтового служащего, Шпенглер не имел университетского образования и смог закончить лишь среднюю школу, где изучал математику и естественные науки; что касается истории, философии и искусствознания, в овладении которыми он превзошел многих своих выдающихся современников, то Шпенглер занимался ими самостоятельно, став примером гениального самоучки. Да и служебная карьера Шпенглера ограничилась должностью учителя гимназии, которую он добровольно оставил в 1911 г. На несколько лет он заточил себя в маленькой квартире в Мюнхене и занялся осуществлением своей заветной мечты: писал книгу о судьбах европейской культуры в контексте мировой истории - "Закат Европы", выдержавшую только в 20-е годы 32 издания на многих языках и принесшую ему сенсационную славу "пророка гибели западной цивилизации". Вряд ли кто оказал такое заметное влияние на культурологическую мысль первой трети XX в., как Шпенглер. Подобно Ницше, он был ярким представителем так называемой философии жизни, противопоставляя в процессе познания живую интуицию "мертвому" рационализму и опираясь при определении культуры не на ее материально-техническую сторону, а на ее органическую природу. Он считается классиком цивилизационного подхода к истории, т. е. такого ее рассмотрения, когда историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной культурой. В этом Шпенглер повторял нашего соотечественника Н. Я. Данилевского и так же, как он, был одним из самых последовательных критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества, считая Европу уже обреченным и умирающим его звеном. Шпенглеру принадлежит и наиболее распространенная трактовка различий между понятиями "культура" и "цивилизация", подробно развитая им в книге "Закат Европы". В этой книге он рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых представляется им в виде некоего "организма", спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему "организмов". Существование общечеловеческой преемственности в культуре Шпенглер отрицает. В истории человечества он выделяет 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западноевропейскую и культуру майя в Центральной Америке. В качестве новой культуры, по Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура. Каждому культурному "организму" отмерен примерно тысячелетний срок существования, всякое глубинное и плодотворное взаимодействие между ними невозможно. Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию, переходит от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою, от "души" к "интеллекту", от героических "деяний" к утилитарной работе. Такой переход для греко-римской культуры произошел, по Шпенглеру, в эпоху эллинизма (III-I века до н. э.), а для западноевропейской культуры - в прошлом веке. С наступлением цивилизации начинает преобладать массовая культура, художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездуховному техницизму и спорту. В 20-е годы "Закат Европы", по аналогии с гибелью Римской империи, воспринимался как предсказание апокалипсиса, гибели западноевропейского общества под натиском новых "варваров" - революционных сил, надвигавшихся с Востока. История, как известно, не подтвердила пророчеств Шпенглера, а новой "русско-сибирской" культуры, под которой подразумевалось так называемое социалистическое общество, пока не получилось. Показательно, что некоторые консервативно-националистические идеи Шпенглера широко использовались идеологами фашистской Германии. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Европа на перепутье новой истории / Под ред. Р. Н. Смоленского. - М.: Новый мир, 1989. 2. Культурология: учебник для вузов. - Ростов на дону: Феникс, 1998. 3. Культурология: учебное пособие / Под ред. Радугина А. А. - М.: Центр, 1999. 4. Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. - Тарту: Гардарики, 1996. 5. Новая история 1640-1870 / Под ред. академика А. Л. Нарочницкого. - М.: Просвещение, 1987. 6. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. - М.: Эксмо, 1992. 7. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. - М.: Прогресс, 1998. 8. Тойнби А. Постижение Истории. - М.: Прогресс, 1990. 9. Тойнби А. Цивилизация перед судом Истории. - СПб.: Ювента, 1995. 10. Цивилизации / Под редакцией М.А. Барга. - М.: Культура, 1999. 11. Чешков М. Понимание целостности мира: в поисках неформационной парадигмы // Мировая экономика и международные отношения. 1990. №5. С.33-48. 12. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Образ и действительность. - Минск: Попурри, 1998. Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru