Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ID работы - 755066 история (дипломная работа) количество страниц - 80 год сдачи - 2007 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Юность 11 Глава 2. Расцвет творческой деятельности Симеона Полоцкого 18 § 1. Педагогические взгляды 24 § 2. Художественное творчество Симеона Полоцкого 29 Поэзия 29 Драматургия 36 § 3. Симеон Полоцкий - проповедник и богослов 40 § 4. Политические взгляды Полоцкого 45 Внешнеполитическая взгляды 45 Образ идеального царя 49 Соотношение светской и духовной власти 51 § 5. Просветительская деятельность Симеона Полоцкого 52 Книгоиздательская деятельность 52 Проект Академии 55 Глава 3. Судьба наследия Симеона Полоцкого 60 Заключение 68 Приложения 72 Список использованных источников и литературы 76 Источники 76 Литература 76 ВВЕДЕНИЕ: Симеона Полоцкого вряд ли можно отнести к самым известным и почитаемым отечественным авторам и общественным деятелям, тем не менее, именно с этого имени начинается в России, как история стихосложения, так и история драматургии. С его именем связаны первые проекты высшего образования в России. М. В. Ломоносов среди книг ставших по его словам вратами его учености, называет "Псалтырь рифмтворную" Симеона Полоцкого . Но о жизни этого без сомнения замечательного человека известно не так уж много. Мало известный сегодня, для современников и ближайших потомков он был значимой фигурой. Во многом, потому что деятельность Симеона Полоцкого оказалась актуальной в контексте непредсказуемой истории рубежа XVII - XVIII вв. В его творчестве соединилось старое и новое, Запад и Восток. Помимо этого Полоцкий был известен и как страстный книголюб и просветитель, он обладал крупной библиотекой, его называют даже выдающимся библиофилом. Объектом настоящей работы является историческая личность Симеона Полоцкого, предметом - его биография и творческое деятельность. Хронологические рамки ограничивают исследование периодом жизни и творчества Симеона Полоцкого с 1629 по 1680 гг. Цель работы - всестороннее рассмотрение жизни и творчества Симеона Полоцкого. Исходя из цели и предмета исследования, задачи работы сводятся к следующим трем: 1. осветить жизненный путь Симеона Полоцкого; 2. рассмотреть творческую деятельность Симеона во всех ее проявлениях; 3. проследить историю наследия Полоцкого после его смерти. О Симеоне Полоцком, хоть и кратко, писали многие выдающиеся историки. Наиболее подробно о С. Полоцком написано у Н.И.Костомарова. Он не жаловал Симеона добрым словом: "Он (Симеон) не довольствовался скромными келейными учеными трудами; он беспрестанно напоминал о себе при дворе, кланялся государю, писал поздравительные стихи, восхваления всякого рода и вошел в такую милость, что сделался учителем царевича Федора, а пред концом царствования Алексея Михайловича увеселял царя и его двор комедиями своего произведения. Сочинения Полоцкого не показывают в нем большой учености; он вовсе не знал по-гречески; Епифаний Славинецкий недолюбливал его, как часто не любят добросовестные труженики науки верхоглядов, и когда Симеон набивался к нему в сотрудники по исправлению книг, Епифаний отделался от Симеона, хотя, по своему добродушию, охотно отвечал ему на разные вопросы, с которыми обращался к нему Симеон, гораздо меньше его ученый. Зато, не успевши приобресть значения у строгого ученого, Симеон поспевал везде и прославлялся как защитник православия против раскола, как богослов, как проповедник, как стихотворец. Замечательного таланта у него не было ни на одно из этих призваний, но его сочинения занимательны, так как касаются современных вопросов жизни и представляют много своеобразного в духе своего времени" . Столь категоричная оценка в последующей историографии не характерна для творчества Симеона Полоцкого. Так, например выдающийся ученый С. М. Соловьев довольно подробно писал о Симеоне Полоцком: он был образцом домашнего учителя, какой требовался у нас в XVII, XVIII и даже в XIX веках: выучить детей всему, но без принуждения, уметь подсластить науку, приохотить к ней; но кроме учения детей домашний учитель должен быть годен и на другие послуги в доме; именины господина или госпожи: домашний учитель пишет поздравительные стихи и речи; пишет театральные пьесы; умрет кто-нибудь в семействе - у домашнего наставника готовы и жалобные стихи. Таков был и Симеон Полоцкий, ходячая энциклопедия, неутомимый борзописец, умевший писать обо всем, ловкий собиратель отовсюду чужих мнений и старающийся представить их занятно, заставить выучить их шутя: разумеется, от такого человека нельзя требовать оригинальности, самостоятельности. Полоцкий, зная языки латинский и польский, собирает отовсюду анекдоты, изречения, определения и все это переводит стихами, виршами, в виршах излагает главные события Ветхого и Нового завета, историю римских императоров. …Полоцкий провозглашает о необходимости научного образования и в проповедях своих. Ревнитель просвещения, призванный в Москву для его распространения, Симеон Полоцкий в проповедях своих напал на старых учителей, священников, за их невежество . Несмотря на то, что оценка деятельности Полоцкого у С. М. Соловьева в общем положительная, но только как учителя и образованного для своего времени человека. Примерно в этом же русле рассуждает и другой не менее выдающийся российский ученый В.О. Ключевский. Он называет Симеона приятным учителем, облекающим науку в привлекательные формы. В его виршах можно видеть стихотворный конспект его уроков. Здесь он касается и политических предметов, стараясь развить в своих царственных питомцах политическое сознание . Помимо упоминаний в общих курсах истории и литературы уже в дореволюционной литературе появились монографические работы, посвященные жизни и деятельности Симеона Полоцкого, которые более справедливо оценивали его заслуги . Работа И. А. Татарского используется исследователями жизни и творчества поэта и по сей день. Нельзя сказать, что советской историографией личность Симеона Полоцкого была обделена вниманием. Начиная с 40-х годов появляются работы посвященные Полоцкому И. П. Еремина, в основном это статьи или очерки в составе истории русской литературы . Видимо помня традиции великих отечественных историков И. П. Еремин не забывает сказать, что Симеон Полоцкий не принадлежит к числу великих писателей. Тем не менее, этим утверждением И. П. Еремин не ограничивается, Симеон Полоцкий, по его словам, дело свое выполнил с честью, не смотря на ограниченность своего скромного таланта. Дело это заключалось в том, что он положил основание в русской литературе той отрасли художественного творчества, которая до него была почти совсем не разработана, - поэзии и драматургии. И в этом его историческая заслуга. Он является так же основоположником силлабического стиха в русской поэзии, но скованная литературной традицией поэзия Симеона Полоцкого никогда, в сущности, не выходила за пределы традиционной проблематики панегирической и дидактической поэзии школьного "барокко". Тем не менее, он еще во второй половине XVII в. отразил многие потребности и запросы наступающей Петровской эпохи . На 60 - 80 гг. приходятся работы авторов, которые и на сегодняшний день остаются наиболее полными фундаментальными исследованиями, посвященными жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Одним из признанных выдающихся специалистов в данном вопросе является А.М.Панченко, автор многих работ по истории русской литературы XVII века . А.М.Панченко не отходит от уже устоявшегося мнения, что Симеон был первым русским поэтом-профессионалом, первым литератором. Он олицетворяет собою тот тип писателя, который господствовал в России кануна преобразований и еще удержался в петровскую эпоху. В необычайной творческой плодовитости Симеона и деятелей его круга, А.М. Панченко видит - следствие определенной творческой установки, стремление к созданию новой словесной культуры . Еще один автор работы, которого не уступают по фундаментальнсти А.Н. Робинсон . По большей части этот автор акцентирует свое внимание на общественно-политических взглядах Симеона Полоцкого. Так, например, он делает вывод, что, опережая свое время, Полоцкий первым в русской литературе стремился выразить западноевропейскую идею абсолютистского легитимизма. Полностью эта мысль нашла свою реализацию только в Петровскую эпоху . Так же А. Н. Робинсон настаивает на том, что Полоцкий был униатом, а не православным . В 1972 году вышли две работы Л. Н. Пушкарева, одна из которых непосредственной была посвящена Симеону Полоцкому и вторая общественно-политической мысли России второй половины XVII века . Оценивая деятельность Полоцкого автор стремится к объективности. Задавая вопрос: за что же мы ценим Симеона Полоцкого, когда он не был ни великим писателем, ни выдающимся драматургом, ни самоотверженным борцом за народное счастье, сам же отвечает - Симеон Полоцкий был первым поэтом нового времени, жившим еще в условиях старой, допетровской России. Он был одним из тех, кто стоял у основания, у складывания новой культуры, новой общественно-политической мысли . В это же время появляется работа Д. С. Лихачева "Развитие русской литературы X - XVII вв.", где в русле развития русского барокко автор рассматривает стихотворную деятельность Симеона Полоцкого. Тем обстоятельством, что барокко в России приняло на себя функции ренессанса, может быть объяснен жизнерадостный, человекоутверждающий и просветительский характер барокко. В произведениях Симеона Полоцкого барокко приобрело отчетливо просветительский характер - в духе наступающей Петровской эпохи . По словам Д. С. Лихачева, Симеон Полоцкий стремился воспроизвести в своих стихах различные понятия и представления. Он логизировал поэзию, сближал ее с наукой, облекал морализированием. Сборники его стихов напоминают обширные энциклопедические стихи. Появляется в это время достаточное количество статей в основном в Трудах отдела древнерусской литературы , посвященных жизни и творчеству Симеона Полоцкого, в особенности много работ посвящено его книгоиздательской деятельности . В 1988 году появляется стать М. А. Робинсон и Л. И. Сазоновой в которой авторы пересматривают ряд биографических моментов жизни Полоцкого. Они приходят к определенным выводам о подлинном отчестве и фамилии Симеона . В монографии Л И. Сазоновой "Поэзия русского барокко" одна из статей посвящена Вертограду многоцветному Симеона Полоцкого. С одной стороны автор оспаривает общепринятое мнение о том, что "Вертоград многоцветный" Симеона Полоцкого не имеет какого-либо внутреннего единства. Помимо поэтической концепции стройного миропорядка, произведение объединено идеей сада. Данные заключения автор делает исходя из параллельного анализа автографа Симеона, в которой не было расположения стихов по алфавиту. С другой стороны, она пишет о том, что построение сборника в алфавитном порядке так же является частью замысла. Творчество Симеона Полоцкого выявляет одну из фундаментальных философских идей русского барокко, связанную с представлением о мире как книге и книге как мироздании. Стремление воспроизвести бесконечное разнообразие мира при помощи обозримого числа конечных элементов (букв алфавита), имеющее корни в средневековой схоластике, прослеживается в формах курьезной поэзии (раки, лабиринты, акростих и др.), в использовании алфавита как композиционного приема, в эстетической и этической интерпретации буквенных значений, в семантической значимости графического уровня текста. Пределом абстрактности и умозрительности такого подхода стало осмысление произведения как модели мира, как вселенной неисчерпаемого смысла . На современном этапе изучения наследия Симеона Полоцкого акцентируется внимание на книжности Полоцкого, т. е. его книгопечатной деятельности, личной библиотеке, общем отношении к книге . Видно, что наиболее исследованной является литературная деятельность Полоцкого, что является в основном заслугой литературоведов. В то же время в биографии Полоцкого остаются многочисленные "белые пятна", например, очень мало известно о домосковском периоде его жизни. Таким образом, на наш взгляд, имеет смысл объединения последних наработок в этой области, подведения итога изучению деятельности Полоцкого на сегодняшний день. Необходимо представить деятельность и творчество Симеона Полоцкого в целом и неразрывном единстве его жизни. Источниками для данной работы являются произведения, вышедшие из-под пера Симеона Полоцкого. Издана лишь небольшая часть наследия Полоцкого, большинство из его работ по сей день находятся исключительно в рукописных текстах. Даже из изданного в свое время автором и переизданного до революции в новейшее время переиздания отдельными сборниками были дважды: в 1935 году - "Избранные сочинения" и в 1990 - "Вирши" . Так же произведения Симеона Полоцкого включались в различные сборники, по истории русской литературы . В силу того, что в стихах Полоцкого отражалось большинство из его идей, именно они и стали основными источниками для изучения его взглядов в области педагогики, просвещения, образования, политики. И конечно же они служат в первую очередь для исследования его поэтического творчества. Работа состоит из трех глав. Первая посвящена белорусскому периоду жизни Симеона, в основном в ней идет речь о жизненных перипетиях, преследовавших молодого поэта и в незначительной степени о его творческих начинаниях. Во второй главе, которая посвящена московскому периоду жизни Симеона, приоритеты меняются, в силу его относительного внешнего спокойствия, по сравнению с расцветом в творческой деятельности. Третья посвящена историческим итогам его деятельности, то есть судьбе творческого наследия Симеона Полоцкого. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Еремин И.П. "Декламация" Симеон Полоцкий // ТОДРЛ, т. VIII. М.- Л., 1951. - С. 116 - 124. Русская силлабическая поэзия XVII - XVIII вв.- Л., 1970. - С. 164 - 173. Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. - М. - Л., 1953. - 749 с. Симеон Полоцкий. Вирши. - Минск, 1990. - С. 365. Симеон Полоцкий. "Вертоградъ многоцвъетный" // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. - М., 1994., Кн. 3. ЛИТЕРАТУРА Берков П. Н., Книга в поэзии Симеона Полоцкого // ТОДРЛ, т. XXIV. Л., 1969. - С. 260 - 266. Глухов А. Муж, исполненный разумом просвещения: Симеон Полоцкий // Университетская книга. - 2004. - № 4. - С. 24 - 34. Голенченко Г.Я. Белорусы в русском книгоиздании // Книга. Исследования и материалы. Сб. 13. М., 1966. Гребенюк В.Г. Эволюция политических символов российского общества. Развитие русского барокко. Зарождение классицизма в России XVII - XVIII в. - М.: Наука, 1989. - 536 с. Гусева А.А. Оформление изданий Симеона Полоцкого в Верхней типографии (1679-1683) // ТОДРЛ, Л., 1975, т. 38. Державина О. А. Пьеса о царе Навухудоносоре на европейской и русской сцене XVIII в. // ТОДРЛ, Л., 1969, т. 25. Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987 - С. 282 - 304. Еремин И.П. Литература Древней Руси, М.- Л., 1966. Еремин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого // ТОДРЛ, М. - Л., 1948. Т. 6, С. 125 - 163. Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели XVII века. М., 1972. С. 197 - 335. Киселева М.С. Учение книжное. Текст и контекст древнерусской книжности. - М., 2000. Ключевский В. О. Курс русской истории. - М., 1988. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - Кн. 1. М., 1990. Лабынцев Ю.А. Ставшие ее частью. Коллекции русских библиофилов в главной книжной сокровищнице страны. - М., 1990. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы Х - XVII вв. Эпохи и стили. Л., 1973. - С. 165 - 214. Луппов С.П. Книга в России в ХVII веке. - Л., 1970. Панченко А.М. О русской истории и культуре. - СПб. 2000. - С. 388. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. - Л., 1984. Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. - Л., 1973. Панченко А. М. О русском литературном быте рубежа XVII-XVIII вв. // ТОДРЛ, т. XXIV. Л., 1969. Панченко А.М. Слово и Знание в эстетике Симеона Полоцкого // ТОДРЛ. М.- Л. 1970. Т. 25. Панченко А. М. Истоки русской поэзии // Русская силлабическая поэзия XVII - XVIII вв. - Л., 1970. - С. 5 - 34. Прашкович Н. И., Из ранних декламаций Симеона Полоцкого ("Метры" и "Диалог краткий") // ТОДРЛ, М.-Л., 1965. С. 29-38. Т. 21. Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века. - М., 1972. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. - М., 1974. Робинсон А. Н., К проблеме "богатства" и "бедности" в русской литературе, XVII века. (Толкования притчи о Лазаре богатом) // Древнерусская литература и ее связи с новым временем. Вып. 2. М., 1967. С. 124-155. Робинсон А.Н. Симеон Полоцкий и русский литературный процесс // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. - М., 1982. Робинсон А. Н. Зарождение концепций авторского стиля в украинской и русской литературе конца XVI-XVII века (Иван Вишенский, Аввакум, Симеон Полоцкий) // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII - начало XVIII в.) Вып. 3. М., 1971. С. 33-83. Робинсон М А, Сазонова Л И Заметки к биографии и творчеству Симеона Полоцкого // Русская литература. - 1988. - № 4 - С. 134 - 141. Румянцева В. С. Тенденции развития общественного сознания и просвещения в России в XVII в. // Вопросы истории. - 1988. - № 2. - С. 12 - 24 . Сазонова Л И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII - начало XVIII в.) - М., 1991. Сазонова Л.И. "Вертоград многоцветный" Симеона Полоцкого (эволюция художественного замысла) // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. - М., 1982. Сапунов Б.В. Из истории международных связей Московской Руси XVI-XVII вв. // Книга. Исследования и материалы. Сб. 22. М., 1971. Серман И. 3., "Псалтырь рифмотворная" Симеона Полоцкого и русская поэзия XVII века. // ТОДРЛ, М.-Л., 1962. - Т. 18.- С. 214 - 232. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 12, 13. М.: Мысль, 1993. Юсим М.А. Книги из библиотеки Симеона Полоцкого - Медведева // ТОДРЛ, М., 1993. Т. 47. Цена: 3750.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru