Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Повседневная городская культура ID работы - 625103 история (курсовая работа) количество страниц - 32 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ 8 1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА 8 1.2. РАЗВИТИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА 12 ГЛАВА 2. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА 14 2.1. УСЛОВИЯ ЖИЗНИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ГОРОДЕ 14 2.2 ГОРОЖАНЕ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКОГО ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ 17 2.3. ТОРГОВЛЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ГОРОДЕ 19 ГЛАВА 3. ПОВСЕДНЕВНАЯ ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА 23 3.1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА 23 3.2. ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА 25 3.3. НАУЧНАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32 ВВЕДЕНИЕ: Введение Хронологические дистанции, отделяющие нас от средних веков, огромны, однако находки, открытия и достижения далекого прошлого по-прежнему составляют бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Изучая жизнь средневековья, важно обратить внимание на общее восприятии средневековья. С этим периодом обычно выделяют образы этого истории, имеющие общекультурный и научный характер. Для первых характерны двойственность и преувеличение. С одной стороны, средневековье было воплощением католицизма и господства слепой веры над разумом, монархии и сословных привилегий, власти грубой силы и дикости. Отсюда возникает утрированный образ "мрачного средневековья", освещаемого разве что кострами инквизиции. С другой стороны, романтизм XIX в. с его интересом к древней простоте, сильным личностям, народному творчеству (баллады, сказки, легенды) и мистике идеализировал средние века - время благородных рыцарей и прекрасных дам. Сейчас мы внимательнее, чем когда-либо, пытаемся осознать путь, пройденный человечеством в средние века. Интерес к нему тем сильнее, чем больше желание понять настоящее, заглянуть и спрогнозировать будущее. В средневековой эпохе для нас еще много неясного и таинственного. Средние века в Западной Европе - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города, и возникают новые. Город оказал огромное влияние на жизнь средневекового общества. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Центр многих городов представлял собою крепость, обычно находившуюся на холме, островке или речной излучине. Несмотря на хаос узких, кривых и перепутанных улочек и тупиков, беспорядочный разброс зданий, словно наобум понатыканных, где попало, в построении города присутствует некоторая логика: она выражается в концентрации вокруг определенных центров и на определенной территории проживания отдельных групп населения, отличающихся по социальным, профессиональным, этнико-конфессиональным характеристикам. Улицы среднестатистического средневекового города были зачастую настолько узкими, что по ним не всегда могла проехать повозка, и даже два человека иногда расходились с трудом. Земля стоила дорого, и чрезвычайный дефицит площадей заставлял строителей наращивать этажи зданий. Повседневная жизнь города насыщена и разнообразна. Горожане объединяются в гильдии и цехи, защищают интересы своих членов, принимали участие в городском управлении. Вместе с тем усложняется ремесло, оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Происходит развитие торговых отношений. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Изучение жизни средневекового города, позволить изучить бесценное наследие этой эпохи, важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания, без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры. Исходя из всего вышесказанного цель данной работы - изучить повседневную жизнь средневекового города. Предмет исследования - история средневекового города. Объект исследования - повседневная жизнь средневекового города. Для достижения цели, необходимо решить ряд задач: 1. Рассмотреть понятие "средние века"; 2. Ознакомится с историей возникновения средневековых городов; 3. Изучить роль города в жизни средневекового общества; 4. Проанализировать повседневную жизнь средневекового общества; 5. Рассмотреть условия жизни в средневековом городе. Изучению жизни средневековья посвящены труды А.К.Дживелегова (1875-1952). Его работа "Средневековые города в Западной Европе, посвящена истории развития европейских городов как торгово-экономических центров в эпоху Средневековья. Работа "Средневековые города Бельгии" Анри Пиренна (1868-1947 гг.) посвящена истории средневековой Бельгии в V-XIV вв. Автор ярко и образно исследует самые разные стороны жизни этой страны в эпоху средневековья: появление франков, набеги викингов сменяются борьбой между церковными и светскими княжествами и триумфом городов, неожиданно для всего христианского мира одержавших победу над феодальными сеньорами. Особое внимание Пиренн уделяет городам Бельгии, в XI-XIV вв. достигшим небывалого экономического расцвета и кровавым распрям за власть между горожанами. Не остается в стороне экономическое и социальное развитие Бельгии, сумевшей посреди бурь, сотрясавших средневековое общество, сохранить своеобразие своей культуры и независимость. Изучению культуры средневековой Европы большое значение уделял А.Я. Гуревич. В работу "Избранные труды. Культура средневековой Европы" вошли книги: "Проблемы средневековой народной культуры" и "Культура и общество средневековой Европы глазами современников". В исследования первой книги - мировиденье и особенности религиозности неграмотных простолюдинов. Попытки реконструкции их культуры сопряжены с той трудностью, что указания на нее историк способен извлечь преимущественно или исключительно косвенным путем - посредством анализа текстов, которые вышли из-под пера образованных. Книга "Культура и общество средневековой Европы глазами современников" основана на изучении нравоучительных "примеров", которые включались в тексты проповедей монахов нищенствующих орденов. А.Я. Гуревича в работе "Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства" предлагается исследование западноевропейской культуры с необычной точки зрения: посредством анализа письменных текстов как бы восстанавливается миропонимание широких слоев народа, не имевших доступа к письменности. Автор рассматривает саги и песни, записи видений и нравоучительные примеры, средневековую проповедь, церковные ритуалы и культы, различные свидетельства о драматической охоте на ведьм в конце Средневековья и начале Нового времени. Большое значение для изучения средневековой культуры имеют работа "Цивилизация средневекового Запада" Ле Гофф Жака. Автор книги, сжато, но предельно ярко и убедительно характеризует основные особенности средневековой цивилизации. В центре внимания автора - Пространство и Время в жизни и восприятии тогдашнего населения Европы, его материальная жизнь, характеристика социальной системы и, главное, анализ их менталитета, коллективной психологии, способов чувствовать и мыслить. Цель всех исследований Ле Гоффа - связать социальную историю с историей личности. Он неизменно предпочитал человеческие существа абстракциям, но историк не в состоянии их понять иначе, чем в недрах исторических систем, в которых они жили. Основные положения об истории средневекового общества изложены в "Словаре средневековой культуры" Под ред. А.Я. Гуревича. Издание представляет новую концепцию средневекового общества, соединяющую проблемы социальной и культурной истории. Оно имеет междисциплинарный характер и охватывает проблематику и методы исследования различных областей гуманитарного знания. В словаре объединены усилия видных отечественных (Е.М. Метелинский, С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров) и зарубежных (Ж. Ле Гофф, П. Динцельбахер, Ж.-К. Шмитт) специалистов. А.А. Сванидзе в работе "Средневековый город и рынок в Швеции. XIII - XV вв." рассматриваются общие вопросы истории города и рынка, организация торговли, связи с рынком различных социальных слоев. Книга основана на широком круге источников - памятниках права, дипломах, хозяйственных и налоговых документах, городских протоколах, хрониках, а также исследованиях по археологии, нумизматике, исторической топографии. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Аргафонов П. Г. Европейский средневековый город эпохи Средневековья и Раннего Нового времени в современной западной историографии: Учебное пособие.- Ярославль: Ремдер, 2006. - 232 с. 2. Большаков В.П. Культура и времена в их взаимосвязях. Материалы научной конференции. - СПб.: Орбита, 2002.-321с. 3. Гуревич А. Я. Избранные труды. Культура Средневековой Европы.- М.: ИНФРА, 2002.-647с. 4. Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. - Саратов, Книжная находка, 2002.-455с. 5. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Феникс, 2000. - 219с. 6. История государства и права зарубежных государств. В 2-х томах. Под ред. А.В Жидкова, Е. Р. Крашенинниковой. - М.: Статут, 2001.- 689с. 7. История государства и права зарубежных стран. Т. 1. Древний мир и Средние века / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова, О.А. Жидков. М.: Норма, 2004. 720 с. 8. История средних веков / Под ред. С.П. Карпова. - М.: ИНФРА-М, 2003.-321с. 9. Культурология: словарь и хрестоматия. Под ред. В.П. Кохановского.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.-431с. 10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М.: Феникс, 2002. -211с. 11. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М.: Новый центр, 2002.-322с. 12. Пиренн А.Средневековые города Бельгии.- М.: Евразия, 2001. -361с. 13. Средневековая культура / Под ред. проф. А.Я Гуревича - М.: ЮНИТИ, 2003.-351с. 14. Уколова В.И. Античное наследие и культура Средневековья. - М.: Феникс, 2000.-421с. 15. Черноземова Е.Н. Луков В.А. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения Флинта. - М.: Инфра, 2004. -411с. 16. Чернышов А. В. Средневековый городской фольклор и социальная структура средневекового города. Учебное пособие. -М.: Феникс, 2004. - 531с. 17. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. -СПб: Питер, 2005. -388с. 18. Ястребицкая А. П. Западная Европа XI-XIII веков: эпоха, быт, костюм.- М.: Инфра, 2001.-472с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru