www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

МЕСТО И РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ


ID работы - 710952
история (курсовая работа)
количество страниц - 36
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ 3
1.БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА С РУССКИМ ЯЗЫЧЕСТВОМ 5
2.МЕСТО И РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЕ 12
2.1 Письменность и образование 12
2.2 История, литература 13
2.3 Скульптура 14
2.4 Зодчество 16
2.5 Живопись 18
2.6 Музыка 25
3.ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЕ……………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 35




ВВЕДЕНИЕ:



Веками в культуре России существовала смыслообразующая связь с христианством. Рождение и смерть, душевные и телесные страдания человека определялись христианскими ориентациями, нормами морали, непреходящими этическими ценностями. Знание о человеке, кроме биологического, всегда включало в себя нравственное измерение. Связь науки и нравственности и сегодня - важнейшее условие выживания современной цивилизации.
Цель настоящей работы - выявить основные тенденции влияния Православной церкви на развитие русской национальной культуры, для чего необходимо рассмотреть ряд вопросов, а именно:
а) история христианизации Древней Руси;
б) значение христианства в развитии русской национальной культуры;
в) культурологическая роль православия в современной России.
Статус государственной религии христианство приобрело после массового крещения восточных славян, проведенным в 988-989 годах князем Владимиром Святославичем. С этого времени распространение христианства приобретает характер государственной акции, активно формируется церковная организация, как составная часть государства. Становление христианства как единой государственной идеологии способствовало сплочению территории и укреплению Древнерусского государства. Единство религии способствовало вхождению Древнерусское государства в мировое христианское общество, сблизило Русь с Византией. Русская церковь была частью Константинопольской патриархии, и Византия долгое время оказывала влияние на Русь. Принятие христианства привело к изменениям в культуре древнерусского общества и ее обогащению. Из Византии на Русь пришли живопись, архитектура, письменность и письменная литература. В то же время преследованиям подверглись языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Введение христианства, встречало сопротивление народных масс, в 11 веках волнения низов нередко приобретали форму движений против новой религии в защиту язычества. До 13 века распространение христианской религии ограничивалась в основном городами, после монголо-татарского нашествия христианство широко проникло и в деревню, хотя отдельные пережитки язычества сохранялись вплоть до 19 века.
Старинная русская формула, что первый Рим изменил, второй или новый (Константинополь) пал, но им наследовал третий - Москва, нашла своё отражение в становлении русской национальной культуры.
Типологические особенности русской культуры существенно отличали её от культур европейских цивилизаций и определили ее дальнейшее развитие, ее будущую историю. Первой такой особенностью стала бинарность такой культуры. В древности бинарность воплотилась в феномене двоеверия в художественной культуре - в сочетании старого и нового, языческого и христианского начал, в синтезе, давшем взлет всех видов искусств. При этом полного отказа от прежних ценностей языческой культуры не произошло. С трудом расставшись с языческими капищами и восприняв идущие из Византии духовные ценности, русская культура сделала это без излишней рационалистичности, сохранив жизнеутверждающий дух народной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности - чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества - сохранились и стали основой для всего последующего развития художественной культуры.
Второй особенностью русской культуры стала ее анонимность, соборность. Дело в том, что вместе с христианизацией на Русь пришла линеарная концепция истории и вступление Руси в осевое время мировой истории означало, что все исторические события обретают свой неповторимый смысл, ход времени получает в сознании людей определенную направленность и начинает осознаваться как история, усиливается роль рациональности и появляется философское мышление, религия наполняется этическим смыслом, вокруг нравственных оценок жизни.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Летопись Нестора со включением Поучения Владимира Мономаха. СПб., 1893; Житие Святого Владимира // Святая Ольга - Владимир Святой: Сборник Сост. Лисовой Н.Н., Поспелов М.Б. М., 1996. С. 211-217; Иаков Мних. Память и похвала Владимиру // Там же. С. 205-211; Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати // Там же. С. 217-241; Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII века. М., 1978. 2. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. - СПб.,1914. 3. Буркова Г.А. Введение в христианскую культуру. - Йошкар-Ола: МарГУ,1997. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России, 2-е издание. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 4. Ерошкин Ю.В. Религия и наука: взаимодействие или конфликт? Материалы научно-богословской конференции, 23-24 мая 1998 г. Йошкар-Ола, 1998. 5. Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. Очерки но истории русской церкви. М., 1992. 6. Лисавцев Э.И. Религия и борьба идей в современном мире. - М.: Знание, 1982. 7. Макарий (Булгаков М.П.) История русской церкви: в 4-х кн. Кн. 1. М., 1994. Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX - XVII вв. М., 1984. 8. Нечволодов А. Сказания о Русской земле. В 4-х кн. Кн. 1. Кемерово, 1991 Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII века. М., 1978. 9. Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религии. - М.: Мысль, 1982. 10. Пучков П.И. Современная география религий. -М.: Наука, 1975. 11. Религии мира: христианство, ислам, буддизм. - М.: Меридиан, 2004. 12. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры. - М.; Эксмо, 2007. Стариков С.В, Левенштейн О.Г. Изучение русской Православной культуры на историко-филологическом факультете Марийского государственного университета. Материалы II научно-богословской конференции 23-25 мая 1999 г. Йошкар-Ола, 1999. 13. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании и постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена. - М.; Спб.: Летний сад, 2000. 14. Танчер В.К. Христианство и общественное развитие. - М.: Знание, 1971. 15. Туманова Н.Е., преподаватель истории средней школы п. Куяр. Материалы VII научно-богословской конференции, 24-25 мая 2004 г. Йошкар-Ола, 2004. 16. Хрестоматия по истории России: В 4-х т. Т. 1. С древнейших времен до XVII в. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. М., 1994.
Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru