Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Историческое значение Сергия Радонежского ID работы - 755808 история (дипломная работа) количество страниц - 89 год сдачи - 2007 СОДЕРЖАНИЕ: Введение………………………………………………………………………….…2 Глава 1. Культура и искусство Московской Руси XIV века - основные тенденции и веяния………………………………………..…..5 Глава 2. Житие преподобного Сергия Радонежского…………………………...32 2.1. Детство, отрочество и переселение его родителей………………..33 2.2. Начало подвижничества в ранней юности и отшельничества. Основание Троице-Сергиевой Лавры……………………………37 2.3. Чудесные видения и пророчества, сопровождавшие жизнь Сергия Радонежского……………………………………………..48 Глава 3. Историческое значение Сергия Радонежского…………………………53 3.1. Значение преп. Сергия в истории северно-русского монашества…………………………………………………………53 3.2. Распространение в северной России введенного преподобным Сергием уединенного подвижничества………………………….62 3.3 Вклад преподобного Сергия Радонежского в русскую культуру…………………………………………………………....65 Заключение…………………………………………………………………..84 Список литературы………………………………………………………….87 ВВЕДЕНИЕ: С детства люди восхищаются русскими богатырями-воинами. Но были на Руси сильнее их - богатыри духа в монашеской одежде, которые вдохновляли на подвиги богатырей-воинов и земледельцев. Богатырь духа Сергий Радонежский - одна из самых великих личностей в 1000-летней истории России. Это был также пророк и стратег развития Руси, бесстрашный государственный деятель в жестоком XIV в. Сергий Радонежский родился более шестисот лет назад, умер более пятисот. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным, мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России. Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен. Но для русского человека в нем есть как раз и нас волнующее: глубокой созвучие народу, великая типичность - сочетание в одном рассеянных черт русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в народно/и святого, что навряд ли выпала другому. Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса радонежские. Но он к татарщине не был равнодушен. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Димитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок. В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России. Сергий был не только созерцатель, но и делатель. Правое дело, вот как понимали его пять столетий. Все, бывали в Лавре, поклоняясь мощам преподобного, всегда ощущали образ величайшего благообразия, простоты, правды, святости, покоящейся здесь. Жизнь "бесталанна" без героя. Героический дух средневековья, породившая столько святости, явил в Сергии свое блистательное проявление. Многими делами создавалась незабвенная слава Сергия, он известен и как основатель Троице-Сергиевой лавры, которая стала праматерью около 70 монастырей. В трудном 1919 г., когда в советском правительстве обсуждался кощунственный вопрос о ликвидации Троице-Сергиевой лавры, известный ученый в области богословия, философии, математики и электротехники священник Павел Флоренский написал правительству письмо-протест, где есть такие слова о значении этого монастыря и его основателя: "Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель этого дома, преподобный Сергий Радонежский, - "особым нашего Российского царствования хранителем и помощником", - как сказали о нем цари Иоанн и Петр Алексеевичи, - "особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, точнее было сказать - Ангелом Хранителем России... Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в ее основателя, признанного святым при жизни, "чудного старца, Святого Сергия", как свидетельствуют о нем современники". Читая статьи и книги разных авторов, я отметила одну особенность - перед именем Сергия во всех трудах стояло слово "Святой" или "Преподобный". О житие Сергия и вкладе его в русскую историю и культуру XIV века преподобного Сергия Радонежского сказано немало. Подбирая подходящую литературу к данному реферату, я нашла несметное количество статей и книг разных авторов, посвященных этому человеку. Среди них такие историки как Ключевский, Горчакова, Азарьин, Лаврентьев, Смирнов, Тихонравов, и т.д. Кроме собственно историков, биографией преподобного Сергия Радонежского занимались митрополит Филарет, отец Флоренский, отец Булгаков, архимандрит Никон Рождественский и другие церковные деятели. Что же привлекало их в этой незаурядной исторической личности? Ведь немного в нашей стране было церковников, к которым по сей день проявляется такой живой интерес. Чем же основатель Троице-Сергиевой лавры завоевал людское преклонение даже через сотни лет? Все просмотренные мною статьи и книги относились к разным временным отрезкам, к разным политическим системам, написаны совершенно разными людьми. И во всех статьях говорилось о народной памяти, о том, что люди благоговейно перенесли через года память об этом человеке, о его деятельности. Сергий Радонежский в юном возрасте самостоятельно решил уйти навсегда в лесные глухие дебри, взяв с собой только связку книг духовного содержания и благословенные иконы родителей. Находясь в суровом одиночестве, он "поднялся, по словам историка В.О. Ключевского, на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна". Этот феномен вызывает и другой вопрос: а может ли современный человек России подняться на такую или близкую вершину? Что же нужно было сделать, чтобы люди, все как один, несмотря на различие даты выхода этих трудов, города их издания, взглядов их авторов, называли человека Святым? И еще: какую ценность представляет для нашей культуры сегодня уникальная личность Сергия? На и другие вопросы я попытаюсь дать ответ в своей дипломной работе. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Азарьин С. Книга о чудесах Преподобного Сергия.- СПб., 1988. ("Памятники древней письменности". № 70.) 2. Белокуров С. А. Преподобий Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра в русской литературе: Материалы для полной библиографии//Библиографические записки. 1892. № 10. С. 702-711. № 12. С. 864-877. 3. Всеобщая история искусств, т. 2. 4. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание Преподобного Сергия и путеводитель по лавре. Изд. 2-е, испр. и доп.- М., 1909. 5. Голубцов А. П. О значении Преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества.- М., 1992. 6. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры.- Сергиев Посад, 1890. Ч. 1-2. 7. Горчакова Е. Житие Преподобного Сергия Радонежского и описание св. Троице-Сергиевой лавры и ее окрестностей.- М., 1892. 8. Дмитриева Н. А. "Краткая история искусств". М: Мысль, 2005 9. Демина Н. А. Андрей Рублев и художники его круга.- М., 1972. 10. Карамзин Н. М. "История государства Российского. " Москва, 1993 г., том 5 11. Карамзин Н. М. Предания веков: М:Правда, 1987 12. Кедров Н. И. Просветительная деятельность Троице-Сергиевой лавры за первые три века ее существования.- М., 1892. 13. Клибанов А. И. Русское православие, М: Политиздат, 1987 14. Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории, М., 1989. 15. Корсаков Д. А. Святой Сергий Радонежский и основанный им Троицкий монастырь. М:Кашнь, 1994. 16. Лаврентьев Г. Описание жизни и чудес Преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России Чудотворца.- СПб., 1862. 17. Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого.- М.-Л., 1962. 18. Муравьев А. Н. Путешествия ко святым местам Русским.- СПб., 1863. Т. 1 - 4. 19. На поле Куликовом: Рассказы русских летописей и воинские повести XIII-XV веков.- М., ,1980. 20. Орловский Е. Ф. Сергий Радонежский и его время: Исторический очерк.- Гродно, 1892. 21. Оскар Е. К. Всемирная история: издательство Москва 1999 22. Поппэ А. Как была крещена Русь. Политический фон крещения Руси: М:Издательство политической литературы 1988г. 23. Просвирин И., архимандрит. Троице-Сергиева лавра.- М., 1985. 24. Рождественский Никон, архимандрит. Житие и подвиги Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонеж ского и всея России Чудотворца..- М., 1885. 25. Сергеев В. Андрей Рублев.-М., 1981. 26. Случевский К. К. Государственное значение святого Сергия и Троице-Сергиевой лавры.- М.. 1889. 27. Смирнов С. И. Преподобный Сергий и Троицкая лавра ею времени.- М., 1898. 28. Смирнов С. К. Церковно-исторический месяцеслов Свято Троицкой лавры.- М., 1854. 29. Снегирев И. М. Троицкая Сергиева лавра.- М., 1842. 30. Тихонравов Н. С. Древние жития Сергия Радонежского. М., 1892. 31. Троицкий Н. И. Триединство Божества: Историко-археологическое исследование по памятникам всеобщей истории искус Изд. 2-е, испр. и доп.- Тула, 1909. 32. Федотов Г. П. Святые Древней Руси.- М., 1990. 33. Флоренский П. А. Моленные иконы Преподобного Сергия//Журнал Московской Патриархии. .1969. № 9. 34. Чарская Л. А. Один _за всех: Повесть о жизни великого подвижника земли Русской.- М., 1912. 35. Щапов Я. Н. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.): Политиздат, 1987 Цена: 3750.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru