Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Исследование положения и роли женщины в русской семье XVI-XVIIв ID работы - 716299 история (курсовая работа) количество страниц - 29 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 1. Картина мира по "Домострою" 7 2. Положение женщины в семье 11 2.1. Быт и нравы русских женщин 11 2.2. Праздники 19 3. Воспитание детей 21 4. Свадебные обряды 23 Заключение 27 Литература 29 ВВЕДЕНИЕ: Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе: свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т. д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Семью создает отношение родители-дети. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья - эта основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей в поддержание существования членов семьи. "Домострой" - русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения. Предполагают, что "Домострой" возник в XV в. в среде богатого новгородского боярства и купечества. Автор его пользовался литературными источниками в виде сборников "слов" и поучений ("Измарагд", "Златоуст", "Златая цепь" и др.). "Домострой" служил правящему классу нравственным кодексом. В середине XVI в. переработан приближённым молодого царя Ивана IV Васильевича протопопом Сильвестром, который заключил изложение "Домостроя" посланием к своему сыну Анфиму. Содержит ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, даёт подробное описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. Написан в большей своей части живым языком, местами украшен пословицами и поговорками. Домострой является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового типа, но и своеобразным кодексом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества. Не представляя отчетливо, какой была роль тогдашней литературы и в какой степени жизнь влияла на нее (и наоборот, литература на жизнь), без ясного прослеживания всей системы взаимосвязей "Домостроя" и его автора со своим временем и с институтами общества тогдашней Руси мы рискуем ничего не понять в этом памятнике. Давно пора разобраться: что есть "Домострой" и что он не есть. Позитивист, радикал, публицист-народник второй половины XIX века Н. Щелгунов, отметив, что ""Домострой" царил у нас повсюду, во всех понятиях, во всех слоях общества", далее говорит: "Сильвестр, собравший "Домострой", был для нас, русских, тем же Конфуцием, который тоже не сочинил ничего своего, а только собрал плоды народной мудрости и практических правил и подвел им итог". Неудача Сильвестра подчеркивается обоими столь несхожими авторами. Андреев замечает, что "Сильвестру, как известно, удалось сложить довольно плотно сколоченную, крепкую на вид, совершенно плоскую систему, поражающую своей безблагодатностью. Ни размаха (...), ни духовной красоты... " . Также и Щелгунов, как видно из цитаты, подчеркивает в своей отрицательной оценке неоригинальность системы Сильвестра, ее вторичный характер. Уникальность "Домостроя" в русской культуре прежде всего в том, что после него уже не предпринималось сравнимой попытки нормировать весь круг жизни, особенно семейной, основываясь при этом на сверхчеловеческом императиве-авторитете, а из советских документов с ним можно сопоставить только разве что одиозный "Моральный кодекс строителя коммунизма". Данная тема выбрана с целью изучения быта и нравов людей XVI века, в частности женской доли в данный период времени. Вопрос чрезвычайно интересен еще и потому, что в настоящее время в российском мировоззрении идет переоценка многих ценностей, но прошлое откладывает свой отпечаток. Посмотрим, что досталось нам в наследство от "Домостроя". Данная тема несомненно актуальна, поскольку ход истории непредсказуем, но будущее - это всегда закономерное продолжение прошлого. Нынешняя феминизация и эмансипированность женщин, можно сказать, тоже своеобразное следствие прошлых событий истории. Положение и роль женщины в семье всегда были объектом пристального внимания историков. Надо отдать должное - женщина от неимеющей права слова и дела дошла до самых высших постов вплоть до президентского (Тарья Халонен - в Финляндии, Вайра Вике-Фрейберга - президент Латвии). Надо полагать, многие уроки преподала история женщинам и много полезного вынес из них слабый пол. Хотя "слабым полом" женщин называть несколько неверно, но так уж повелось. Каждый этап истории - это своеобразная ступенька в развитии отношений к женщине, ее положения в семье. В данной работе будет рассмотрен период, охватывающий XVI-XVIII века. Цель данной работы: исследование положения и роли женщины в русской семье XVI-XVIIв. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть организацию жизни по "Домострою" - основному источнику жизнеописания того времени; 2. изучить положение женщины в семье; 3. рассмотреть сущность воспитания детей в семье; 4. рассмотреть проведение свадебных обрядов. Объект: русская семья в период XVI-XVIII вв. Предмет: положение женщины в семье В работе будут рассмотрены отношения в семье различных слоев населения, в работе рассмотрены отношения как в крестьянских семьях, так и обряды в царской семье. Основными источниками литературы, из которых черпалась информация по данной теме стали "Домострой", статья В. Иваницкого "Русская женщина в эпоху "Домостроя" и Костомарова Н. "Очерк о домашней жизни и нравах великорусского народа в XVI и XVII столетиях", хотя привлекались и другие источники под авторством Левинтона Г., Щелгунова Н., Пушкаревой Н.Л. и др. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Андреев Д. Роза мира, М.. 1991. 2. Гуревич Я., Павлович Б. Историческая хрестоматия по русской истории. В 3 ч. ч 2. СПб. 1889. 3. Домострой. Подготовка текста и перевод с древнерусского Д. В. Колесова. СПб., 1998. 4. Иваницкий В. Русская женщина в эпоху "Домостроя" // Общественные науки и современность, 1995, № 3. 5. Колесов Д. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986. 6. Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993. 7. Костомаров Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992. 8. Левинтон Г. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог). В сб. "Этнические стереотипы мужского и женского поведения", СПб., 1991. 9. Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница. М., 1997. 10. Соловьев С. История России с древнейших времен. Кн. 1. М., 1959. 11. Щелгунов Н. Очерки русской жизни, СПб., 1895. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru